Вы здесь

Проекты

Преступность выходит из детского возраста

В Украине детской преступностью занималась уголовная милиция по делам детей, которая была упразднена в феврале 2015 года. Она отвечала за предупреждение негативных явлений среди малолетних и имела приемники-распределители, предназначенные для временного содержания правонарушителей в возрасте от 11 до 18 лет 

0

431

Основные виды наказаний для несовершеннолетних перечислены в статье 98 Уголовного кодекса. Среди них штраф, общественные и исправительные работы, арест, лишение свободы. Однако практика показывает, что дела большинства правонарушителей не доходят до суда – родители возмещают пострадавшим ущерб.

После вступления в силу закона о Национальной полиции в ноябре 2015 года на базе уголовной милиции по делам детей были созданы подразделения ювенальной превенции, которые занимаются профилактикой детской преступности и беспризорности. «Основное внимание уделяется работе с детьми и семьями, потому что школа не может в полном объеме охватить это направление, тем более что 70% воспитания законопослушности у ребенка зависит от родителей», – утверждает начальник департамента превентивной деятельности Национальной полиции Игорь Бабич.

Цифры показывают убыль

По его данным, к моменту ликвидации в милиции по делам детей работали 3 тыс. человек, в результате реформы осталась тысяча, но сократились также функции. На смену детским комнатам милиции пришли «зеленые комнаты», где милиционеры выясняли обстоятельства совершения правонарушения вместе с ребенком. «Однако от этой практики мы уходим, работая с детьми в школах, семьях. Стараемся по возможности не привлекать подростка в административные здания, а работать с ним в привычной для него среде», –объясняет Бабич «Большому Киеву».

Основными причинами детской преступности называются социальные и финансовые обстоятельства, а также проблемы в семье. Следует отметить, что на фоне роста преступности по всей стране статистика департамента превентивной деятельности Национальной полиции показывает, что с начала года в Украине на 22% (с 6783 до 5294 случаев) снизилось число детских правонарушений. Кроме этого, детей нарушивших закон, стало меньше на 14% (с 4388 до 3777), в том числе на 19,4% (с 822 до 663) сократилось количество совершивших преступление повторно. А также на 24,4% (с 390 до 295) стало меньше детей и подростков, чья судимость не снята и не погашена.

Для профилактики правонарушений с 1 сентября патрульная полиция запустила пилотный проект по канадской модели под названием «Школьный офицер» в четырех городах (Киев, Одесса, Львов и Ивано-Франковск). Один полицейский закрепляется за несколькими школами и посещает каждую из них раз в неделю, чтобы пообщаться с учениками. Кроме обучения правилам дорожного движения, офицеры занимаются со школьниками по специально разработанной методичке, одобренной ЮНИСЕФ и утвержденной Министерством образования и науки. Для учеников младших классов полицейские проводят шесть уроков, на которых обучают детей, как им вести себя при встрече с незнакомым человеком, что делать, если заблудился, и тому подобное. Программа для учеников старших классов состоит из 19 уроков, на которых им рассказывают о правах и ответственности за нарушение закона. Кроме того, полицейские подсказывают, как вести себя в нестандартных ситуациях.

Временно исполняющая обязанности начальника отдела по связям с общественностью департамента патрульной полиции Киева Катерина Белугина говорит «Большому Киеву», что «со школьниками офицеры работают строго по этой методичке и от ее программы не отступают». При этом, по ее словам, школы требуют гораздо больше времени, поскольку полицейский должен работать не только с детьми, но также общаться с родителями и администрацией школы. «С декабря хотим назначать офицера, который будет заниматься только школами, а не совмещать эту деятельность с патрулированием», – делится планами департамента Белугина.

В настоящее время вниманием полицейских охвачены 103 киевские школы, но желающих значительно больше. Из 440 школ столицы 300 выразили желание сотрудничать с полицией, и, по словам Белугиной, все заявки будут удовлетворены. «В школах, за которыми будет закреплен определенный офицер, мы повесим стенд с его фотографией, контактными данными и графиком посещений», – добавляет она.

Подготовлена онлайн-форма отзывов о работе школьных офицеров. «С ее помощью сможем узнать, что нужно изменить, дополнить или исправить», – заключает представитель полиции.

Отдел ювенальной превенции департамента превентивной деятельности Национальной полиции сообщает «Большому Киеву», что в столице от советских методов работы с детьми, включая правонарушителей, начали отказываться еще пять лет назад. Как следствие, по итогам девяти месяцев текущего года уровень детской преступности в Киеве снизился на 25%, при этом особо тяжких преступлений не было зафиксировано, а количество тяжких сократилось на 47%. Полицейская статистика отмечает также значительное падение уровня грабежей, разбоя, краж и хулиганства среди детей и подростков. На 25% уменьшилось число детей, повторно совершивших преступление.

Сотрудник отдела ювенальной превенции, пожелавший остаться неназванным, рассказывает «Большому Киеву», что больше всего внимания уделяется ребенку в школе, где ему оказывают внимание сотрудники отдела вместе со школьными офицерами. Собеседник отмечает, что дети, которые переехали с родителями в Киев из оккупированных частей Донбасса, никак не повлияли на уровень детской преступности. «Мы проявляем к ним усиленное внимание, проводим профилактические мероприятия», – объясняет он «Большому Киеву». 

Кроме этого, отдел ювенальной превенции придерживается метода, согласно которому главное не наказать ребенка за проступок, а вовлечь его в общественную жизнь. «Мы не наказываем – это старые методы, мы показываем, что есть другая сторона жизни», – говорит сотрудник отдела, добавляя, что именно по этой причине в приемниках-распределителях с начала года побывало только 18 детей.

Чему нас учит семья и школа

Директор школы № 148 Сергей Горбачев рассказывает «Большому Киеву», что воспитание законопослушности у ребенка – проблема комплексная и прежде всего ему нужно прививать осознание того, что делать можно, а чего нельзя, потому что это наказуемо. «Конечно, во время распространенного правового нигилизма это делать сложно, но необходимо», – утверждает педагог. Школьники изучают предмет «Основы правовых знаний», который помогает выработать понимание пределов дозволенного, сформировать осознание того, какие проступки подпадают под действие Уголовного кодекса. «Как в школе, так и дома ребенку нужно рассказывать, что можно делать, а что нет. При этом подход  школы и семьи должен быть партнерским. Все должны поддерживать надлежащее поведение детей, если есть общий интерес вырастить из них законопослушных граждан», – подчеркивает Горбачев.

В большинстве случаев поведение, выходящее за рамки правил, вызвано проблемами в семье. Так происходит, когда ребенок не  получает достаточно любви и заботы в кругу близких ему людей и хочет обратить на себя внимание. «Просто говорить, что этого делать нельзя, недостаточно, особенно в случаях с подростками. Метод кнута и пряника тоже в таких ситуациях не работает», – объясняет «Большому Киеву» семейный психолог Наталья Заболотная. По ее словам, родителям важно дать понять ребенку, особенно подростку, что любая его потребность не является проблемой, и при этом показать правильные пути ее разрешения. «Если ребенок нарушил закон, работает одно – откровенный разговор, во время которого родители должны выяснить, что толкнуло ребенка на этот шаг», – подсказывает Заболотная.

Иногда родители переводят своего ребенка на дистанционное обучение, уверенные в том, что собственным примером привьют ребенку уважение к закону. Но большинство взрослых считает, что детям лучше находиться в коллективе. «К нам в седьмом классе перевели дебошира из другого класса, там он портил статистику. Помогло терпение и время, сейчас он в десятом классе и все нормально», – приводит случай из жизни собеседница «Большого Киева», пожелавшая остаться неназванной.

0

Выбор редакции

Comments