Вы здесь

Транспорт

Как маршрутные такси переходят на нелегальное положение

Водитель маршрутного такси может заработать в Киеве до тысячи гривен в день. Во всяком случае, такие суммы обещают работодатели потенциальным сотрудникам

0

527

«Приходите с документами, места еще есть. Главное – опыт и желание работать. Много наших водителей уезжают на заработки за границу, а маршрут закрывать нужно. У нас все условия: официальное трудоустройство, общежитие, свой техпарк, не придется самому ремонтировать машину. Маршрут в Святошинском районе, интересный, пассажиропоток хороший. Мы все проверки проходим, не бойтесь – без работы не останетесь», — заманивают корреспондента «Большого Киева», который откликается на рекламу о найме водителей маршрутных такси и звонит по объявлению.

Собеседник, который просит называть его просто старшим бригадиром, говорит, что ежедневный план с маршрута составляет 2000 грн, но он корректируется в зависимости от выходных и праздничных дней. «Чистыми» на руки обещают платить 800-900 грн. В парке более 80 автобусов марки «Богдан», и все они, как утверждает старший бригадир, прошли капитальный ремон.

Другой работодатель заявляет о своей готовности на первых порах компенсировать новому водителю часть заработка.

«У нас план 1100 грн, все остальное – твое. Понятно, что в начале может и не получаться, я сам не один год отъездил на маршруте. Будем как-то компенсировать вам, я точно не оставлю водителя с 200 грн в кармане. Все подскажем и научим. У нас многолетний опыт, больше 20 автобусов, а не как у некоторых компаний по одному-два, чтобы забить за собой маршрут», — делится Сергей Максимович. По его словам, сегодня сложно найти толкового водителя на маршрут – они либо недобросовестные, либо имеют пристрастие к алкоголю или наркотикам.

По данным Киевской городской государственной администрации, в городе работает 166 маршрутов, в деятельности 67 из них зафиксированы нарушения, то есть в 40% случаев. В ходе проведенного аудита КГГА выявила ряд существенных недостатков по организации и контролю со стороны департамента транспортной инфраструктуры и неэффективную работу со стороны коммунальной службы перевозок. Кроме того, департамент транспортной инфраструктуры провел внеплановые проверки частных перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси. За две недели проверено 20 автомобильных перевозчиков, по результатам проверки расторгнуты договоры с тремя из них. Кроме того, выявлено, что в некоторых случаях срок действия договоров с перевозчиками закончился шесть-девять лет назад. 

Напомним, проверка частных пассажирских перевозчиков проходила по распоряжению мэра Киева Виталия Кличко. Поводом послужили ДТП со смертельным исходом при участии маршрутных такси. В рабочую группу по проверке вошли представители КГГА, Государственной службы Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) и Национальной полиции.

Без управы

Укртрансбезопасность сообщает «Большому Киеву», что «по результатам проверки были задокументированы нарушения». Документы передадут в региональное управление Укртрансбезопасности для дальнейшего рассмотрения. Изучение документов может занять до двух месяцев. За это время перевозчик должен устранить проблемы и заплатить штраф.

«У нас нет полномочий запретить перевозчику предоставлять услугу, то есть возить пассажиров. Все это время он может спокойно ездить дальше, имея штраф или не имея. Решения о перевозках должен принимать заказчик услуги, в данном случае администрация города», — говорит «Большому Киеву» сотрудник департамента государственного контроля Укртрансбезопасности, пожелавший остаться неназванным.

Опрошенные «Большим Киевом» представители компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, отмечают, что проводят проверки каждый день. Кроме того, прошли внеплановые проверки, инициированные КГГА. При этом собеседники сходятся во мнении, что цифра в 40% нелегальных перевозчиков занижена, в действительности их намного больше.

«Так ведь Укртрансбезпека кого проверяет – как раз легальных перевозчиков. А почему, как вы думаете? Потому что штрафы для нас больше. Например, у нас минимум может быть 1700 грн, а для нелегала – 170 грн. Это если поймают, а ведь там такие ездят, что могут и по морде дать», — рассказывает «Большому Киеву» представитель компании «Транс Групп» (15 маршрутов по городу), который просит не называть его имени.

Нелегальные перевозчики – это частные предприниматели, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров на транспорте без необходимой документации. Если документы просрочены, перевозчик должен их обновить, в противном случае он переходит в разряд нелегалов.

«Есть целый перечень документов, которые должны быть у перевозчика, они указаны в статье 39 закона Украины об автомобильном транспорте. Если их нет – это уже считается нелегальный перевозчик. Если они просрочены – аналогично. Если у заказчика услуги (в нашем случае – городской администрации) есть ведомости, что договор на перевозку пассажиров закончен, он должен обратиться к нашему ведомству. Нелегалом может быть перевозчик, который под видом нерегулярных перевозок возит регулярно. То есть вместо двух раз в неделю делает это каждый день», — вводит в курс дела «Большой Киев» сотрудник Укртрансбезпеки.

«Да, проверки были, все прошли, работаем дальше», — отвечает диспетчер по имени Людмила, работающая в компании «Ярославь-Авто» (15 маршрутов).  

Президент общественной организации «Союз перевозчиков Украины» Валентин Демчук объясняет изданию, что в столице существует целый комплекс проблем с пассажирскими перевозками, созданных как городскими властями, так и самими перевозчиками. 

«По данным аудита складывается впечатление, что этим вопросом вообще никто не занимался. Не может быть просрочен договор на шесть или девять лет. За три месяца до его окончания заказчик, в данном случае администрация города, должен объявить новый конкурс на перевозки пассажиров. Мне известны случаи, когда недобросовестные перевозчики продают свои маршрутные листы, путевки. Вопросов возникает очень много», — отмечает Демчук. Он считает, что заявление о 40% нелегальных перевозок может означать возросшую конкуренцию между коммунальным транспортом и частниками.

Кто повезет

Конкурсы на перевозки проводятся согласно постановлению Кабинета министров «Об утверждении порядка проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования». Сроки проведения, персональный состав конкурсного комитета и его председателей назначает организатор конкурса. В состав комитета входят представители органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций по квоте 50% на 50%.

«Большой Киев» обратился к директору департамента транспортной инфраструктуры Сергею Симонову с просьбой прокомментировать результаты аудита и рассказать, что ожидает выявленных нарушителей. Однако на момент публикации материала ответа не последовало.

Депутат Киеврады Сергей Майзель, который до апреля 2017 года возглавлял департамент транспортной инфраструктуры КГГА, исключает конкуренцию среди перевозчиков как причину проверки. «Для того чтобы полностью заменить частного перевозчика, необходимо 1000 единиц, а на обновление в таком количестве потребуется десять лет», – предупреждает Майзель. По его словам, в 2016 году было заключено 40 договоров. В текущем году договоры расторгнуты с 16 перевозчиками.

«Инвестиционные договоры были заключены сроком на пять лет. Перевозчик взял на себя обязательства каждый год на 20% обновлять движимый состав, однако условия договоров часть перевозчиков не выполнили, что и стало причиной расторжения договоров», – объясняет Майзель.

К слову, Сергей Симонов был назначен на должность в августе 2017 года с испытательным сроком четыре месяца.

Секретарь постоянной комиссии Киеврады по вопросам транспорта, связи и рекламы Андрей Задерейко говорит, что на последнем заседании комиссии поднимался вопрос конкурсов на пассажирские перевозки. Депутаты просили КГГА уточнить составы конкурсных комиссий, так как конкурс должен был состояться в ближайшее время.

«Насколько мне известно, в прошлом году были обновлены договоры с большей частью перевозчиков. Среди условий конкурса было требование в течение пяти лет перевести свой автопарк на топливный стандарт Евро-5», — уточняет Задерейко.

Отметим, автобусы марки «Богдан А092», которые составляют большинство в автопарках перевозчиков, соответствуют норме Евро-3. 

В свою очередь депутат Максим Борозенец обещает на следующем заседании транспортной комиссии предложить провести слушания о пассажирских перевозках в Киеве.

0

Выбор редакции

Comments