Вы здесь

Места

Как костел пришел на склад

Костел св. Николая начали строить на Большой Васильковской в 1899 году. Необходимость его сооружения назрела давно. Ведь со времен освящения предыдущего костела – св. Александра – прошло уже более полувека. За это время Киев пережил промышленный и строительный бум, его население увеличилось более чем в шесть раз – с 45 тысяч человек до 247 тысяч

0

1562

Согласно переписи 1897 года, в нашем городе проживали 35,5 тысячи католиков. Костел св. Александра – единственный в Киеве – был слишком тесен для такого количества прихожан. Власти, тем не менее, долгое время не давали разрешения на строительство второго костела, особенно после восстания, охватившего Польшу в 1863 году.

Ждать пришлось долго. В 1895-м в Киев приехал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев – глава духовного ведомства, человек крайне реакционных взглядов. Католическая община обратилась к нему с просьбой позволить строительство еще одного костела.

Вопрос в итоге был решен положительно. Иначе чего бы киевские римо-католики подали 5 декабря 1896 года в городскую управу коллективное письмо с просьбой о выделении участка для строительства костела?

Варианты рассматривались разные: на Соломенке, на улице Кузнечной (ныне В. Антоновича), в районе современного проспекта Победы… В результате управа предоставила землю по улице Большой Васильковской, 75, где находились частные лесные склады, подлежавшие сносу.

Вопрос решили сравнительно быстро – всего за полтора месяца. Землеотвод датируется 23 января 1897 года.

Народ против жюри

В том же году при содействии Петербургского общества архитекторов объявили конкурс, в котором приняли участие 30 проектов.

Наиболее интересным, по мнению профессионального жюри, оказался проект гражданского инженера С. Шпаковского – костел с одной башней. Но из-за ошибки в генеральном плане участка его работа не была премирована.

Первую премию присудили архитектору П. Гиппиусу, вторую – студенту Института гражданских инженеров С. Воловскому, третью – гражданскому инженеру А. Венсану.

Проекты-лауреаты выставили на общественное обсуждение в зале Киевского общества древностей и искусств. Наибольшее одобрение посетителей получила работа Воловского – и строить решили именно по его проекту.

Возникла, впрочем, одна заковыка: у 24-летнего студента не было не только практического опыта, но и диплома о высшем образовании. Согласно правилам, он не имел права руководить постройкой костела.

Поэтому к рабочему проектированию, руководству и надзором за ходом строительства киевские власти привлекли известного архитектора Владислава Городецкого.

Планы меняются

Городецкий не только принял это предложение, но и доработал конкурсный проект, став фактически его соавтором. В частности, к предусмотренным Воловским двум большим башням добавил одну маленькую, предусмотрел окно-розу, обогатил декор и так далее.

В январе 1898-го император Николай II окончательно утвердил проект и дал разрешение строить.

Спустя два месяца в зале городской думы собрались прихожане костела св. Александра и выбрали комитет по сооружению костела св. Николая: в его состав вошли видные представители польской общины – граф Потоцкий, граф Браницкий и другие, а также сам Городецкий.

Комитет оперативно провел тендер для подрядчиков – его выиграла знаменитая строительная контора Льва Гинзбурга. Уже 2 июля начали выкапывать котлован под фундаменты.

Довольно скоро выяснилось, что не зря руководить работами доверили опытному Владиславу Городецкому. Строители, выбрав землю до глубины шесть метров (!), так и не добрались до материкового грунта – под землей проходило русло реки Лыбедь. Первоначальный план уложить в фундамент 1 миллион кирпичей отпал.

Решили применить техническую новинку – вбить в шахматном порядке 300 бетонных свай, изобретенных киевским инженером Антоном Страусом. Это было сделано впервые в Европе. И работа пошла!

Уголовное дело

Строительство шло медленно (часто останавливалось из-за нехватки средств) и не без драматических эксцессов.

20 августа 1904 года газета «Киевлянин» публикует заметку «Катастрофа в усадьбе нового костела». В ней сообщается о том, что 18-летний Ефим Кевлич, работавший на возведении костела св. Николая, упал со строительных лесов и разбился насмерть.

Против Городецкого, осуществлявшего надзор за строительством, возбудили уголовное дело.

Следователь взял с архитектора подписку о невыезде и поручил инженеру А. Феокритову провести экспертизу. Эксперт пришел к выводу: в смерти рабочего виноват архитектор. Доказательства изложил в специальном документе, приобщенном к материалам дела. Городецкому светила тюрьма.

Зодчий настоял на проведении повторной экспертизы – с другим составом комиссии. Попросил включить в нее губернского инженера В. Безсмертного, архитекторов А. Кобелева и Э. Брадтмана, своих добрых знакомых. С Эдуардом Брадтманом он в 1895–1901 годах успешно «освоил» застройку бывшей усадьбы профессора Федора Меринга в самом центре Киева. А с Владимиром Безсмертным и Александром Кобелевым за несколько лет до этого заседал в строительной комиссии Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки.

Экспертная комиссия в новом составе оправдала Городецкого. А вину за случившееся возложила на самого погибшего – мол, аккуратнее надо было обращаться с лебедкой. Уголовное дело закрыли.

Большой футбол

Костел св. Николая, рассчитанный на 2300 мест, освятили 6 декабря 1909 года. На торжественной церемонии присутствовал Киевский, Волынский и Подольский генерал-губернатор Федор Трепов.

Однако храм служил по прямому назначению недолго. В 1931 (по другим данным, в 1936) году большевики закрыли приход, а здание отдали под склады разным организациям.

После Второй мировой войны в костеле разместился Киевский государственный областной архив, а высокие стрельчатые башни «украсили» многочисленными антеннами для глушения передач зарубежных радиостанций.

Ситуацию изменила, как ни странно, 75-я сессия Международного олимпийского комитета, состоявшаяся в 1974 году в далекой Вене. На ней выбрали столицей летних Олимпийских игр 1980 года Москву. А Москва, в свою очередь, делегировала проведение части олимпийских футбольных матчей Киеву.

Ввиду ожидавшегося наплыва иностранных болельщиков и журналистов было решено срочно выселить из костела архив, снять с башен глушилки, здание отреставрировать и открыть в нем Республиканский дом органной и камерной музыки. Для нового учреждения культуры специально заказали орган известной чехословацкой фирме Rieger-Kloss.

Орган установили в 1979-м. Тогда же состоялось и открытие Дома органной и камерной музыки. Его художественным руководителем стал Арсений Котляревский, основатель украинской органной школы.

Два в одном

С 1992 года в храме проводятся не только концерты – здесь возобновились и богослужения.

Само здание, однако, осталось в ведении государства. Перевести Дом органной и камерной музыки в другое помещение было бы желательно, но не так-то просто: орган специально создавался именно для этого помещения, с учетом его размеров и особенностей акустики.

Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, католическая церковь имеет все права на свой храм, с другой – орган, стоимость которого весьма значительна, был установлен на деньги Министерства культуры. Нюанс еще и в том, что орган создавался не для действующего храма, а для концертного зала, поэтому расположен не на хорах, как положено, а в алтарной части, превращенной в сцену.

Как бы там ни было, в 2001 году костел св. Николая посетил папа римский Иоанн Павел II. Здание – одно из красивейших в Киеве – признано памятником архитектуры и искусства. 

0

Выбор редакции

Comments