Вы здесь

Городская среда

Скульптурное мероприятие

Поскольку в ходе декоммунизации и десоветизации в Киеве высвободилось место для памятников и монументов, самое время разобраться, каким образом они появляются в тихих скверах и посреди шумных площадей. И понять, насколько перспективной может быть частная инициатива. Департамент градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации отвечает «Большому Киеву», что это дело регулируется приказом «Порядок сооружения (создания) памятников и монументов», утвержденным Государственным комитетом по строительству и архитектуре 30 ноября 2004 года

0

129

Для начала нужно убедить в необходимости сооружения памятника тех, кто имеет право выступать с подобными предложениями и одобрять их. Согласно «Порядку», местные органы исполнительной власти или самоуправления действуют на основании ходатайства предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан.

Одного ходатайства мало, к нему требуется приложить еще четыре документа.

Первый – обоснование целесообразности сооружения памятника в данном регионе с соответствующим выводом местной  администрации (в нашем случае – КГГА).

Второй – «согласование с органом местного самоуправления на месте предлагаемой установки памятника с учетом генерального плана города, другой градостроительной документации, планирования и застройки, которая исторически сложилась». Столь расплывчатая формулировка дает широкие возможности для отказа, равно как и согласия. Требуется какой-то пустяк –доказать, например, что проект памятника «соответствует исторически сложившейся застройке».

Третий и четвертый – финансово-экономическое обоснование стоимости сооружения и указание соответствующих источников финансирования – наиболее просто раздобыть. Но только в том случае, если планируется сооружение памятника без привлечения средств из государственной казны или местного бюджета. Иначе придется пройти еще несколько этапов, включая конкурс проектов.

После того как все документы будут в сборе, требуется, согласно «Порядку», представить на рассмотрение совместного заседания архитектурно-градостроительного совета эскизный проект памятника, включая чертежи, макет в масштабе 1:10 (варианты – 1:5 или 1:20) и метровую модель скульптуры в гипсе.

В случае положительного решения предстоит выбрать исполнителей, имеющих соответствующую лицензию, разработать проектную документацию (в два этапа – проект и рабочая документация) и получить разрешения на выполнение строительных работ.

В процессе возведения памятника нужно быть готовым к техническому надзору контролирующих органов, что также может отнять какое-то время.

Королевский подарок

Теперь понятно, почему от замысла памятника королеве Франции Анне Ярославне до его торжественного открытия в ноябре 2016 года на Львовской площади прошло три года, из них два заняли бюрократические процедуры. Правда, один из соавторов проекта Федор Баландин (работающий в тандеме со скульптором Константином Скритуцким и выполняющий, по его словам, роль арт-директора) не сетует на сроки. «Лучше все делать не спеша, – объясняет он «Большому Киеву». – У нас с Константином много осуществленных проектов, и все они имеют свою идеологию, концепцию и историю. Долгий путь осуществления нас устраивает, потому что для нас это не способ зарабатывания денег».

Так, замысел необычного для Киева памятника (его высота вместе с постаментом меньше трех метров) королеве Анне начался с визуального символа – маленькой девочки, которая вышла за городские стены и мечтает о взрослой жизни. «Проще всего, – объясняет Баландин, – было бы сделать взрослую королеву в короне и со скипетром. И намного сложнее – создать образ ребенка, глядя на которого зритель понимает, что перед ним будущая королева». Образ диктовал и место – где-то на старинной киевской дороге, ведущей на запад.

«В процессе работы, – продолжает рассказ Баландин, – мы поняли, что сегодня уже мало людей знает об Анне Ярославне, и решили сделать публичную презентацию проекта памятника. А ко времени этой презентации собрали столько интересных фактов и сторонников проекта, что родился Anne de Kiev Fest».

За два дня фестиваль на территории Софийского собора посетили десять тысяч человек, среди которых был французский бизнесмен Бертран Кост, давно ведущий дела в Украине. Он и сделал первый взнос. А в итоге сформировался пул меценатов, которые взяли на себя все – от отливки памятника до благоустройства места для него. Подключились и городские власти.

В результате запущенный уголок Львовской площади приобрел совершенно другой вид. Обошлось облагораживание прилегающего пространства дороже, чем изготовление собственно памятника – в 800 тысяч гривен (отливка стоила около 300 тысяч гривен).    

Меценаты и локации

Имя Бертрана Коста было упомянуто на открытии памятника королеве Анне. Но большинство проектов пары Скритуцкий–Баландин финансировал человек, который избегает публичности – киевский бизнесмен Владимир Колинько. Баландин рассказывает: «Фактически основной меценат Пейзажной аллеи – человек скромный, без публичных амбиций, он, словно Маленький Принц, в зрелом уже возрасте занимается приведением в порядок своей планеты. «Аллея интеллигентов», где образы киевских интеллигентов в виде птиц зафиксированы и сохранены для будущих поколений как вымирающий вид, тоже его идея».

Федор Баландин имеет в виду сквер на Гончара между улицами Большой Житомирской и Сретенской, где установлены скульптурные изображения зимородка, совы, ворона и воробья. Все они не просто птицы, а ипостаси, которые может принимать в разных случаях жизни киевский интеллигент. Так, например, зимородок стоит, склонив голову и спрятав тросточку под крыло. «Этот образ лучше всего символизирует киевскую интеллигенцию, – говорил Скритуцкий на открытии скульптуры в августе 2013 года. – Зимородок очень стыдливая птичка, постоянно прячет голову под крыло, как будто ей стыдно за все, что происходит вокруг».     

Над созданием новых памятников в Киеве работают и другие скульпторы. В частности, 17 июня 2016 года в Днепровском районе открыт памятник украинскому поэту Андрею Малышко (автор Роман Захарчук) в сквере, названном его именем. А менее чем через месяц, 10 июля, в самом начале проспекта Владимира Маяковского на Троещине состоялось открытие памятника воину-добровольцу русско-украинской войны. Скульптор – Богдан Козаченко, совсем еще молодой парень.

Когда во время подготовки материала корреспондент «Большого Киева» захотел встретиться с Владимиром Щуром, создателем популярных памятников Паниковскому, Проне Прокоповне и Голохвастову, кинорежиссеру Леониду Быкову и архитектору Городецкому, оказалось, что мастер, которому в феврале исполнится 64 года, как и положено действующему скульптору, находится в литейном цеху, где-то в Вишневом. Вернется – узнаем, над чем он работает.    

0

Выбор редакции

Comments