Вы здесь

Образование

Где в Киеве научат родину любить

Встречи участников АТО со школьниками проходят в рамках обязательного курса «Защита отечества». Такая практика повышает интерес молодежи к военно-патриотическому воспитанию. В то же время учебные заведения с военным уклоном говорят о недоборе. «С начала АТО число желающих у нас учиться уменьшилось в разы. Война очень повлияла на сознание родителей», — рассказывает заместитель начальника военного лицея им. И. Богуна по работе с личным составом Сергей Мотыка

0

738

«В мое время допризывная подготовка юношей в школе не имела ничего общего с понятием военно-патриотического воспитания, — делится своими воспоминаниями участник боевых действий Павел Долинский, воевавший в составе добровольческого украинского корпуса «Правый сектор» и получивший ранение в боях за донецкий аэропорт. — Это было чисто механическое «собери-разбери автомат» и «закинь подальше гранату». Занятиям радовались только потому, что их можно было безнаказанно прогулять».

После ранения в 2014 году он вместе с другими фронтовиками уже сам стал принимать приглашения на встречи в школах. Долинский с восторгом вспоминает, как школьники приветствовали участников русско-украинской войны. «Только тогда я полностью понял смысл выражения Бисмарка «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники», — утверждает Павел.

По высшему разряду

«Наверное, ни в одном из школьных учебных заведений не уделяют такого внимания патриотическому воспитанию, как в нашем», — рассказывает «Большому Киеву» мать одного из учеников Киевского военного лицея им. И. Богуна Ярослава Токарь. Из 126 лицеистов восьмого класса 110 имеют твердое желание продолжить обучение в высших военных учебных заведениях, а затем – стать офицерами вооруженных сил Украины.

На сегодняшний день в нашей стране функционируют около 20 учебных заведений с военным уклоном для лиц школьного возраста: два военных лицея Министерства обороны (киевский и военно-морской лицей в Одессе, который до аннексии Крыма находился в Севастополе), два кадетских корпуса в Харькове и Сумах (оба – в ведомстве Министерства образования) и 16 заведений с усиленной физической подготовкой, находящихся на балансе областных или городских рад.

«С увеличением числа учебных заведений с военным уклоном количество кандидатов у нас снижается. Но дело не только в этом. Прежде около четверти детей приезжали в лицей с территорий Донецкой, Луганской областей и Крыма», — объясняет Сергей Мотыка. Вместе с тем, по его словам, сознательность, сплоченность и патриотическая мотивация учащихся с начала проведения АТО на востоке страны выросла.

«Важным аспектом воспитания патриотов является работа с личным составом. В советский период этим занимались замполиты. Сейчас их заменил отдел по работе с личным составом и психологи», — отмечает Мотыка. Кроме замполитов, в лицее также отказались от советской униформы и других пережитков СССР. Полковник подчеркивает, что все мероприятия, которые положены по закону о декоммунизации, лицей им. И. Богуна выполнил одним из первых — осталось лишь перенести памятник Суворову.

Для достижения основных целей обучения в лицее, как и в средних общеобразовательных школах, регулярно проходят встречи учеников с непосредственными участниками АТО — часто выпускниками самого лицея. На должности командиров взводов в лицей часто приходят офицеры с фронтовым опытом.

От теории к практике

Василий Кирилов, который ведет предмет «Защита отечества», также отмечает повышение уровня заинтересованности учеников с начала войны. Однако, по его словам, Минобразования должно адаптировать курс в соответствии с условиями военного времени. «Детей нужно не загружать теорией, им нужны практические занятия, ведь они физически должны быть готовы встать на защиту страны в любой момент», — поясняет учитель.

«Необходимо максимально популяризировать систему военно-патриотического воспитания, особенно среди молодежи школьного возраста. Работа должна вестись на всех уровнях – от государственного до уровня конкретного учебного заведения. Сегодня этого, к сожалению, нет», — считает полковник Мотыка.

На данный момент эту функцию частично взяли на себя детские и подростковые клубы патриотической направленности. Со спецификой военного дела школьников знакомят, в частности, такие организации, как «Пласт», «Тризуб», «Сокіл», «Січ».

«Пласт» способствует самовоспитанию молодежи, а не воспитывает, помогает в поиске своих интересов, — рассказывает глава киевского отделения «Пласта-НСОУ» Тарас Степанюк. — Наибольшее влияние на человека оказывает его окружение. В «Пласте» молодой человек попадает в адекватное, патриотически настроенное окружение, которое и формирует его дальнейшее развитие».

Что касается военно-патриотического воспитания в пластовых организациях, то, как отмечает Тарас, военное направление — одно из наиболее популярных. Большинство пластунов получают военные навыки, регулярно участвуют в лагерях соответствующей направленности и в некоторых случаях выбирают военную профессию. На сегодняшний момент уже более 160 пластунов приняли участие в боевых действиях на Донбассе, многие участвуют в волонтерских инициативах и различных тренингах в качестве профессиональных инструкторов.

Помимо пластунов, с 2014 года детей собирают в летние лагеря различные организации, в том числе и националистические. «Это, безусловно, позитивная тенденция», — уверен Мотыка. Однако, по его словам, такие мероприятия должны лишь гармонично дополнять процесс обучения в целом — заменить его полностью они не могут.

0

Выбор редакции

Comments