Вы здесь

Социальная политика

Сколько стоят бесплатные поездки

По данным департамента социальной политики Киевской городской государственной администрации, сегодня в столице льготами при пользовании наземным транспортом пользуются 873 тыс. человек. При общем населении в 3 млн человек почти каждый четвертый киевлянин едет автобусом, троллейбусом или трамваем бесплатно. «Большой Киев» выяснил размер убытков, которые несет город

0

541

Украинское законодательство гарантирует определенным категориям населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны и т. д.) бесплатный проезд в городском транспорте. Частные и муниципальные перевозчики обязаны перевозить таких пассажиров бесплатно, получая взамен компенсации из городского и национального бюджета.

По состоянию на 1 июля государство путем субвенций в киевский бюджет оплатило проезд 584 тыс. льготников. Остальные 290 тыс. человек ездят за счет города. С этой целью Киев выделил в 2016 году 295,1 млн грн, что обеспечивает каждому льготнику 340 поездок в год.

Несмотря на то что в нынешнем году расходы города на льготников выросли почти на 100 млн грн, перевозчики продолжают жаловаться на отсутствие компенсаций. «Частному перевозчику деньги никто не возвращает», – рассказывает директор ООО «Союз-Авто» Александр Кагров, подчеркивая, что в пиковые периоды льготники могут составлять до 30% от всех пассажиров рейса. А убытки оператора городских трамваев, троллейбусов и автобусов КП «Киевпастранс» в прошлом году составили 78 млн грн.

Государство, которое дает гарантии на льготные перевозки, свою часть финансирования на протяжении последних лет сокращало. В 2011 году национальный бюджет покрывал 40% затрат перевозчиков, в 2015 году – 24%, а в нынешнем году цифру свели до нуля. «На сегодняшний день остается нерешенным вопрос об осуществлении компенсационных выплат за льготную перевозку граждан за счет субвенции из государственного бюджета: в законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» не предусмотрены расходы на указанные цели», – говорится в ответе КГГА на запрос «Большого Киева».

По словам сокоординатора Совета по вопросам урбанистики Григория Мельничука, отсутствие государственного финансирования образует «дыру», которая ложится на плечи как городского бюджета, так и самих перевозчиков.

Неверно поставленный вопрос

Но проблема льготных перевозок образовалась не из-за дефицита денег, а из-за нерационального их использования. Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава объясняет, что Киев использует неэффективную систему учета льготников. «Те цифры, которые называет «Киевпастранс», и количество льготников, которых он перевозит, – это разные вещи», – утверждает эксперт.

Кава подчеркивает, что 873 тыс. льготников – это средний показатель, рассчитанный по формуле 15-летней давности. Соответственно, город и перевозчики знают лишь условное количество льготных пассажиров. А количество их перевозок, подлежащих компенсации, остается неизвестным. В итоге непонятно, кому и сколько нужно компенсировать на самом деле.

Вторая проблема, о которой говорит Кава: «Чиновники говорили, что коммунальный транспорт убыточный и нужно делать все, чтобы повышать его доходность. Под этот шумок сектор муниципальных перевозок «сливался» в сторону частных игроков, которые не возили льготников в достаточном объеме, как это делал «Киевпастранс».

По словам бывшего заместителя министра, в европейских столицах городской транспорт всегда работает себе в убыток, а одна из главных функций города – покрывать эти затраты. «Требовать в Варшаве прибыльность от транспорта – это то же, что требовать прибыльность от школы или поликлиники».

Григорий Мельничук отмечает, что из-за неправильного подсчета льготников страдает качество транспортных услуг.

«Перевозчик оценивает эффективность маршрута по выручке, а не по количеству пассажиров. Поэтому автобусы, которыми в основном пользуются пенсионеры, оказываются убыточными и их количество постоянно сокращают», – утверждает собеседник «Большого Киева».

Всех пересчитать

Для решения проблемы нужно сменить модель финансирования городского транспорта, предоставляя не компенсации, а плату за услугу. «Варшава платит не за количество перевезенных пассажиров, а за то, что трамвай выехал на линию исправным и соблюдает график», – напоминает Кава. При такой форме сотрудничества между городом и перевозчиком проблема льготников исчезнет, уверен эксперт. По его словам, польская столица тратит около 30% своего бюджета на общественный транспорт.

Мельничук полагает, что КГГА должна произвести подсчет реального количества льготных поездок в наземном транспорте. Например, такой учет ведется киевским метрополитеном. В июне, по данным департамента социальной политики КГГА, услугами метро воспользовались 5,7 млн льготных пассажиров. По расчетам Мельничука, в наземном транспорте эта цифра выше на 10-20%.

Успешно подсчитано количество льготников и в пригородных электричках. Для бесплатного проезда пассажир должен получить так называемый «нулевой билет», который выдается в кассе при наличии удостоверения.

В Виннице работает подобная форма учета для всех видов городского транспорта. Каждый льготник пользуется проездным билетом с фотографией, получить который можно в центре административных услуг. Такую же схему Мельничук предлагает внедрить в Киеве, предлагая выдавать проездные документы при оформлении коммунальных субсидий. 

0

Выбор редакции

Comments