Вы здесь

Как поднять деньги на улице

0

848

Киевская городская государственная администрация после нескольких лет – нет, не дискуссий, просто промедления - решила не допускать транспорт в выходные дни на улицу Сагайдачного на Подоле. Нет, не всю – только половину, два квартала. И только два дня в неделю, не считая праздников, хотя предметом обсуждения была трансформация улицы в пешеходную зону в постоянном режиме.

Но не спешите радоваться: решение принято не накануне летнего сезона прогулок, а в августе – «уж небо осенью дышало». Создается впечатление, что сделано с той целью, чтобы на основании выводов о малой популярности проекта в осенне-зимний период похоронить идею пешеходной зоны навсегда. Но оставим в стороне нерешительность киевских чиновников, а за примером того, как это должно быть и что может получиться в Киеве, отправимся в Копенгаген, на малую родину пешеходных торговых улиц.

17 ноября 1962 года в историческом центре столицы Дании, которая в те годы переживала приблизительно такой же автомобильный бум, как Киев полвека спустя, открылась самая длинная коммерческая пешеходная улица Европы – ее считают первой в этом торговом ряду. В отличие от перекрытия улицы Сагайдачного практически в начале делового сезона, двухкилометровую улицу Строгет (точнее, маршрут, состоящий из пяти улочек) в центре Копенгагена в 1950-х сначала закрывали на несколько дней в период проведения рождественских ярмарок. Вскоре архитектор Ян Гейл убедил власти города закрыть улицу для машин навсегда.

Сейчас нам легко оперировать примерами Амстердама и Копенгагена, Парижа и Нью-Йорка, а в то время это был очень смелый шаг, никто не делал так раньше. Владельцы бизнеса на улице Строгет опасались падения продаж: ведь все приезжают на машинах. Абсолютно такой же аргумент, слово в слово, приводят противники пешеходных зон в Киеве в наши дни.

Да, датчане рисковали, но сделали, и у них получилось. В результате улица превратилась в растянутый в пространстве торговый центр, безопасный и удобный. Вместо уменьшения количества клиентов, как опасались торговцы, все произошло с точностью наоборот. Жители Копенгагена быстро приобрели привычку прогуливаться в этом месте, прохаживаться от одного магазинчика к другому, обедать в ресторанчике, а кофе пить в кофейне напротив – и доходы предпринимателей существенно выросли.

Так в Копенгагене появилось популярное место для шопинга – только не в замкнутом пространстве однообразного торгового центра, а среди уникальных памятников архитектуры, в обжитом пространстве, где товар выставляется на улицу и ты, прогуливаясь бесцельно, покупаешь то, на что не собирался тратить деньги.

Если сначала площадь пешеходной зоны была 15,8 тыс. кв. м, то сейчас она насчитывает более 100 тыс., и соседние улицы тоже перекрыли для автомобилей. Теперь в путеводителях Строгет называют одним из городских чудес мира, самым популярным местом для шопинга. А практика пешеходных торговых улиц распространилась по всей Европе.

Что мы имеем в Киеве: 250 метров перекрытой на выходные улицы Сагайдачного при ее общей протяженности 500 метров. Да, безусловно, выиграют летние площадки существующих ресторанов, но этого мало. Нужен маршрут, нужна целостность проекта и политическая воля организовывать полноценные пешеходные зоны.

Это большое заблуждение, что пешеходные улицы – некий социальный проект для тех, у кого нет автомобилей. История улицы Строгет показывает коммерческую выгоду, ведь туристы – это не те, кто приезжает на полдня и фотографирует все подряд. Настоящие туристы никуда не спешат, а с толком и расстановкой тратят деньги, остается только предоставить им такую возможность.

Конечно, улицу Сагайдачного стоит делать пешеходной семь дней в неделю – и мы увидим, как быстро изменится ее внешний вид, как на месте пустующих площадок возникнут новые коммерческие точки. Городу нужна комфортная Бессарабка с пешеходными зонами и удобный для туристов Крещатик с наземными переходами. Легко сделать пешеходную зону на площади Льва Толстого, объединив центральную клумбу с тротуаром. А эксперты Всемирного банка давно предлагают создание пешеходно-троллейбусного участка между Бессарабской площадью и площадью Льва Толстого.

Чтобы стимулировать местную экономику, заставить киевлян и гостей столицы тратить больше денег, нужно не время, а пространство, только и всего. 

0

Выбор редакции

Comments