Вы здесь

Транспорт

Требования улицы

Система общественного транспорта в любом большом городе по важности и обязательности является такой же, как кровеносные сосуды в человеческом организме. Даже если половина горожан попытаются выехать из дому на собственных автомобилях, то моментально случится тромб – уличное движение остановится вмиг. В Киеве для передвижений по городу используют частный транспорт немногим более 20% жителей, неплохой показатель для Европы. Все остальные с разной степенью регулярности прибегают к услугам автобусов, трамваев, троллейбусов и такси

0

590

Основные требования к общественному транспорту – транспортных средств должно быть в достатке, время на их ожидание должно быть минимальным и они не должны попадать в заторы, создаваемые водителями легковых автомобилей. Но для достижения таких целей нужны очень больше деньги. Впрочем, есть и простые способы сделать общественный транспорт удобнее и привлекательнее. «Большой Киев» предлагает десять решений, которые можно внедрить быстро и недорого.

1. Вертикальные поручни в метро

Как вы ощущаете себя, когда в вагоне метро все сидячие места заняты, а пассажиров не настолько много, чтобы можно было опираться на их спины? Конечно, если вы высокорослый молодой мужчина, то легко сможете держаться за поручень, вмонтированный под потолком, или стоять, широко расставив ноги, словно бросая вызов машинисту поезда. Но в остальных случаях приходится искать глазами, за что бы тут ухватиться – поручней в киевской подземке мало и они в основном находятся на самом верху вагона.

Чтобы пассажир не тянулся на цыпочках и не нависал всем телом над другими, существуют вертикальные поручни – каждый держится за них на той высоте, на которой ему удобно. В некоторых вагонах киевского метрополитена такие поручни есть возле входных дверей, но далеко не во всех. А вот вертикальные поручни возле торцевых дверей почти все демонтировали с неясными целями. Киевский метрополитен при любой власти стоит на своем, отказываясь от предложений добавить в вагонах вертикальных поручней, как это сделано в Праге.

2. Навигация на пересадочных узлах

Каждому из нас случалось оказаться на узловой остановке, к которой привязаны больше десятка маршрутов. Например, возле станции метро «Лукьяновская» в разных концах площади расположены шесть отдельных остановок городского транспорта.

Чтобы найти нужную, мы ориентируемся по дорожным знакам и надписям мелким шрифтом на них – это выглядит как поход к окулисту. В иных городах на столбах еще развешивают таблички с поминутным расписанием графика движения, но и их попробуй заметь. Простое решение – навигационные стелы, заметные издали. Вверху хорошо разместить номера маршрутов и логотипы видов транспорта, а на самой стеле – детальную карту пересадочного узла.

3. Развитие такси

Часто на предложение ограничить въезд частных легковых автомобилей слышим в ответ: дайте нам альтернативу! Конечно, не всем подойдет даже современный трамвай, многие не в состоянии отказаться от комфорта и уединения, которые предоставляет автомобиль. Но альтернатива есть, имя ей – такси.

Правда, в Киеве городские власти уже давно не обращают внимания на развитие этого подвида общественного транспорта. В советское время в центре города было несколько больших стоянок такси. Сегодня таких нет, но есть отдельные точки на Крещатике, возле злачных мест, где всегда стоит машина с водителем, готовым назвать клиентам астрономические суммы за услуги частного извоза.

Сейчас нам доступна информация о лондонских и нью-йоркских такси, которые многим заменяют собственные автомобили.

Действительно, хорошее такси – это еще и Wi-Fi, а значит, по пути можно поработать или просто почитать, что пишут в интернете. А еще некоторые службы перевозчиков предоставляют услугу «детское такси». Для сравнения: в Нью-Йорке на Манхеттене один из самых низких уровней автомобилизации в мегаполисах, но улицы просто переполнены желтыми машинами.

4. Маршрутки в центре города

Надо убирать из центра маршрутки – не раз мы слышали такие жесткие заявления от первых лиц киевской власти. И действительно, в центре Киева их практически нет. Но вот в Барселоне или в Вене, например, в деловой части городов, заполненной историческими зданиями, можно встретить небольшие автобусы, очень напоминающие по виду киевские маршрутные такси.

Кто живет в Киеве давно, может помнить о «рафиках» по 15 копеек (проезд во всех видах общественного транспорта стоил тогда 5 копеек), которые ездили по центру и добирались до дальних уголков города. В них были только сидячие места, они предоставляли сравнимый с легковыми автомобилями того времени комфорт – мало общего с нынешними обычными автобусами. В Европе запускают маршрутки почти по тому же принципу, что и когда-то в Киеве, и это является реальной альтернативой передвижения по центру города на автомобиле. Оглянитесь, улицы Владимирская, Богдана Хмельницкого, Михайловская – по ним не ходит вообще общественный транспорт.

5. Тактовое расписание

Разные маршруты имеют разную частоту, но между ними бывают такие продолжительные интервалы движения, что дольше ждешь, чем едешь. И самое плохое в том, что время ожидания часто нельзя прогнозировать. Даже если есть поминутное расписание – попробуй его запомни! Ну не ходить же с тетрадкой или распечатанными листами бумаги! Конечно, можно поискать при помощи GPS, где в данную минуту находится автобус, но это не всегда удобно.

Для транспорта, который движется с интервалом больше десяти минут, часто используют тактовое расписание. Это когда отправления не просто выверены по минутам, но и кратны часу – например, каждые 10, 15, 20, 30 или 60 минут. Такой простой метод привлечь пассажиров с успехом используют супермаркеты и ТРЦ для бесплатных перевозок своих покупателей, в том числе в Киеве. И, конечно, высшим пилотажем составления графиков движения можно назвать их синхронизацию, когда, например, по одной трассе едет два маршрута с интервалом 20 минут каждый, но на этом участке в итоге получается каждые 10 минут проезжает транспортное средство.

6. Экспрессы без промежуточных остановок

Загадка, почему в таком разросшемся вширь городе, как Киев, нет экспрессных маршрутов. Последний раз попытка запустить один такой была перед кризисом 2008 года – экспресс 58А, который шел с Троещины до Дорогожичей, имел несколько остановок и действительно быстро мог довезти до нескольких станций метро – в отличие от нынешнего троллейбусного маршрута № 30 с уймой промежуточных остановок. Экспрессы встречаются во многих городах мира и лучше всего работают в часы пик. Казалось бы, зачем в утренний час пик десяткам троллейбусов и автобусов делать остановки на Трухановом острове по пути с Троещины на Петровку? Нет ответа.

7. Специальные маршруты

Вполне очевидно, что если в будни люди ездят на работу, то в выходные дни они меняют свои маршруты. Киевское расписание от дней недели мало зависит. Даже в выходные дни или пасхальные и рождественские каникулы, когда автомобильные дороги свободны, приходится делать много пересадок, спускаться в метро, в то время как перевозчики могли бы предложить длинные маршруты выходного дня. Изменение маршрутной сети в зависимости от дня недели, времени суток, даже сезона – признак хорошего маркетингового подхода к перевозкам.

Отдельная больная тема для Киева – ночной транспорт, который, несмотря на все петиции и многочисленные обещания, по-прежнему остается в проектной стадии. В европейских столицах ночью работают десятки ночных маршрутов. В частности, в Будапеште, который меньше Киева, таких полсотни. Кстати, в некоторых украинских городах проблема ночного транспорта разрешилась очень просто – было упорядочено расписание служебной развозки работников троллейбусных и трамвайных парков.

8. Акции для автомобилистов

Маркетинг, маркетинг и еще раз маркетинг – лозунг многих современных операторов общественного транспорта в борьбе за пассажира. Пока у нас идут «африканские соревнования» за пассажира между троллейбусами и маршрутками, в европейских странах главной целью является пересадка как можно большего числа людей с автомобилей на общественный транспорт. Ходы задействованы самые разные - от акций до бонусов.

Самый распространенный пример – это модель перехватывающих паркингов на въездах в город или в центр: автомобилист оставляет автомобиль и получает билет на общественный транспорт либо в качестве «бесплатного бонуса» к оплате паркинга (дальше от центра), либо вообще бесплатно (ближе к центру). В отдельных городах зимой иногда вводятся «снежные билеты». В Риге мэрия так старается максимально разгрузить улицы в дни снегопада. Работает система просто: вместо билета предъявляешь водительское удостоверение и/или техпаспорт на машину. Такие же промоакции проводятся в отдельных городах во время международных недель мобильности, дней без автомобилей – или по собственной инициативе, например, при запуске новых линий общественного транспорта.

9. Оплата проезда через автоматы и мобильный телефон

Мы уже привыкли к тому, что купленный через интернет билет на поезд уже и распечатывать не нужно – достаточно показать его изображение на экране телефона: иногда QR-код проверят, иногда нет. Мы доверяем технологиям наши длинные и дорогие поездки, но в трамваях, троллейбусах и автобусах по старинке пользуемся бумажными билетами.

Системы оплаты проезда через мобильные телефоны действуют уже во многих городах мира. В Москве это можно сделать и в наземном транспорте, и в метрополитене.

10. Мультифункциональные автоматы на остановках 

Во многих городах мира можно встретить автоматы по продаже билетов на проезд не только в метрополитене, но и на остановках наземного транспорта. Такие устройства появились задолго до распространения ІТ-технологий, а мы сейчас можем перескочить через несколько эволюционных промежутков и найти современные решения.

Посмотрим на остановки – на многих уже стоят автоматы по оплате различных услуг. Совсем несложно интегрировать их с транспортным приложением: здесь и покупка билетов (то ли с переносом на мобильный, то ли с распечаткой – в автоматах же есть встроенные принтеры чеков), и всевозможные расписания, и возможность показать в режиме онлайн, где в эту секунду находится нужный вам автобус.

Общественный транспорт можно сделать привлекательнее и удобнее очень быстро и с минимальными затратами. Достаточно просто захотеть.

0

Выбор редакции

Comments