Вы здесь

Стартапы

Кому из Киева до Канева рекой подать

«Я родился в Херсоне, в детстве часто видел в порту суда на подводных крыльях, но ни разу не удалось на них покататься. Уже в Киеве, когда ходил на работу через Рыбальский мост, увидел на приколе такую «Ракету» и подумал: а почему бы и нет? Хоть таким образом да покатаюсь», – рассказывает «Большому Киеву» телевизионный продюсер Дмитрий Власов, который называет себя владельцем крылатого флота «ПоліссяONE»

0

7746

Свой первый теплоход на подводных крыльях типа «Полесье» он приобрел в 2013 году. Судно простояло в Чернигове больше 20 лет, находилось в заброшенном состоянии. Группе энтузиастов понадобилось два года, чтобы восстановить его ходовые качества, и в 2015 году прогулочный катер с подводными крыльями «Полесье-1» своим ходом пришел в Киев. А в конце июля прошлого года состоялся первый рейс по маршруту Киев – Канев.

В настоящее время компанию «Полесью-1» составляет еще одно судно – «Полесье-5». Но, по словам владельца, в Киеве оно работать не будет, его передадут в аренду в Херсонскую область. К слову, названия сохранились со времен СССР, тогда же им были присвоены порядковые номера.  

На финансовую тему Власов старается не распространяться и о том, в какую сумму обошелся теплоход и сколько средств было вложено в его восстановление, не говорит.

«Это большие деньги, скажу так: на них мог бы спокойно жить в другой стране или путешествовать по миру. Но это наш личный энтузиазм, хобби, которое должно приносить и материальное удовлетворение. Топливо, запчасти, аренда, зарплата команде – ведь ребята не за похлебку трудятся, все это требует колоссальных затрат», – признает он. По словам собеседника, в 2016 году ему удалось «выйти в плюс». Но много средств пришлось потратить зимой – на аренду стоянки, охрану, запчасти. Последние, к слову, приходится искать по всему миру – от блошиных рынков до спецмагазинов.

Как утверждает Власов, стоимость любого судна зависит от его внешнего вида, состояния ходовой части, комплектации. Всего было выпущено не более ста теплоходов типа «Полесье», они разошлись по всему бывшему СССР. В интернете сегодня можно найти несколько предложений о продаже по цене $140-200 тыс. «Кэш» поисковой системы Google хранит объявления десятилетней давности, в которых суда предлагались по $27-75 тыс.

«Сложно оценить, сколько времени нужно на восстановление, все зависит от того, насколько теплоход был «разбарахолен». Там много цветного металла, кабелей, которые вырезали и сдавали в приемочные пункты. Опять-таки, важно, насколько быстро найдет и купит недостающие детали и комплектующие собственник», – объясняет капитан судна «Полесье-1» Михаил Красюк.

Власов набирал команду по советам знакомых – в судоходном деле все друг друга знают и могут дать рекомендации. Экипаж «Полесья-1» состоит из двух человек: капитана-механика и матроса-моториста. Но если необходим ремонт в порту, то здесь работают «всем миром».

Главная проблема судов такого типа – это возраст: никогда не знаешь, что и в какой момент сломается. Немаловажным является их высокий затратный фактор. Дизельный двигатель потребляет более 120 литров топлива за час движения. При этом средняя скорость теплохода может достигать 60 км/ч. Фактически он летит над водой на крыле, и это его главная особенность.

Суда имеют регистрацию, все необходимые документы. По словам Власова, раз в год проходят обязательную проверку уполномоченными службами.

Малым ходом

«На третьем году навигации мы уже поняли, в каком направлении нужно двигаться. Мы не турфирма, чтобы все организовывать, все-таки хотелось бы видеть инициативу на месте. В Каневе пробовали несколько раз договариваться с местными кафе, есть ребята, которые восстановили легендарный автобус Ikarus 260 для поездок», – отмечает Власов.

Все организационные вопросы, включая продажу билетов, «ПоліссяONE» решает самостоятельно. В прошлом году, как правило, рейсы выполнялись в выходные дни. Перед этим на странице компании в Facebook появлялось объявление о дате старта. Несмотря на относительно недешевые билеты, они раскупались за день. В 2016 году путешествие из Киева в Канев и обратно, с экскурсией по шевченковским местам и обедом в местном кафе, стоило 800 грн. Маршруты на короткие дистанции обходятся дешевле, в зависимости от стоимости горюче-смазочных материалов. В этом году цены на услуги придется поднять – по замечанию Власова, топливо подорожало на 25%.

«Это три с половиной часа времени в одну сторону, с учетом шлюзования. За день успеваем сделать одну ходку, ведь ночью нам ходить запрещено. Как и в сложные метеоусловия, дождь, туман. В салоне «Полесья-1» 53 посадочных места. Несмотря на цену, проблем с желающими нет. Кроме Канева, в прошлом году ходили в Сухолучье, Межигорье, Припять», – перечисляет Власов. В текущем году «ПоліссяONE» планирует открыть сезон в конце апреля — начале мая.

По итогам работы в прошлом году Власов решил пронумеровать места в салоне теплохода. Многие пассажиры хотят сидеть у окна, как в самолете, поэтому иногда возникают конфликтные ситуации.

«Бегаешь по салону, пытаешься разрешить ситуацию. Но как только теплоход становится на крыло, все про окна забывают сразу – наоборот, стремятся попасть наверх, на палубу. Это нельзя передать словами, когда тебя обдувает встречным ветром на большой скорости. Происходит кислородное опьянение, люди даже пиво свое оставляют, с которым поднимались на борт», – делится наблюдениями Власов.

По словам Михаила Красюка, пассажиры всегда с интересом относятся к работе экипажа, наблюдают за действиями механизмов. Часто просят разрешения зайти в рубку.

«Желание посмотреть и поприсутствовать всегда есть. Ну, мы его по возможности, удовлетворяем – разрешаем зайти посмотреть, постоять рядом, ответим на вопросы. Только за штурвал не пустим – это не по правилам безопасности. Люди разные бывают, и пожилые, кто помнит «Метеоры» и «Кометы» на Днепре, и совсем молодые, с детьми приходят», – добавляет капитан.  

Планы на лето

В ближайших планах у флота «ПоліссяONE» открытие новых маршрутов по Днепру. Как замечает Власов, часто по курсу теплохода не встречается ни одного судна. Существуют также предварительные договоренности с туристическими фирмами о сотрудничестве. А вот от предложений рекламных агентств брендировать теплоход или разместить рекламу в салоне собственник судов отказывается из принципиальных соображений. По его словам, пассажиры платят немалые деньги за прогулку, поэтому не стоит их нагружать ненужной информацией.

«Я всегда говорю, что мы отличаемся от обычных прогулочных теплоходов атмосферой. Там люди приходят посидеть за столом, выпить чего-нибудь, потанцевать, посмотреть на реку. У нас же другая эмоция – в первую очередь это ностальгические чувства у пассажиров, которые раньше катались на подобных теплоходах. Это скорость, ветер, который обдувает, сложно передать словами это ощущение», – рассказывает Власов.

Покупать третий теплоход он пока не планирует. Основная аргументация – отсутствие возможности загрузить его пассажирами. Кстати, на официальной странице «ПоліссяONE» в Facebook постоянно возникают дискуссии вокруг стоимости услуги. Зачастую пользователи заявляют, что за такие деньги смогут доехать в место назначения на автомобиле или даже долететь на самолете. Но с другими эмоциями. 

0

Выбор редакции

Comments