Вы здесь

Транспорт

Автобусом, трамваем, троллейбусом

Ежедневно услугами наземного общественного транспорта в столице пользуются 1,7 млн человек. Благодаря этому «Киевпастранс» является крупнейшим коммунальным предприятием страны. Его доход в 2015 году составил 1,6 млрд грн. При этом убытки достигли почти 78 млн грн

0

719

Ежедневно услугами наземного общественного транспорта в столице пользуются 1,7 млн человек. Благодаря этому «Киевпастранс» является крупнейшим коммунальным предприятием страны. Его доход в 2015 году составил 1,6 млрд грн. При этом убытки достигли почти 78 млн грн. Больше всего денег предприятие тратит на ремонт подвижного состава и трамвайно-троллейбусных линий. 

В прошлом году киевские власти обратили внимание на обновление технического парка. С этой целью КГГА выделила из бюджета 200 млн грн – 75% из этой суммы предназначалось на приобретение новых трамваев. В 2013-2014 гг. на обновление транспорта шло не более 30 млн грн.

Куда идет трамвай

Сегодня на улицах Киева работает 600 автобусов, свыше 500 троллейбусов и 300 трамваев. «А для удовлетворения транспортных потребностей киевлян эти цифры нужно без малого удвоить», – подсчитывает бывший советник мэра Киева и заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

Согласно украинскому законодательству, обновление технического парка городского транспорта финансируется государственным и местным бюджетами. В 2015 году Кабинет министров направил в муниципальные бюджеты 100 млн грн для приобретения новых трамваев. Но помощь государства досталась только тем городам, которые уже располагали 70% от нужной суммы на новые транспортные средства. Киев получил половину из этих 100 млн. Другую половину разделили между Львовом, Одессой и Мариуполем. «В последний раз похожую поддержку государство обеспечивало в 2007-2008 годах», – подчеркивает начальник отдела развития городского электрического транспорта Министерства инфраструктуры Виктор Гриценко.

В итоге «Киевпастранс» заключил договор о покупке во Львове у производителя электротранспорта – компании «Электронтранс» – семи трамваев для скоростных маршрутов. Киеву приобретение обошлось в 180 млн грн.  

Еще 10 трамваев, выпущенных концерном Pesa, Киев купил в Польше. Деньги на приобретение вагонов предоставила польская сторона в виде кредита на 11,5 млн евро. Достигнута договоренность о приобретении 50 трамваев. «Все будет зависеть от того, насколько Польша сможет профинансировать проект», – объясняет Кава.

Но подписание обоих контрактов лишь в малой части способно решить проблему обновления подвижного состава. «Сейчас трамвайный парк столицы находится в плачевном состоянии: из 418 вагонов лишь 39 эксплуатируются не более 10 лет; 232 нуждаются в обновлении, их срок эксплуатации превышает 30 лет», – сыплет цифрами генеральный директор «Киевпастранса» Сергей Майзель. По словам чиновника, для оптимальной работы трамвайного транспорта нужно покупать по 50 вагонов ежегодно.

По оценкам Гриценко, полное обновление парка трамваев столицы обойдется городу в 7 млрд грн без учета модернизации инфраструктуры. Но так как для Киева это слишком дорогое удовольствие, «Киевпастранс» своими силами провел в прошлом году капитальный ремонт 34 вагонов.     

Куда идет троллейбус

С троллейбусами ситуация несколько лучше. «В Киеве развитая сеть троллейбусных маршрутов. В прошлом году проводилось исследование пассажиропотока, и уже есть понимание оптимизации маршрутных линий», – рассказывает Гриценко.

Развитие новых троллейбусных линий продолжается. Последний пример – появление маршрутов от станции метро «Академгородок» до массива Новобеличи и от аэропорта «Жуляны» до пересадочного узла Киев-Волынский. А подвижной состав в 2015 году пополнился 45 троллейбусами производства компании «Богдан», большая часть которых обслуживает жителей Троещины.

Обновление автобусного парка остается пока малозаметным. «Киевпастранс» повышает эффективность имеющейся техники. Совместно с «Укравтодором» предприятие выделяет отдельные полосы для движения общественного транспорта. Впервые такие спецучастки были созданы еще в 2014 году на маршруте из Троещины на Петровку, а прошлым летом появились и в направлении из Троещины на Дарницу. В результате длительность поездки по всему маршруту сократилась на 5-10 минут.   

Кроме этого, за кредит Европейского банка реконструкции и развития «Киевпастранс» создал собственную СТО, что позволяет самостоятельно ремонтировать подвижной состав.

Действующая стратегия развития наземного транспорта в Киеве рассчитана до 2020 года. За этот период планируется улучшить функциональные возможности автобусной сети, модернизировать инфраструктуру электрического транспорта, а также повысить качество и количество транспортных единиц. «Киевпастранс» заявляет о грандиозных планах: на протяжении следующих четырех лет предприятие рассчитывает приобрести 250 трамваев, 320 троллейбусов и 300 автобусов.

Где деньги взять

Деньги для осуществления программы по обновлению транспортного парка Киев ищет вместе с Мининфраструктуры. Так, министерство договорилось о кредитном портфеле от ЕБРР и Европейского инвестиционного банка на 400 млн евро для развития общественного транспорта в девяти городах Украины. Киев определил свой уровень потребностей в 400 млн грн.

Но аппетиты столицы должны получить одобрение кредиторов. По словам Гриценко, министерство выберет из поданного предложения «Киевпастранса» оптимальный вариант, который и будет согласовываться с банками. Промежуточных результатов следует ожидать в середине мая. «Киев может рассчитывать на 180-200 млн грн», – предполагает Гриценко.

Чиновник уверен, что международные кредиторы заинтересованы в сотрудничестве с Киевом и готовы финансировать развитие экологического транспорта. «Эти кредиты будут возвращаться из городских бюджетов. Если на местах появятся трудности с погашением, поможет государство, а город уже будет возвращать долг в государственный бюджет», – уточняет он. 

0

Выбор редакции

Comments