Вы здесь

Инфраструктура

Каким может быть бульвар Шевченкo с другой стороны

Мы все стремимся к лучшему. Хотим жить в комфортных домах, ходить по ухоженным улицам, дышать чистым воздухом и свободно общаться в уютных заведениях – как без этого. В поисках подходящей нашим запросам городской среды отправляемся в путешествия – во Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, с недавних пор в Винницу, но все чаще – в города Европы. Мы тоскуем по хорошему Киеву, но это не означает нашей готовности к переменам по месту жительства

0

2106

В социальных сетях стало модно публиковать ради восторженных откликов фотографии Киева 1950-1960 годов. Густая зелень, полупустые улицы, автомобилей на дорогах не больше, чем трамваев и троллейбусов.

Но вряд ли это можно назвать ностальгией по советским временам – это тоска по городу, который живет по правилам, где нет необходимости в ежедневной битве за место на парковке, где, выглядывая из окна последнего этажа, не упираешься взглядом в окна дома напротив, где не боишься за ребенка, гуляющего во дворе до наступления темноты.

Нам хочется посидеть в зеленом парке, неспешно прогуливаться по пешеходной улице, смотреть на проплывающий мимо город через окно беззвучного трамвая.

Но если и становятся лучше улицы нашего города, то всякий ремонт проходит по привычным меркам советского Киева, если хотите. Без оглядки на будущее.

А будущее – это среди прочего не фетишистское, а утилитарное отношение к автомобилям.

Будущее – это когда в цене время и здоровые нервы, а не убитые без пользы несколько часов в день в автомобильной пробке.

Немало крупных городов мира уже провели деавтомобилизацию центра как вынужденную меру, решившись на нее до того, как заторы начали образовываться на выезде из двора или ближайшего паркинга.

Давайте заглянем в будущее бульвара Тараса Шевченко – в прошлый раз мы показали, что можно выжать из него в автомобильном городе, теперь же – версия 3.0, когда он может стать лучше для всех.

Шаг 1. Односторонний транзит и разгрузка Бессарабской площади

Как мы уже предлагали, пропускную способность бульвара Шевченко можно увеличить, сделав узкие полосы движения, – тогда вместо двух полос получаем три. При выезде из центра это большое благо (на самом деле автомобильный поток упирается в площадь Победы, но о ней разговор пойдет в другой раз), а ускоряя движение по бульвару, получим и больший поток в центр, который просто врезается в Бессарабскую площадь.

А теперь представим, что движение в центр перекрывается, чтобы убрать прямую дорогу на Бессарабку и разгрузить площадь. Растягивать потоки от узла – хороший метод для борьбы с заторами, ведь при этом зачастую появляются бесконфликтные повороты, «накопители» перед светофорами, уменьшается число фаз работы светофоров – быстрее подходит очередь для зеленого сигнала. Вот так, собственно, бульвар Шевченко превращается в улицу с односторонним движением.

Хорошо, автомобили движутся вдоль бульвара только из центра, а как перевести транспортные потоки в центр? Само собой – на улицу Саксаганского! Она сейчас односторонняя, остается самая малость – «повернуть реку вспять», изменить направление движения на противоположное. Для заезда в район улицы Владимирской сгодится улица Льва Толстого – бесконфликтный левый поворот с Саксаганского и прямая дорога наверх. Ну, а улица Жилянская в таком случае едет, наоборот, из центра. Здесь как нельзя кстати появляются возможности продлить маршрут скоростного трамвая в центр города по этой улице – но об этом в другой раз.

Шаг 2. Троллейбусное «метро»

Итак, мы освободили одну из двух проезжих частей бульвара Шевченко. Что с ней делать дальше? Нет, не засадить деревьями и не заставить киосками, а переместить сюда весь общественный транспорт: троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. Таким образом мы еще больше улучшаем условия для автомобилистов, едущих по бульвару из центра, так как возле любой остановки общественного транспорта могут возникнуть непредвиденные затруднения движения. А если в первом ряду кто-то из водителей припарковался или какая-то маршрутка задержалась на остановке, то троллейбус фактически оказывается во второй полосе из трех, и все – движется только одна полоса.

«Переселив» общественный транспорт на одну проезжую часть (а по бульвару ходит больше десятка маршрутов), на другой, которую мы оставляем для легковых автомобилей, можно немного сузить полосы (до 2,7-2,8 м), и если оборудовать парковочные карманы, то в итоге получится четыре полноценные полосы движения взамен нынешним двум. А значит, вдвое увеличивается пропускная способность. Но для того, чтобы поток машин шел без лишних задержек, понадобится произвести изменения на площади Победы и сделать «зеленую волну» светофоров для выезда на одноименный проспект.

Но не забываем и об общественном транспорте. Вместо общего для всех проезда по бульвару в сторону Бессарабки делаем двухстороннюю «троллейбусную улицу» – это тот самый BRT (bus rapid transport), причем в самом центре города.

Создается линия общественного транспорта в районе, который известен постоянными заторами, а не просто отдельная полоса. Конечно, следует учесть намерения водителей, которые попытаются заехать на нее, двигаясь со стороны площади Победы, поэтому не обойтись без боллардов (дорожных блокираторов). Впрочем, набор помех в виде остановок, делинеаторов между встречными потоками троллейбусов и, возможно, дежурных парковщиков (см. ниже) в состоянии отрегулировать возможные проблемы.

Шаг 3. Главный тротуар и возрождение бульвара

Примечательно, что, превращая половину бульвара в «троллейбусную улицу», мы тем самым возвращаем полноценную жизнь на аллею. Ведь на ней появятся остановки общественного транспорта в направлении к площади Победы – а значит, и пешеходные потоки.  

Не надо ломать голову, как заманить людей на бульвар, – достаточно сделать так, чтобы он отвечал новым требованиям. Так, центральная аллея превращается в основной тротуар. Еесли есть прохожие, возникает спрос на публичное пространство, а дальше – озеленение, обустройство мест отдыха вместо нынешних асфальтовых пятаков и многое другое.

Шаг 4. Изменение поворотов, велодорожки и парковки

Теперь нужно загрузить ту часть бульвара, которую мы освободили от транзитного трафика. Для общественного транспорта нужно всего две полосы, при этом в действительности ширина проезда в пределах 11-12 метров. Будет правильным проложить велодорожку – согласно рекомендациям велосипедистов, она может вести только вверх, а спускаться вниз, к Бессарабке, можно в компании с троллейбусами. В итоге мы найдем применение еще полутора-двум метрам.

Схема существующего движения транспорта

Схема предполагаемого движения транспорта

Ликвидация транзитного потока в сторону Бессарабки позволяет перераспределить движение на поворотах – как с бульвара, так и на него. Сейчас одна из самых запруженных улочек – Леонтовича, на нее с бульвара при движении в центр для автомобилей действует левый поворот. А если отсутствует транспортный поток в центр, значит, нет надобности в повороте налево. И тогда улочку можно использовать для разгрузки перекрестка у оперного театра.

Улица Леонтовича

Далее запрещаем левый поворот с Владимирской улицы (при движении от университета) на улицу Богдана Хмельницкого – и весь транспорт дружно сворачивает с Владимирской налево на бульвар, дальше направо на Леонтовича, а с нее налево – на Хмельницкого. Кстати, в этом месте в конце прошлого года появился новый светофор, «заточенный» как раз под левый поворот. Вот так, совершенно случайно, решается еще одна проблема. И «разрыв» в центральной аллее для левого поворота ликвидируется.

Идем дальше. Параллельно улице Леонтовича, между бульваром Шевченко и улицей Хмельницкого, находится улица Ивана Франко – односторонняя улица-парковка, на которой практически нет трафика, но проезд есть. Что мы делаем: аккуратно «прорезаем» улицу Франко через бульварную часть и выводим левым поворотом на бульвар по направлению в центр. Аккуратно – это одной полосой, не затрагивая старые тополя.

Улица Ивана Франко

Оставим этот проезд лишь до улицы Владимирской, дальше только направо, но зато так получаем сквозной маршрут от Ярославова Вала. Кстати, разгружается и Владимирская – можно ехать напрямую.

Движемся дальше. Улица Пирогова сейчас двухсторонняя – непомерное расточительство для центра Киева, тем более что она дублируется расположенными поблизости улочками. Оставляем проезд в одну сторону – и можно сделать парковку «елочкой», чтобы поместилось больше автомобилей.

И если движение по улице Франко мы направляем к бульвару Шевченко, тогда по Пирогова – в обратную сторону, с бульвара. А чтобы использовать ее с максимальной пользой, устроим сквозной проезд с улицы Петлюры. К тому же мы здесь также сделаем внетранзитную полосу движения: Петлюры – бульвар – левый поворот на Пирогова. Ехать прямо автомобилям нельзя: путь открыт только для троллейбусов.

Улица Пирогова

Автомобили по улице Михаила Коцюбинского движутся (если смотреть, стоя спиной к центру) налево к бульвару Шевченко и направо вниз. Как вариант можно выпустить этот поток для проезда вместе с общественным транспортом, только тогда придется находиться с троллейбусами в одной полосе. Это позволяет убрать разрыв центральной аллеи у нынешнего поворота на улицу Петлюры и вдобавок разгрузить проезд в сторону центра от автомобилей, ожидающих зеленого сигнала на левый поворот.

Улица Михаила Коцюбинского

«Нижний» квартал, примыкающий к площади Победы, – вот здесь как раз придется делать уличную парковку, так как первые этажи заняты под офисы, магазины и кафе. Собственно, вся суть перекрытия прямого проезда по бульвару Шевченко в районе Ботанического сада в том, что здесь нет ни одного заезда во двор, сплошные ограждения.

Схема нижних кварталов

Для того чтобы заполнить оставшееся пространство освободившегося от чрезмерного потока машин бульвара Шевченко, оборудуются парковочные карманы – как раз в тех местах, где мы сделали однополосные автомобильные проезды. Или можно еще сделать шире велодорожку – полноценную, двухстороннюю.

Обращаем внимание на то, что речь идет только о верхних кварталах, от Владимирской улицы до площади Победы. Нижние кварталы – здесь следует сделать акцент на парковке, спрос на которую очень высок. Понадобятся и болларды, и парковщики – здесь можно взимать плату за въезд в «закрытый» квартал бульвара, бесплатно может двигаться только общественный транспорт.

Схема верхних кварталов

Когда начинать и с чего

Для воплощения всех этих предложений не требуется ничего особенного. Все решения, все технологии уже есть и работают. Решения простые, преимущества очевидны, хотя стоит детально исследовать потоки, но здесь дело за транспортным моделированием.

Протяженность проезда от площади Победы до развилки бульвара Леси Украинки и Кловского спуска – 2,5 км, при объезде через улицу Саксаганского – 3 км. Разница – каких-то 500 метров. В масштабах Киева это ничто, но, изменив характер и направление движения, город получает массу дополнительных преимуществ.

Конечно, можно по-прежнему стоять в пробках, проклинать городские власти за нехватку парковочных мест и небеса – за плохую погоду. Но можно одной банкой краски изменить центр Киева в лучшую сторону, «сделать будущее» сегодня. Одностороннее движение по бульвару Шевченко в корне меняет ситуацию на главном городском перекрестке – на Бессарабской площади. Как она изменится при этом, мы расскажем в следующий раз.

0

Выбор редакции

Comments