Вы здесь

События

Практически подкованные

Таксисты протестовали против европейских новаций городской власти уже в начале ХХ века. Только назывались они тогда извозчиками. А в народе – «ваньками». В те времена реалии не очень благоприятствовали киевским извозчикам: мостовые были булыжные, а ездили по ним экипажи с окованными железом колесами. Грохот на улице стоял тот еще, а пассажиров и возницу во время поездки трясло – такие условия работы со временем отрицательно сказывались на здоровье извозчиков. Да еще и накладно было, поскольку приходилось дополнительно тратиться на ремонт экипажей 

0

510

Но и это еще не все – крутые киевские подъемы истощали лошадей. Бывало, пассажир, увидев, что несчастная кобыла вот-вот упадет, вежливо выходил из экипажа и шел наверх пешком. Поэтому киевский извозчик периодически вкладывал средства еще и в покупку новой лошади.

То ли дело – Европа! В тамошних крупных городах давно уже забыли и о булыжных мостовых, и об окованных железом колесах. Европейцы разъезжают в модных экипажах на резиновых шинах, а мостовые у них выложены аккуратными гранитными кубиками. И чудо – шума на улицах намного меньше, скорость езды значительно выше, а лошадей приходится менять реже.

Киевские власти решили сделать «как в Европе». Булыжные мостовые начали заменять гранитными кубиками – эту дорогостоящую процедуру город взял на себя. Но обновление экипажей должны были произвести возницы за собственный счет.

Стимул для «ванек»

Киевский извозчик – человек небогатый. Владельцы крупных транспортных фирм имели десятки лошадей, собственные кузницы, экипажи разного класса, включая представительский, наемных кучеров, ветеринаров и так далее. Такие предприниматели действительно обладали тугим кошельком, но их были единицы. А большинство извозчиков – скромные фрилансеры, владеющие экипажем и одной-двумя лошадками. Далеко не все располагали свободными деньгами на, как сказали бы сейчас, инновации.

Городские власти ввели в качестве стимула норму: с марта 1902 года все киевские извозчики, поставившие свои экипажи на колеса с резиновыми шинами, получат право поднять цены на услуги в размере 25%. Остальные же будут обслуживать клиентов по прежним тарифам, введенным Киевской городской думой в 1901 году.

Но даже заманчивая перспектива повысить расценки на четверть не соблазнила киевских «ванек»: переход на новые колеса шел крайне медленно. Недешевыми резиновыми шинами обзавелись немногие – такие комфортные экипажи киевляне называли «дутиками». Прошло без малого восемь лет, а большинство извозчиков по-прежнему ездили по старинке.

Зарубежное диво

И тогда Киевская городская дума предприняла радикальный шаг. Пусть извозчики меняют не только колеса, но и вообще переходят на современные экипажи европейского типа. Нам, мол, ни к чему полумеры!

Чтобы доставить в Киев пробный образец «евроэкипажа», отправили в служебную командировку одного из городских гласных (депутатов). Причем не в заграничные дали, а в близлежащую Москву – там уже вовсю эксплуатировали экипажи нового типа.

Киевские «думцы», увидев зарубежную новинку, пришли в неописуемый восторг. Еще бы! Откидной кожаный верх, сиденье на пружинах, боковые (габаритные) фонари и, конечно, главное чудо техники – часы-счетчик! И ездит такой экипаж действительно бесшумно.

Правда, сами извозчики, в отличие от отцов города, лишь озадаченно поглаживали бороды. Коляска, что и говорить, смотрится красиво, но ведь она очень тяжелая. И если лошадь не всегда может дотянуть вверх по крутой улице привычный легкий экипаж, как она повезет пассажира в этом иностранном тяжеловесе? Например, поездка с Подола на Печерск будет заключаться в том, что клиенту придется почти всю дорогу идти пешком рядом с экипажем.

А «неправильных» – за решетку

Депутаты были настолько увлечены идеей внедрить в Киеве «евростандарт», что не стали слушать «ванек». По всей видимости, решили, что те просто ищут очередную зацепку, чтобы оставить все по-прежнему.

В марте 1910 года Киевская городская дума приняла постановление «Об извозчичьем промысле», в котором четко предписала: не позднее 31 марта 1913 года все возницы должны пересесть на «евроэкипажи», потому что «к 1 апреля 1913 года езда по улицам города на пролетках прежнего образца воспрещается».

Три года – достаточный срок для смены транспортного средства. Несмотря на это, многие извозчики не вписались в него. Отцы города были непреклонны – дали полиции указание применять к нарушителям всю силу закона. И 1 апреля «неправильным» возницам уже было не до смеха: их начали «брать» прямо на стоянках и отправлять за решетку. Самый популярный в городе вид транспорта почти полностью парализовало. Не до смеха стало и пассажирам – большинство из них вынуждены были ходить пешком.

Две недели

И тогда извозчики решились на акцию протеста. Собрались на Татарке, в урочище Волчий Яр, и устроили забастовку. А увидев, что нет реакции властей, объявили голодовку, причем были готовы идти до конца. Мол, часть из нас умрет, но за остальных вступится Государственная дума в Петербурге.

К счастью, до летального исхода дело не дошло. Через две недели отцы города отыграли назад – вначале исключили из обязательных условий наличие габаритных фонарей, откидного верха и таксометров, а затем и вовсе разрешили заниматься извозом на любом виде экипажей и пролеток. И, конечно, вышли на волю все извозчики, угодившие за решетку.

Так Киев пережил первую в своей истории двухнедельную забастовку. Жители города сделали собственные выводы. Одни – о том, что городская власть вполне вменяема, реагирует на требования людей. Другие – о том, что отцы города не всесильны и не все их предписания следует исполнять, можно и побороться… А что с транспортными «евростандартами»? Увы, с этим в Киеве не сложилось.

0

Выбор редакции

Comments