Вы здесь

Культура

Где нет лишнего билетика

В Западной Европе самые динамичные из крупных театров – муниципальные. Comedie-Francaise в Париже, La Scala в Милане, Staatsoper в Берлине и другие общенациональные театральные заведения в разных странах это, скорее, хранители традиций нежели площадки для творческих экспериментов. Резко изменить репертуарную политику, стилистику спектаклей и состав труппы они не могут по той же причине, по которой Лувр не может превратиться в музей современного искусства

0

441

В этом есть преимущество – гарантированное количество ориентированных на статус театра зрителей, но и недостаток – невозможность за счет инноваций резко поднять свою популярность. А муниципальные театры себе это позволить могут, чему в Киеве есть немало примеров.

В киевском академическом «Молодом театре» кассовые сборы за последние четыре года увеличились в три раза. А все за счет перемен. Творческий реинжиниринг театр начал с максимального приближения к своему названию. Помощник художественного руководителя театра Наталья Сиваненко рассказывает «Большому Киеву», что сегодня здесь не редкость спектакли, поставленные режиссерами 23-25 лет. На вопрос, получается ли у совсем молодых людей руководить непростым коллективом театральных актеров с их амбициями, она ответила: «У режиссера, которому двадцать три, это уже четвертая постановка». 

Оказывается, в «Молодом» знакомый нам по кино конфликт молодого режиссера с ветеранами театра превратился в свою противоположность. «Большой плюс наших молодых режиссеров – объясняет Сиваненко, – в том, что они активно общаются с труппой. По словам наших актеров-ветеранов, они привыкли к тому, что режиссер старой школы – диктатор, требующий беспрекословного подчинения. А молодые режиссеры не командуют, а вступают с актерами в диалог, и артисты старшего поколения говорят, что для них это как глоток свежего воздуха. Видя заинтересованность в них, они и сами стараются отдать весь тот опыт, который накопился у них за годы работы».    

Омоложение коллектива театра имеет и другие преимущества. Например, по творческому тонусу коллектива его художественный руководитель (худруку «Молодого» Андрею Белоусу и самому только сорок) может определить, как пойдет у помолодевшей аудитории театра новый спектакль – если труппа на репетициях поскучнела, то и зрителю будет скучно. А зритель в «Молодом» помолодел потому, что поменялся репертуар. Например, появились пьесы западных авторов, малоизвестных в украинских театрах. Как утверждает Наталья Сиваненко: «Мы гонимся не за именами, а за идеями, интересными нашей аудитории. Первая часть концепции «Молодого» – мы должны быть постоянно нужны зрителю. Вторая – мы не должны быть такими, как все остальные театры. Иначе мы просто не выживем».

Еще одна приманка для новой части зрительской аудитории – участие многих актеров «Молодого» в телесериалах. Вплоть до того, что производственный график театра может составляться с учетом их занятости в телесъемках. Ведь аншлаги в «Молодом» объясняются еще и тем, что некоторые зрители в первый раз в жизни приходят в театр именно потому, что хотят увидеть новых сериальных звезд на театральной сцене. Типичная зрительская реакция в таких случаях: «Оказывается, тут все совсем по-другому, чем в кино. Я плакала целый час. Приду снова».

Желанием увеличить зрительскую аудиторию объясняется и то, что сейчас в «Молодом» ставят девять-десять премьер в год – показатель выше, чем театрах с намного большей труппой. Они учитывают в первую очередь зрителей, которые посмотрели уже все спектакли текущего репертуара. Стараются в театре также расширить активный сезон – период, когда посетитель идет в театр и без рекламы. К тому же при стоимости билетов в партере 200-300 гривен остается прежней цена 30 гривен за место на балконе.

Жить стало лучше

Похожая история последние годы происходит и в Киевском национальном академическом театре оперетты (несмотря на громкое название – тоже муниципальном). По словам театралов-ветеранов, в начале двухтысячных туда на спектакль приходило по 20-30 зрителей. Сейчас билеты раскупают за месяц-два.

Секрет успеха аналогичен предыдущему – омоложение коллектива и расширение репертуара. Сегодня в театре ставят не только оперетты Легара и Кальмана, но и мюзиклы по Борхесу. А о менеджерских способностях нынешнего художественного руководителя и директора театра Богдана Струтинского говорит признание министра культуры Евгения Нищука о том, что он предлагал худруку театра оперетты должность своего заместителя.

Художественный руководитель Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузирья» Алексей Кужельный принадлежит к поколению старшему, чем его вышеназванные коллеги, но тоже относится к числу театральных новаторов. «Сузирья» – первый в независимой Украине ангажементный театр. Своей постоянной труппы здесь нет, все занятые в спектаклях актеры приглашаются из других театров. Сейчас эта «непостоянная труппа» составляет 300 артистов, от звезд до начинающих, больше, чем в любом другом украинском театре.

По словам худрука «Сузирья», доминанта зрительского интереса за последние годы изменилась. Сначала была востребованной «чернуха», потом ее сменил развлекательный театр. Сегодня все более популярным становится театр интеллектуальный. И это объяснимо, поскольку театр – это все-таки искусство элитарное. Доля людей, которые считают его необходимой составляющей своей жизни, во всем мире примерно одинакова – 10-13%. Какое-то время киевляне искали в театре отдых от окружающей их нелегкой реальности. Сегодня они ждут от театра, что он им поможет эту реальность осмыслить. «Не обязательно в буквальной форме, – объясняет Кужельный. – Когда мы ставим «Антигону» знаменитого французского драматурга Ануйя, написанную в 1943 году, наши зрители говорят, что это очень актуальный текст».

В целом же Алексей Кужельный, как и его коллеги, настроен оптимистично. По его словам, за последние два года положение в муниципальных театрах вообще изменилось к лучшему. «Не могу сказать, что мы стали богаче, – говорит он, – но тут тоже есть изменения. Сейчас все киевские муниципальные театры платят за аренду одну гривню. Другое дело, что у кого-то большой налог на землю, возникают проблемы с отоплением больших залов, очень серьезная статья расходов – освещение. Но самое главное для театра – востребованность. А зрителей к нам стало ходить больше, и мы стали больше спектаклей играть».      

0

Выбор редакции

Comments