Вы здесь

Проекты

Газеты врать не будут

Заочное сватовство существовало в Киеве еще сто лет назад. Причем пользовалось большой популярностью как у женихов, так и у невест. И ничего, что в те времена не было привычных нынче сайтов знакомств – спрос удовлетворяли брачные агентства и газетные объявления. Благодаря им многие киевляне и киевлянки нашли свое счастье. Первым додумался извлечь прибыль из стремления людей создать семью немецкий предприниматель Леопольд Шлезингер 

0

246

В 1903 году он открыл в Берлине «Агентство для устройства браков». Желающих воспользоваться его услугами оказалось так много, что вскоре агентство стало международным. Его генеральные представительства открылись в Париже, Лондоне, Вене, Будапеште, а отделения – практически во всех крупных городах Европы.

Шлезингер не обошел вниманием и Российскую империю, где люди вступали в брак намного раньше, чем в европейских странах: у мужчин средний возраст составлял 24,2 года, у женщин – 21,4. Это вам не шведки со средним возрастом замужества в 27,5 лет!

Агентство открыло свое первое отделение в Петербурге, столице империи. Вскоре появилось отделение и в губернском Киеве. Городские газеты запестрели интригующими объявлениями: «Имея в настоящее время в своем распоряжении поручения от многочисленных дам, желающих выйти замуж, мы предложим Вам, согласно Вашему желанию, подходящие партии с фотографическими карточками для выбора».

Закодированные анкеты

Что требовалось от холостяка? Зайти в отделение брачного агентства, заполнить нехитрую анкету (собственно, указать требования к будущей избраннице и свое финансовое положение) и, конечно, быть старше 18 лет. Далее – самое волнующее: рассмотреть подходящие кандидатуры девушек, подобранные сотрудниками фирмы Шлезингера.

А вот невестам попасть в картотеку «Агентства для устройства браков» было не так просто – требовалось предоставить так называемые «оправдательные» документы. Прежде всего, сотрудники агентства убеждались в том, что претендентка на узы Гименея уже достигла 16 лет (минимальный возраст, когда в Российской империи разрешалось выходить замуж) и действительно одинока – незамужняя барышня либо вдова.

Затем в соответствии с предоставленными соискательницей документами в ее учетную карточку вносились возраст, вероисповедание, социальное происхождение и, наконец, самое главное – размер приданого. Все кавалеры интересуются приданым! Редкое исключение составляли богатые мужчины, искавшие скромную небогатую девушку.

Анкеты прекрасных незнакомок были анонимны – им присваивался цифровой код. Потенциальному жениху предлагали, например, такой текст: «Дочь ресторатора, 20 лет, располагает 20 тысячами рублей приданого», или: «35-летняя вдова статского советника, получила в наследство 175 тысяч рублей». Если клиент заинтересовывался, показывали фотографию девушки и ее учетную карточку.

В том случае, когда дело доходило до венчания, счастливый супруг оплачивал услуги агентства в размере 1% от размера приданого (или наследства) невесты. Вот почему сведения о дамах заполнялись исключительно по предоставлению документов!

«Я ищу мужа богатого…»

Вскоре у агентства появился серьезный конкурент – еженедельная «Брачная газета». Многие дамы вздохнули с облегчением. Во-первых, редакция не проверяла достоверность указываемых сведений, так что можно было, например, немного уменьшить себе возраст. Во-вторых, формулировать брачные предпочтения и выступать в роли охотника теперь мог и слабый пол.

Многие объявления были деловиты и коротки: «Желаю выйти замуж за православного, кто совершенно одинок, слаб здоровьем, немолод, но богат. Подробности письменно». То же самое, но другими словами: «20-ти лет, образованная барышня ищет мужа миллионера, непременно пожилого, во избежание неверности».

Иные дамы разбавляли меркантильный интерес романтическими кружевами: «Красивая с русалочьими глазами, вся сотканная из нервов и оригинальности, зовет на праздник жизни интеллигентного, очень богатого господина, способного на сильное яркое чувство; цель – брак».

Но все чаще появлялись многословные объявления, изобилующие высокопарными оборотами и хитросплетениями ненужных слов. Похоже, их составляли от имени невест представители новой профессии – писатели объявлений. Рука «копирайтера» видна, например, тут: «Судьба дала мне корректную внешность – изящной брюнетки с блестящими выразительными глазами, дала мне острый ум, находчивый язык и... больше ничего! Если не считать неутомимой жажды света и простора! Ах, как хочется жизни, блестящей, как фейерверк, искрящейся, как шампанское, любви жгучей, как солнце юга, глубокой, как таинственное дно бушующего моря! Чтобы достигнуть этого, я ищу мужа богатого, неглупого, не неврастеника, каких так много в наш больной век, а понимающего красоту жизни, понимающего и умеющего ценить прелести женского ума и женской улыбки. Предложения только серьёзные».

Мужские аппетиты

У мужчин, судя по газетным объявлениям, размах был не такой большой. Если женщины, выходя за миллионера, решали материальный вопрос раз и навсегда, то представители сильного пола зачастую были готовы стать под венец даже ради… разовой инвестиции!

Например, «Кине-режиссёр (военный), 26 лет, серьёзный, ищу жену-друга, любящую искусство, с капиталом не менее 40,000 рублей для собственного производства кинематографических лент, барышню или вдову не старше 35 лет. Звание и красота безразлично. Прошу писать серьёзно».

У начинающего пилота аппетиты оказались скромнее: «Офицер желает жениться на особе со средствами, которые необходимы для взноса при прохождении практического курса в школе авиаторов в г. По (Франция)».

А бедный студент хоть и вовсе невзыскателен в своих запросах, зато каков слог: «Женщина! Чудное видение! Я верю в Тебя! Приди! Будь другом-женой и дай возможность окончить университет. Студент-юрист 3-го курса. 26 лет, симпатичный, добрый».

Госпожа R. торжественно обручена

Объявления в «Брачной газете» стоили недешево. Строка на первой странице – 40 коп., на других – 30 коп. Итого разовая публикация обходилась в полтора-два рубля. За те же деньги в Киеве можно было купить пуд (16 кг) гречки.

Впрочем, во многих случаях затраты окупались. Редакция не без гордости информировала, сколько откликов пришло на то или иное объявление. Например, на это: «Моряк, интеллигентный, средних лет, вполне обеспеченный, желает познакомиться в целях женитьбы с интеллигентной, хотя и бедной, барышней или вдовой. Желательно бы фотографическую карточку, которая будет возвращена. Адр.:«Брачная газета» №1209». Уже в следующем номере читаем: «СТАТИСТИКА: Из объявления №1209 (моряк) за четыре дня было получено конторой газеты и передано г. публикатору 21 письмо».

Вызвало резонанс и такое объявление: «Ея золотые часики умоляет выкупить (25 р.) молодая дама. Безграничная благодарность. Николаевский вокзал, квитанция «Брачной газеты» №31127». «СТАТИСТИКА: Г-же публикаторше столь отчаянного и искреннего объявления передано 12 писем».

Но отклики – все же промежуточный этап. От полученного по объявлению письма до венчания путь не близкий и не очевидный.

Главный итог деятельности заочной свахи выглядел так: «По любезно сообщенным в контору «Брачной газеты» сведениям, г-жа R., поместившая объявление о своем желании выйти замуж в одном из декабрьских номеров нашего издания, торжественно обручена с г. В., помещиком юга России, откликнувшимся на объявление.

Свадьба и последующее путешествие за границу отложены ввиду того, что приданое, заказанное в первоклассных парижских фирмах, не может быть приготовлено ранее полутора месяца».

0

Выбор редакции

Comments