Вы здесь

А сколько можно учиться?

Реформа всеобщего среднего образования в Украине предусматривает переход на 12-летнюю модель обучения

0

772

Елена Рыхальская, кандидат психологических наук:

Я, как человек, который в 27 лет уже был заместителем декана в университете, а в 30 – защитил диссертацию и имеющий два красных диплома, могу сказать, что количество проведенных лет в учебном заведении не имеет никакой связи с качеством образования. Важны базовые знания, а далее – профильное обучение на основе результатов профориентации и результатов учеников. Учиться на год больше в школе, на мой взгляд, будет способствовать регрессии и не способствовать мотивации развиваться. Ученики в данном возрасте нуждаются в выходе за круг «ближайшего развития». Вузовские условия помогают им взрослеть и включить обновленные ресурсы.

Юлия Алексеева, генеральный директор компании Zabugor.com:

Ключевой момент – не сколько учить, а как и чему. Есть две позиции (хотя их гораздо больше). Во-первых, при существующем уровне безработицы, чем меньше претендентов на рынке труда (молодежь, женщины в декретных отпусках, пожилые люди) – тем лучше. Поэтому пусть учатся долго и не торопятся с окончанием учебы. Во-вторых, большинство успешных людей начинали работать рано – с 12 лет, а некоторые и раньше. Обучение – это входящий поток. Как еда, забота, деньги. Если он не уравновешен исходящим потоком, когда что-то делаешь для других, то человек со временем теряет желание и способность быть полезным членом групп. И чем дольше эти потоки разбалансированы, тем хуже. Я за то, чтобы образование имело сразу практику применения в жизни на пользу другим, чтобы дети больше времени занимались групповой работой, спортом и просто много были на улице. Чтобы учили не для того, чтобы сдать экзамен и забыть, а реально применять знания в жизни. Чтобы применялись правильные технологии обучения и чтобы стать педагогом мечтали как минимум 20% выпускников школ. Я учусь до сих пор. Прямо сейчас я пишу эти комментарии, находясь на учебе заграницей. Но я всегда параллельно работала. С восьмил лет, в том или ином виде. Но всегда. 

Екатерина Ищенко, старший юрист юридической фирмы «Анте»:

На мою думку, сучасний світ настільки швидко змінюється, що класична освіта не дуже відповідає потребам часу. Якби я вирішувала питання, скільки треба вчитися, то звернулася би до психологів і педагогів і з їхньою допомогою визначила, скільки часу потрібно для навчання дитини письму-читанню-аналітиці і надання базових і системних знань про всесвіт і соціум. Саме цей блок знань зробила б обов’язковим, а надалі дозволила б здобувати практичні спеціалізовані навички у певній сфері. Особисто я вчилася десять років у середній школі, п’ять років у виші на юриста і ще рік додатково на спеціаліста у сфері інтелектуальної власності. Але робота – кращий вчитель, ніж теорія від лектора.

Катя Соловьева, ведущая «Авторадио»:

Я искренне считаю, что учиться чему-либо новому и фундаментальному стоит ровно столько лет, сколько, в результате, получится между двумя датами в эпитафии. И с большим пиететом отношусь к образованию в принципе. Кстати, не разделяю общепринятой «зрады» по поводу уровня образования в нашей стране. Я нахожусь внутри процесса, благодаря семейным связям (среди моих ближайших родственников большинство - профессора киевских вузов) и, к счастью, эти люди не заставляют меня краснеть, а работают более чем добросовестно, выполняя не только существующие инструкции, но и предвосхищая все мечты нашего Министерства образования, как то постоянные публикации в международных журналах, практика visitng professor и прочее. Поэтому я считаю, что выгребать всех одной лопатой под видом «ужасных, ужасных преподавателей» это, как минимум, глупо. Лично я потратила на получение образования (к данному моменту) 21 год из 33 лет жизни и считаю подобный подход поводом для гордости и своим дополнительным преимуществом. Стоит ли вводить 12-летнее среднее образование? Да. Стоит ли получать высшее образование? Непременно. Миф о «самой образованной» и «самой читающей» нации – это как веревочка, которая вьется еще с советских времен. Правды в этом примерно столько же, сколько в распятых мальчиках.

Тарас Кремень, член парламентского комитета по вопросам науки и образования:

Навчаюся безперервно: вищий навчальний заклад, аспірантура, докторантура, стажування!

Елена Вознесенская, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук:

Я є послідовником системи безперервної освіти. Це дозволяє мозку не застигнути, розвиватися, бути гнучким. І це профілактика більшості психічних хвороб людей похилого віку. Сама ще не закінчила вчитися. Для мого фаху - психолога, психотерапевта – це норма. Ми – постійні клієнти та постійні студенти. Зараз закінчую навчальну програму по плейбек-театру, наступного року буде щось інше. Як на мене, 12 років навчання, враховуючи, що три з них – це спеціалізація в певному контексті, це не багато. І зараз бідолашних дітей саджають за парти в п’ять років, тому що без року підготовки до школи їх в жодну нормальну школу не візьмуть, ані в гімназію, ані в ліцей... Отже, і зараз є 12 років, але, згідно з новим законом, ці 12 років будуть хоча б починатися трохи пізніше. Бо я вважаю, що навіть з шести років сидіти за партою – це жах. Звідси всі ці хвороби суспільства... І всілякі діабети, порушення травлення, ранні виразки шлунку у дітей, і порушення зору, осанки... І безініціативність, і залежність від медіа... Тому що дитина не рухається більшу частину дня, не байдикує, не грає... Причому з раннього віку, з п’яти-шести років... В цьому віці у більшості дітей ще навіть не починає розвиватися вольова сфера, яка необхідна для навчання за тими принципами, які впроваджуються в нашій школі. Взагалі, початкова школа повинна будуватися на принципах гри. Але хто слухає психологів? Таблиця множення важливіша! До речі, згідно нового закону, все-таки не буде оцінювання в початковій школі. І це добре... І ще. В нашому світі, що постійно змінюється, рухається вперед, безперервна освіта є потребою кожного, умовою часу. Ті, хто зупиняється, стають нецікавими, втрачають самі себе серед інших, тих, що постійно рухаються.

Михаил Крикунов, декан Киевской бизнес-школы:

Это зависит от того, что понимать под знаниями. Современная наука об обучении считает, что знания не даются, а извлекаются и это значит, что все зависит от методики и организации вовлечения в обучение учащихся, ведь извлекать-то им. Если преподавать так, как было принято, то с постоянным увеличением объема информации скоро и 20 лет не хватит. К слову, многие вузы уже превратились в некое продолжение школы. А если считать, что продуктом школы должен стать взрослый (читай, ответственный и разобравшийся в себе) человек, то 12-летняя система школьного образования, уже ставшая де-факто мировым стандартом, это то, что требуется. А учиться нужно всю жизнь, ведь необходимы будут все более разнообразные знания, как специальные, так и общие. И по сравнению со всей жизнью, 12 лет – это такая малость! Что касается меня, то я потратил на школу десять лет, на высшее образование – пять лет, четыре – на получение ученой степени, пять – на разные профессиональные сертификации, и всю сознательную жизнь – на приобретение и коррекцию понимания постоянно изменяющегося мира и своей профессии.

0

Выбор редакции

Comments