Вы здесь

Транспорт

В жизни Украины наступает взлетная полоса

3 августа президент Петр Порошенко подписал закон, позволяющий крупнейшему в Украине производителю авиационной техники ГП «Антонов» создавать совместные предприятия с иностранными компаниями. Кооперация авиапроизводителей – давно используемая мировая практика. По прогнозам депутатов Верховной Рады, закон поможет  привлечь в отрасль  5-10 млрд грн до 2020 года и увеличить продажи украинской авиатехники на 20-25% 

0

829

«Антонову» новый закон пришелся как нельзя кстати. После разрыва сотрудничества с Россией у госпредприятия возникли проблемы с поставками важных деталей. Доля комплектующих российского производства в самолетах Ан достигала 50%. А некоторые из них, например винтовентиляторы для Ан-70, кроме РФ, никто не производит. 

«Поняв, что с Россией общего производства не будет, «Антонов» занялся поиском новых партнеров», – говорит исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. По его убеждению, производство самолетов Ан без участия России не остановится. Нужно лишь найти новых партнеров.  

Сегодня госпредприятие развивает сотрудничество с двумя крупными заказчиками: с «Азербайджанскими авиалиниями» (AZAL) и компанией KACST из Саудовской Аравии. Конструкторское бюро «Антонова» разработало для крупнейшего государства на Аравийском полуострове небольшой транспортный самолет Ан-132D и рассчитывает продать заказчику 80 единиц. Потребность мирового рынка в новой модели компания оценивает на уровне 300 штук. «Самолет Ан-132D — это первый глобальный проект ГП «Антонов» с ведущими мировыми авиационными компаниями», – отмечает генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Роман Романов.

Модель 132D  станет первым продуктом ГП «Антонов», выпущенным без участия российских производителей. Двигатели – канадские, авионика – французская, фюзеляж – украинский. В настоящее время на киевском заводе идет сборка самолета-демонстратора. Важно, что Саудовская Аравия намерена не только купить украинские Ан, но и наладить их совместное производство на своей территории. 

Сотрудничество с AZAL также предусматривает создание СП в Азербайджане. В начале июня Киев и Баку согласовали контракт на производство десяти военно-транспортных самолетов Ан-178. «Есть аванс, перечисленный на первые два самолета в июне», – уверяет вице-премьер Геннадий Зубко. Первые самолеты «Антонов» должен поставить до 2018 года. 

Потенциал Ан-178 оценивается госпредприятием в $4 млрд, исходя из интереса к нему на азиатском рынке. «Антонов» ведет переговоры с Китаем, Индией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

На чужом поле

Саудовская Аравия поставила «Антонову» жесткие условия – поднять Ан-132D в небо до конца текущего года. «Завод работает в три смены, и я уверен, что они успеют», – говорит Мазуренко. В апреле завод закончил крупноагрегатную сборку самолета-демонстратора и планирует в последнем квартале приступить к испытаниям.

Совместное производство Ан-132D на территории Саудовской Аравии позволит «Антонову» привлечь дополнительное финансирование и обрести партнера в поисках покупателей. «Выгоднее было бы производить самолет в Украине и потом продавать аравийцам», –  признает Мазуренко, но сразу вспоминает пословицу о синице в руках и журавле в небе.

Бывший секретарь наблюдательного совета авиакомпании «ЮТэйр- Украина» Юрий Киселев такого оптимизма не разделяет, сетуя на неспособность госпредприятия принять участие в строительстве современного авиастроительного завода. «Оборудование, которое используют на «Антонове», – 50-летней давности. К тому же в Украине нет специалистов, способных спроектировать завод». Поэтому эксперт сомневается в возможностях Украины принять участие в СП с Саудовской Аравией, начиная с создания производственной площадки.  

В то же время на международной авиакосмической выставке Farnborough-2016 директор научно-технического центра короля Абдулазиза Халид А-Алмалки заявил, что в его стране уже готовят инфраструктуру под совместный проект и рассчитывают в скором времени найти для Ан-132D первых покупателей.  

Под знаком вопроса

На прошлогодней авиавыставке Le Bourget украинский транспортник Ан-178 был едва ли не главным объектом всеобщего внимания. Новая модель самолета, в разработку которого «Антонов» инвестировал полмиллиарда гривен, должна заменить устаревший Ан-12. Но авиационный эксперт Сергей Корж, который участвовал в конкурсе на должность генерального директора «Антонова», отмечает серьезные просчеты.

По его словам, Ан-178 создавался на базе пассажирского воздушного судна Ан-158. Несмотря на это, конструкторы сохранили прежние двигатели, увеличив объем фюзеляжа и массу самолета. По этой причине Корж предполагает, что при полной погрузке у 178-го начнутся проблемы. «Самолет уже больше года летает по разным выставкам, но его ни разу не испытывали на грузоподъемность», – объясняет он.

ГП «Антонов» называет максимальную грузоподъемность Ан-178 – 18 тонн.

Юрий Киселев добавляет: «Непонятно, сколько, чего и на какое расстояние он может перевозить». Поэтому эксперт сомневается в успешном сотрудничестве с Азербайджаном.

Ссылаясь на свои источники, он уверяет, что заявленного аванса на строительство первых Ан-178 со стороны AZAL не поступило. Источники «Большого Киева» в правительстве подтвердить или опровергнуть получение аванса не смогли, отметив лишь наличие подобных слухов, которые ходят в Министерстве обороны.

Но в начале июля азербайджанский бизнес-ресурс Fineko/abc.az, ссылаясь на свои источники, написал об осторожной позиции Азербайджана. «Здесь нужно четко понимать, что контракт между ЗАО «Азербайджанские авиалинии» и государственным предприятием «Антонов»  – это контракт на поставку самолетов, которые еще не сертифицированы. Лишь после их сертификации можно будет переходить к обсуждению соглашения о сборке Ан-178 в Азербайджане», – сообщает издание.

Бумажные самолетики

На замену российских компонентов ГП «Антонов» планирует потратить в ближайшие три года 600 млн грн. Эти деньги предприятие направит на создание новых проектов, модернизацию нынешних самолетов и разработку соответствующей документации.

В начале июля «Антонов» уже заявил о планах модернизировать двигатели Ан-124 «Руслан», а также заключил контракт с канадской компанией Esterline CMC Electronics на поставку авионики для других моделей Ан.  

Юрий Киселев напоминает о сложностях с решением «бумажных» вопросов. Каждый самолет должен пройти сертификацию: либо от страны-покупателя, либо от международного ведомства, сертификат которого признают другие государства. «Антонов» использует сертификаты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которые действует в ряде азиатских стран.

По словам эксперта, после замены российских деталей на западные ГП «Антонов» столкнется с необходимостью обновления сертификата. Здесь могут возникнуть трудности, поскольку МАК со штаб-квартирой в Москве не обязательно возьмет сторону украинского авиапрома. 

Сервис важнее всего

Одними сертификатами проблемы госпредприятия не ограничиваются. «У «Антонова» есть только самолеты, но нет продукта, – считает Киселев. – Продукт – это самолет, который имеет соответствующее техобслуживание, обеспечение запчастями, налаженную систему логистики».

Анатолий Мазуренко разделяет такое мнение и берет для сравнения с Ан-178 его конкурента – бразильский Embraer. «178-й объективно дешевле. Но Embraer обладает важным преимуществом  – обеспечением сервисного обслуживания по всему миру», – подмечает он.

Но при этом добавляет, что до тех пор, пока «Антонов» не запустит серийное производство самолета, острой потребности в развитии сервиса нет. «Запуск серии – это почти три года. За это время можно успеть заняться обеспечением сервиса», – подчеркивает собеседник «Большого Киева».   

Следующая серия

Отвечая на вопрос, какое место на глобальном рынке может занять «Антонов»,  Корж называет  нишу для украинского производителя – тяжелые и сверхтяжелые авиаперевозки с помощью известных в мире Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».

Киселев  добавляет, что для мирового авиапрома ГП «Антонов» представляет интерес как партнер и   производитель комплектующих. Несмотря на свою критику, эксперт уверен, что госпредприятие ожидают изменения в лучшую сторону. «Если «Антонов» начнет выпускать полноценный продукт, он станет высокотехнологическим предприятием, генерируя на единице продукции 30-40% добавленной стоимости», – говорит он.

Мазуренко считает, что «Антонов» уже вышел на новый уровень развития. Подтверждением тому может послужить запуск серийного производства новой модели. 

Читайте также: 

0

Выбор редакции

Comments