Вы здесь

Стартапы

Как ручки выходят из-под рук

Уволившись пять лет назад из телекоммуникационной компании, Ярослав Каминский заказал на американском сайте наборы для изготовления письменных ручек — хотел отдохнуть в мастерской перед следующим IT-проектом. Но уже через полгода с авторской ручкой из титана он выиграл конкурс профильной мировой ассоциации International Association of Penturners. С тех пор Ярослав сделал и продал более 600 изделий 

0

767

«Я не могу представить себе человека, который решит зарабатывать на ручках. Это было моим хобби, но его удивительным образом удалось монетизировать», — вспоминает собеседник «Большого Киева».

Каминский — единственный мастер на территории бывшего СССР, кому это оказалось по силам. Даже любителей в этой сфере единицы: движение «ручкоделов» зародилось в США в 1989 году и подхватили его пока только Великобритания и Австралия. 

Но киевлян новинка заинтересовала: на украинскую столицу приходится львиная доля продаж. Правда, заказов стоимостью в тысячи долларов не так много. Стабильный заработок приносят ручки из мореного дуба за $100-200.

Охота за сокровищами

«Я гоняюсь за материалами по всему миру. В Южной Корее нашел перламутр. Четыре года листы лежали, а потом пригодились для одного из самых сложных индивидуальных заказов: это была ручка из кости кашалота с перламутровой инкрустацией — флагом Израиля», — рассказывает Ярослав. На ее создание ушло два месяца, хотя на обычную ручку может хватить и дня.

Но бывают и неудачи, признается он. Например, увидев своими глазами тропические орехи тагуа, которые так напоминают слоновую кость, мастер понял, что размеры не позволяют сделать цельный корпус: скорлупу можно только раздробить и залить смолой.

Впрочем, необычные материалы иногда находятся сами собой: в лесу или даже на полке супермаркета. «Зашел на прошлой неделе в ТРЦ охладиться и не заметил, как через два дня у меня появилась ручка из люфы — так называемой растущей мочалки», — улыбается Каминский.

Большинство работ он создает в единственном экземпляре, некоторые — мини-серией. Однако если какая-то ручка быстро продалась, это не означает, что такую же купят завтра.

Единственная серия, которая постоянно пополняется, это ручки из мореного дуба. «В Украине сложно найти красивый сухой кусочек дерева. У нас вообще не сушат. Находки бывают скорее на eBay, — делится тонкостями ремесла Каминский. — Но с мореным дубом повезло, он есть только в Украине и Ирландии».

Добыча мореного дуба — целый промысел. «На мировом рынке этот материал очень дорогой, поэтому для моих американских коллег он большая редкость. А я с мореным дубом работаю постоянно», – отмечает мастер.

Каждая третья ручка, которую делает Ярослав, деревянная. Он также экспериментирует с акрилом: покупает заготовки на фабриках, где размещают заказы мировые элитные бренды, и у частных мастеров — таких в мире всего десяток.

«Сам тоже иногда делаю заливки. Беру немецкую ювелирную смолу, — объясняет Каминский «Большому Киеву». — Это позволяет экспериментировать с гибридными материалами, например, обычная шишка, залитая прозрачной смолой, смотрится невероятно».

Куда точнее

Первые $600, которые Ярослав Каминский вложил в дело, пошли на покупку токарного станка и материалов. «Опыт работы руками у меня был: я музыкант и много лет делал разные инструменты. Но это, совсем новое направление, меня захватило. Жил по графику — ручка в день», — вспоминает собеседник «Большого Киева».

«Берется кусочек материала, сверлится. Потом в него вклеивается металлическая основа. Без нее идут только ручки из металла, — уточняет Ярослав. — Затем корпус обтачивается на токарном станке. Точность — до сотых миллиметра. Иногда сам удивляюсь своему глазомеру, но все равно по 50 раз все перемеряю цифровым штангенциркулем».

Поиск качественной фурнитуры на старте тоже отнял время. Но вкладывать ручной труд в изделие с дешевой основой нецелесообразно, считает Каминский. Поэтому даже стержни он использует мировых элитных марок. 

«Все привыкли к ручкам за одну гривню, на которые нужно давить. Мои получаются массивными, но писать ими легче», — уверяет он.    

Не ищите женщин

Выложив фотографии изделий в Facebook, Каминский нашел первых покупателей. Ими стали его друзья — айтишники и музыканты. Тогда он решился на большее вложение — покупка необходимых инструментов и материалов обошлась в $4 тыс.

«Это были все мои сбережения. Можно сказать, что работа в IT-сфере позволила мне оплатить это недешевое начинание», — признается Ярослав.

Сейчас основные его клиенты — мужчины от 35 лет с доходом выше среднего. Хотя заказы нередко делают и женщины, но ручки они в основном берут как подарок для мужчин.

«Помню белую перламутровую ручку из акрила: чтобы оттенки менялись в зависимости от угла зрения, я смешал несколько перламутров. Это был заказ от девушки — для себя, — вспоминает мастер. — Мне бы хотелось больше таких экспериментов. Но мужчин 95%, и они сдержаннее».

Каминский в настоящий момент продает ручки не только через Facebook, но и в ювелирном доме «Лобортас». «Мы сотрудничаем не первый день, и я вижу, что они продают. Но главное, я знаю, как там относятся к изделию, поэтому иногда даже отдаю под реализацию», — говорит Ярослав.

С другими торговыми площадками работать по такой схеме он не готов, а выкупать продукцию после кризиса ритейлеры перестали. Поэтому с магазинами подарков и канцтоваров студия Каминского сейчас не сотрудничает. 

Все на Кickstarter

Прощупывая новые каналы продаж, в 2016 году Каминский пришел на Кickstarter. Любителям новинок он предложил модель, которая принесла ему популярность в профессиональном сообществе — авторскую титановую ручку. Но поскольку эта платформа не ориентируется на дорогие изделия ручной работы, в случае успеха он решил разместить заказ на заводе. Это позволило снизить начальную цену до $50.

Каминский получил 217 предварительных заказов на общую сумму $15 325. «Проект выстрелил, — вспоминает он. — Но мы остались в минусах. Не учли всех нюансов пересылки, но главное, нас подвел завод. После заводских мастеров я все шлифовал сам».

Потери составили около $2 тыс. Однако на данный момент все заказы выполнены.

Дойти до президента

Через ювелирный дом «Лобортас» Ярослав Каминский работает с одним из постоянных корпоративных клиентов — администрацией президента Украины. «Мы делаем те самые ручки, которые после подписания международных договоров президент дарит партнерам. Это ручки с ювелирными вставками — трезубцами в серебре и эмали, — рассказывает мастер. — Нам за них платят почти по себестоимости, но к такому приятно быть причастным». 

В целом корпоративных клиентов у студии пока единицы. Но предложения поступают все чаще. В этом году, например, Ярослав принял участие в создании коллекции аксессуаров для Lexus — в честь 20-летия модели Lexus RX. «Сейчас мои ручки выставлены в брендовых автосалонах. Купить их нельзя, но можно заказать аналог», — утверждает мастер.

Работать в сегменте В2В Каминский собирается не только с ручками. Он уверен, что новый продукт — бритвенные станки и помазки ручной работы – заинтересует барбершопы. Переговоры с некоторыми уже ведутся.  

0

Выбор редакции

Comments