Вы здесь

Стартапы

Как выстрелил проект бывшего снайпера

Ветеран русско-украинской войны, фотокорреспондент Виталий Лазебник по возвращении с фронта вместе с товарищем наладил производство аксессуаров для стрелкового спорта и охоты. При минимальных капиталовложениях предприниматели вышли на самоокупаемость через какую-то пару месяцев

0

1794

«Все началось на войне: я служил снайпером, был мобилизован в АТО. Знаете, эти постоянные поиски «щек», «тыльников» приклада для СВД (снайперская винтовка Драгунова. — «Большой Киев»), чтобы туда пристроить. Уже потом увидел в интернете, как это сделано у них, сам решил попробовать. Как-то так и получилось. Потом списался с Валерой, мы знакомы еще с 2004 года, а у него похожие идеи были», – рассказывает «Большому Киеву» соучредитель компании TEG Custom Kydex Виталий Лазебник.

Гаражный рок

Виталий Лазебник, в мирной жизни фотокорреспондент газеты «Сегодня», занимается производством аксессуаров для стрельбы вместе со своим старым приятелем Валерием Головиным, который работает программистом в аэропорту «Борисполь». 

«Начали в январе 2016 года со встречи в гараже. Причем ничего не делали, так, пива выпили да над названием думали. Кстати, аббревиатура TEG в названии расшифровывается как tactical equipment garage, а Kydex – это материал, из которого мы производим наши изделия», – объясняет Валерий.

В линейке аксессуаров всевозможные тактические карманы-холдеры для боеприпасов, магазинов и обойм стрелкового оружия, медицинских средств, а также «щеки» для прикладов. Но ребята говорят, что могут изготовить практически любой аксессуар на заказ. Например, ножны или кобуру.      

В первую очередь «щека» представляет интерес для стрелков на дальние дистанции из оружия с плечевым упором (прикладом). Она позволяет использовать коллиматорные и оптические или тепловизорные прицелы с максимальным комфортом для стрельбы. Устройство дает возможность правильно произвести наклон головы для размещения глаза стрелка на одной оптической оси прицела.

«Первую свою «щеку» я продал чуть ли не сразу, как сделал ее себе – увлекаюсь стрельбой, был второй юношеский разряд по пулевой стрельбе. Тут сарафанное радио работает, один увидел – и пошла волна», – отмечает Виталий.

«У меня дела обстояли немного иначе: знакомый, который увлекается спортивной стрельбой, попросил сделать ему match saver (крепление для удержания патрона на цевье. – «Большой Киев»). Перепробовал множество вариантов, но ничего не получалось, даже на 3D-принтере, пока в руки не попал кусок кайдекса. Все получилось, и очень даже неплохо. Ну, а дальше тоже пошло-поехало», – вспоминает Валерий.

Бизнес с американским акцентом

Свои аксессуары команда TEG Custom изготавливает из американского термопластичного материала кайдекс, который формируется при нагреве. Изначально он использовался в авиастроительной промышленности. Готовые изделия не боятся морозов, износостойкие и ударопрочные. Единственный минус – при нагревании свыше 90 градусов по Цельсию материал способен принять свою первоначальную форму – лист 30х30 см.

«Основным вложением на старте была покупка строительного фена для нагревания материала. Ну и сам кайдекс, который выпускают только в США. Я читал, что американцы так запатентовали его, что даже в Китае не берутся его изготавливать, там тоже продают американский», – делится подробностями с «Большим Киевом» Головин.

По его словам, в США существует целый культ использования аксессуаров из кайдекса. Собственники огнестрельного оружия заказывают себе кобуры чуть ли не на каждый случай – на праздники, соревнования, различные мероприятия. Но и цены там на порядок выше. У TEG Custom Kydex, например, «щека» стоит 700 грн, а холдеры – от 400 грн.

Предприниматели признают, что только недавно нашли помещение для мастерской, а до этого работали «на коленке» – Лазебник у себя на кухне, а Головин – в гараже. Сумму инвестиций они не называют, но отмечают, что уже «вышли в плюс». По словам Головина, самым затратным вложением оказался строительный фен – 500-600 грн.  

«Я когда-то общался с одним знакомым финансовым консультантом, вот он рекомендовал, чтобы не все деньги уходили на бытовые потребности, а хотя бы часть на себя. Мы с женой договорились, что по 10% зарплаты откладываем на хобби. С этого фонда и взяли деньги на старт. Основные затраты – это материал и фурнитура. Последнюю приходится искать по всему миру. Например, «гайку Эриксона» я нашел в товарах для яхтсменов, есть вещи из швейной фурнитуры», – говорит Лазебник. 

За один день предприниматели могут изготовить пять-шесть холдеров, сюда входит весь производственный процесс, от начала формовки до поклейки логотипа. Со «щеками» дело обстоит иначе – необходимо отвезти заготовки на лазерную резку, где сделают перфорацию и поставят клеймо. Виталий уточняет, что совсем недавно познакомился с ветераном АТО, у которого свой бизнес лазерного гравера. Теперь всю необходимую для них работу будет выполнять он.

Ни копейки Китаю

В планах у TEG Custom Kydex наладить производство ружейных лож. У ребят уже есть свои наработки, с новой продукцией они хотят выйти на внешний рынок.

«Все в процессе. Бывает, сидишь на работе и постоянно что-то рисуешь на бумаге, чертишь. Вот здесь и пригодилось инженерное образование. Нашли специальный ламинат, сейчас экспериментируем с материалом для «тыльника». Опять-таки, столкнулись с тем, что если хочешь быстро, качественно и в срок, то нужно все делать самому», – сетует Лазебник. Он отмечает, что для производства мастер-модели (прототипа) пришлось искать фрезерный станок. Но когда подсчитали, что при средней стоимости часа работы в $20 модель обойдется в $400, а это выше цены за готовый продукт, начали собирать свой станок.

«Есть конкуренты, но у них все проще поставлено – там все производство передано на аутсорсинг в Китай. Там есть все: и оборудование, и специалисты. А по ценам дешевле передать заказ, дождаться выполнения и пересылки уже готового сюда. Но мы легких путей не ищем, как в анекдоте, что мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус», – говорит Головин.   

Основные покупатели продукции TEG Custom Kydex – охотники и спортсмены. Последние, по словам предпринимателей, поневоле занимаются продвижением аксессуаров среди целевой аудитории.  

«Как правило, на соревнованиях кто-то что-то увидел: о! а дай и себе закажу. У нас уже есть договоренность со спортивно-стрелковым клубом «Практика», планируем поехать и на другие соревнования стрелков», – рассказывает Лазебник.

Кроме этого, их аксессуары покупают для фронта. По словам Виталия, в таких случаях вся продукция поставляется по себестоимости. А для ветеранов войны действуют постоянные скидки в 20% на всю линейку или спецзаказы.  

0

Выбор редакции

Comments