Вы здесь

Технологии

Как Украина получила вид сверху

За последние три года коптеры стали незаменимыми во многих областях. Летающие роботы ведут аэроразведку в зоне АТО, облетают поля в тылу и подсказывают, какие использовать удобрения, а еще иногда по заданию СМИ зависают над домами олигархов. «Большой Киев» сначала завис над письменным столом, а потом вышел из офиса и расспросил участников процесса, что они нашли в дронах, кроме возможности заработать на них 

0

656

Широкая аудитория познакомилась с коптерами в 2013 году — до этого радиоуправляемые вертолетики собирались вручную только в клубах аэромоделирования. Самое большое распространение на данный момент получил квадрокоптер — летательный аппарат с четырьмя винтами. Стоимость такого устройства весом в 10 кг стартует от $1 тыс., при этом его можно использовать не только для развлечения, но и для создания профессионального видео. В настоящее время потребительский сегмент украинского рынка коптеров оценивается в $6 млн.

Дроны специального назначения используются в основном в сельском хозяйстве. При этом для облета полей чаще запускаются не квадрокоптеры, а аппараты самолетного типа, которые могут находиться в воздухе в два раза дольше. Продолжительность полета квадрокоптера составляет около 20 минут.

Но как только производители смогут существенно увеличить время пребывания летающих роботов в воздухе, наступит эпоха дронов, уверены специалисты. В частности, беспилотники станут самыми популярными курьерами — они будут не только доставлять посылки в труднодоступные места, но и горячую пиццу к ужину.

А пока одна из самых важных функций, которую выполняют дроны в Украине, — тактическая разведка на переднем крае в зоне боевых действий на востоке страны. Для этого разведчики задействуют квадрокоптеры, которые не требуют площадок для запуска и могут взлетать прямо из окопа.

Отдельный вопрос в использовании дронов — безопасность. Сегодня в Украине регистрации не подлежат беспилотные воздушные суда, вес которых не превышает 20 кг. Более того, есть и другое ограничение — совершать полеты без получения разрешений можно лишь на высоте до 300 метров. Впрочем, специалисты, работающие с коптерами, нередко создают свои, дополнительные правила безопасности. Ведь беспилотник — это не только удобный гаджет, но и массивный аппарат, который может нанести серьезный ущерб окружающим.    

Сергей Лысенко, кинорежиссер:

— Раньше, чтобы снять пейзажи или городские виды, нужно было нанимать вертолет. Это стоило безумных денег…  Помню, в 1990-х доходило до $400 в час. Кроме того, вертолет — большая бюрократическая катавасия, связанная с получением разрешений для полетов над городом. 

Впервые я столкнулся с квадрокоптерами в 2014 году. На большую высоту они не поднимаются, но 300-500 метров — вполне им по плечу. С такой высоты вы можете снять любой пейзаж.

Из минусов — квадропоптеры очень зависимы от ветра. Даже несильный ветер влияет на их передвижение. Он меняет траекторию, и, чтобы получить нужную картинку, приходится повторять вылеты. И главное: когда я снимаю людей, у меня всегда екает сердце. Да, аппарат небольшой, но если он не дай бог упадет…  Сегодня коптеры, к сожалению, частично потеснили специальную кинематографическую технику, такую как краны с камерами. Они более безопасны. Например, переход от общего плана к крупному я коптером снимать не рискнул бы, только краном.

В целом в большей части съемок камера находится на высоте человеческого взгляда. В кино, роликах, сериалах используются крупные и средние планы. Дроны нужны для общих планов, а таких мы снимаем не более 10%.

Тарас Трояк, владелец компании Quadrocopter —   официального партнера мирового производителя квадрокоптеров DJI:

— Когда в 2013 году дроны зашли в массовый сегмент, они отличались от нынешних. Тогда время полета составляло 12 минут, сегодня этот показатель достиг 25 мин. Но стоит отметить, что за эти годы у аппаратов не только появились более эффективные моторы — сами дроны «поумнели». Производитель доработал софт, и он теперь позволяет сохранить устройство: программа информирует, в каком состоянии находится аппарат. А, например, Phantom4 вообще сам умеет останавливаться перед препятствиями. Благодаря усовершенствованиям сократилось число аварий. Если в 2013 году украинцы разбивали около 90%дронов, то сейчас не больше 10%.

Всего жители Украины покупают примерно 300-500 дронов в месяц, но это не учитывая совсем мелкие игрушки. Устройство премиум-класса, которое может, например, использоваться для съемок в YouTube, стоит от €599 евро. Такие аппараты приобретают успешные бизнесмены, часто айтишники — для личного пользования.  Профессиональные же решения для хороших видеопродакшн уже идут от €5 тыс.

Научиться управлять дроном можно всего за три часа. На аппарате клиента такой курс обучения стоит около 1 тыс. грн.

Кроме СМИ и продакшнов, дроны используют в самых разных сферах жизни — в промышленности, в охране и т. д. Но я уверен, что как только выйдут в продажу дроны, которые смогут находиться в воздухе два-три часа, пойдет следующая волна коммерциализации – их начнут использовать для доставки грузов. Однако пока заявления украинских логистических компаний — «Укрпошты» и «Новой пошты» — о том, что они уже собираются внедрять дроны, это пиар. На данный момент с этой задачей не справился даже Amazon. Ведь никто не будет передавать груз на дроне, зная, что тот может упасть. Однако я не сомневаюсь, через 5-10 лет заказ из супермаркета не будет «добираться» к нам сутки по земле — его в течение часа дрон сбросит на крышу.

Роман Кирилович, главный редактор Первого франчайзингового канала FranchTV:

— Идея использовать для съемок квадрокоптер возникла одновременно с проектом Tour de Franch. Пытаясь найти место, где выходцу из СНГ наиболее просто вести бизнес, мы проехали 11 европейских стран. И пока снимали местных предпринимателей и бизнес-иммигрантов из постсоветских стран, квадрокоптер снимал нас.

Конечно, мы вели съемку не всегда. За 26 дней тура получилось всего семь часов материала, снятых с квадрокоптера. Отчасти это связано с законодательными ограничениями. Например, в Париже мы не снимали вообще — там такой полет мог бы нам обойтись в €70 тыс. штрафа и год тюрьмы. К тому же, как оказалось, достаточно сложно снимать движущийся автомобиль, в котором находятся члены бизнес-экспедиции. Нам либо приходилось двигаться со скоростью не более 30 км/ч, либо коптер «терял» авто.

Управлять аппаратом я учился сам. До отъезда в Европу налетал семь часов. Теперь я сказал бы, что «в багаже» нужно иметь минимум 15. Так, по неопытности у меня произошел неприятный инцидент в Праге. Я запустил коптер с металлической поверхности, что отрицательно сказалось на работе его компаса и других навигационных систем. В итоге потерял управление и аппарат врезался в дерево. Хорошо, что это было дерево, так как мы находились в самом центре города рядом с Карловым мостом.

Сегодня мы активно используем дрон для съемок сюжетов о разных бизнесах. Особенно это актуально, когда речь идет, например, о парке аттракционов или кейтеринговой компании, обслуживающей клиентов на свежем воздухе.

Радж Жоган, главный режиссер и руководитель продакшн-студии Rmedia:

Когда мы подвешиваем на коптер дополнительное оборудование — это уже не просто летальный аппарат, поэтому мы его называем мультикоптер. Мультикоптером управляют два человека — пилот отвечает за сам полет, а оператор управляет «головой», на которой установлена камера. И тут важно, чтобы это был профессиональный оператор и не менее профессиональный пилот. В целом в Киеве всего около 10 продакшнов, которые проводят качественную аэросъемку. Стоимость таких услуг в пределах Киева составляет от 4,5 тыс. грн. При этом любители за подобную работу берут в четыре раза меньше, однако и качество получается соответственное.

Вообще, стандартная аэросъемка может быть любой. Например, на открытии храма устанавливается колокол. И чтобы запечатлеть монументальность события, меценат заказывает коптер.

Часто проводим съемки для телеканалов, например снимаем военные парады. Иногда СМИ у нас заказывают стрим с дрона для трансляции на большой экран. Разные организации приглашают на съемки флешмобов. В частности, наше видео в прошлом году пошло сразу после поздравления президента Украины — это был флешмоб, в ходе которого люди выкладывали из свечей большой трезубец. Отдельную категорию заказчиков составляют политические партии, они, как правило, активизируются перед выборами. 

Большая категория клиентов — агрохолдинги. В конце лета они традиционно проводят День поля: выстригают космические круги на кукурузных и пшеничных полях и празднуют окончание сезона. Такой корпоративный праздник также требует съемки с высоты птичьего полета.

Мы участвуем и в социальных проектах. Например, для фильма об аэромобильных войсках недавно ездили в зону АТО, снимали ребят. Даже пожили в казарме, ели солдатскую кашу. Это нужно для того, чтобы не забывать, благодаря кому мы здесь, в Киеве, живы.

Александр, волонтер, собирающий дроны для зоны АТО (его родственники находятся под оккупацией, поэтому он отказывается назвать свою фамилию): 

— Я из Луганской области, из тех мест, которые сейчас оккупированы. Участвовал в военных действиях в составе батальона «Айдар», всего у меня было до десятка боевых вылетов с дроном.

Когда уже демобилизовался, в Киеве случайно встретил своего друга из «Айдара», который тоже летал на дроне. Он-то и познакомил меня с волонтером, занимающимся сборкой беспилотников для разведки. Так распорядилась вселенная, и я подключился к работе.

К сожалению, с деньгами сейчас сложно. Хотя армия по-прежнему дронами не обеспечена. В идеале нужно, чтобы был один аппарат на взвод, ну хотя бы на роту… Но когда  волонтерское движение было на пике, вопрос о финансах не стоял. За все это время мы апгрейдили для военных задач более 70 дронов. Вначале вообще не считали, работали круглосуточно.

Те дроны, которые мы используем, стоят около $1 тыс. Апгрейд для военных целей обходится еще в $2,5 тыс. С технической точки зрения мы используем квадрокоптеры, потому что они могут взлетать прямо из окопа. 

Наши дроны предназначены для ближней разведки — от 300 метров  до пяти километров. У разведчиков вагон и маленькая тележка историй, что значат дроны на войне. Например, разведка выдвигается из пункта А в пункт Б, но, перед тем как пойдет пехота, человек с коптером летит и проверяет, нет ли впереди вражеского БТРа… Конечно, дроны регулярно сбивают — мы их, они наши.

В начале войны коптеры вообще бездарно терялись. Потом уже ими научились управлять. Когда было жарко, обучали людей даже по телефону. Два-три часа разговора – и человек идет работать. В целом базовые навыки управления мы даем за неделю. Но чтобы научиться управлять коптером на уровне спинного мозга, человек должен сам настойчиво тренироваться.

В мирной жизни дроны тоже могут быть полезными. Мы уже работаем в этом направлении с аграриями, рыбнадзором и другими заказчиками. Для каждого из них проводим апгрейд устройства.

Валерий Яковенко, соучредитель компании Drone.ua:

— Украина — аграрная страна, но она также и IT-страна. С помощью дронов сегодня создаются уникальные интеллектуальные продукты.  Нам беспилотники помогают оперативно разрабатывать карту полей, что позволяет формировать задания для сельхозтехники и дифференцированно вносить удобрения. Это называется точное земледелие. Только наши клиенты так обрабатывают уже более 1,5 млн гектаров. Если в 2013 году, когда мы стартовали, этим интересовались преимущественно крупные  агрохолдинги, то с прошлого года среди клиентов превалируют небольшие фермерские хозяйства. А все потому, что они в разы быстрее принимают решения.

Мы чаще используем не квадрокоптеры, а дроны самолетного типа, которые сами производим и даже экспортируем. Последние дольше находятся в воздухе и, следовательно, чтобы покрывать поля в течение дня, делают меньше вылетов. Так мы экономим на амортизации аппаратов. 

В целом стоимость дрона как инструмента точного земледелия составляет $0,6 на гектар. За сезон вложение возвращается в размере $28. На сегодняшний день 95% всех наших заказов дают именно аграрии.

Однако развиваются и другие направления. У нас есть проекты по энергетике, работаем также с добывающей промышленностью, развиваем энергоаудит и неразрушающий контроль. Кроме того, дроны активно применяются в топографии: если раньше, например, для создания генплана села площадью 1,5 тыс. га требовалось два-три месяца, то сегодня летательные аппараты эту работу выполняют за четыре часа.

Но в какой бы области ни применялись дроны, для нас всегда на первом месте стоит вопрос безопасности. Поскольку, кроме Украины, мы работаем уже в 15 европейских странах, то стараемся ориентироваться на зарубежную политику безопасности. Например, запрещаем выпускать дрон из зоны видимости или летать на высоте больше 300 метров. Четкие рекомендации по использованию воздушного пространства — важная часть нашего бизнеса. 

0

Выбор редакции

Comments