Вы здесь

Сервис

Вам шашечки или Uber?

Состояние рынка такси в Киеве и Украине в целом заставляет задуматься о его реорганизации, а также рассмотреть в общих чертах best practice современного мира и возможность внедрения мирового опыта в нашей стране хотя бы частично, поэтапно.

0

174

Состояние рынка такси в Киеве и Украине в целом заставляет задуматься о его реорганизации, а также рассмотреть в общих чертах best practice современного мира и возможность внедрения мирового опыта в нашей стране хотя бы частично, поэтапно.

Такси или Car service

Прежде всего следует отличать каноническое определение такси от Car service. В странах Европы и США такси, как правило, обязательно оборудовано таксометром, который настроен для точного исчисления стоимости поездки и имеет защиту от человеческого вмешательства; берет пассажиров на улице или на специально оборудованных стоянках; иногда вызывается по единому номеру.

Car service в свою очередь – это сервис такси, работающий через диспетчерские службы, водители которого подбирают людей на улице, а ведут свою работу исключительно путем заказа по телефонной связи, веб-сайту или специальным мобильным приложениям.

Хотя стоит заметить, что такая практика применяется в городах с жесткими правилами и высокими ценами на лицензирование (например, лицензия на медальон такси в Нью-Йорке стоит около $500 тыс.), в других городах эти два вида работают в смешанном режиме или с небольшим преимуществом в пользу Car service.

При этом в ряде городов с многомиллионным населением количество такси ограничено законом. Так, в Нью-Йорке их около 13 тыс., в Париже – 18 тыс., в Лондоне – 22 тыс. Чтобы получить лицензию для работы в парижском такси, придется дожидаться своей очереди 15-20 лет.

Если говорить о лучших примерах на мировом рынке такси, то их в большинстве случаев положительно характеризует строгий подход к аттестации таксистов.

В частности, чтобы получить лицензию и работать таксистом (в зависимости от страны), необходимо не только получить медицинскую справку, но и сдать тесты на нарко- и алкозависимость, подтвердить знание языка и истории города, пройти психологические и специальные водительские тесты (в некоторых странах тестирование на наличие зависимости, проверка психики и медицинский осмотр проводится ежегодно).

Показательным является обучение при получении лицензии для работы в элитной службе, например на так называемых черных кэбах Лондона. Подготовка занимает в среднем от трех до шести лет и требует чрезвычайной собранности и силы воли. Около 70% студентов отсеиваются по тем или иным причинам. На экзаменах по завершении обучения необходимо показать знание всех улиц и закоулков города. Аналогичные знания требуются и для работы в берлинском такси.

Вероятно, Uber

В один ряд с классическими такси и Car service можно поставить компанию Uber, которая работает в сегменте заказа такси по телефону, интернету, через мобильные приложения.

Компания появилась на рынке в 2009 году и отличалась быстрой экспансией. Несмотря на резкую критику и противостояние (в некоторых странах, например во Франции, она была запрещена, а в других ее деятельность ограничивают штрафами и другими механизмами для защиты внутреннего рынка такси), на сегодняшний день воспользоваться ее услугами можно не менее чем в 450 городах мира.

Заходя на новый рынок, Uber устанавливает значительно более низкие тарифы и выдает бесплатные ваучеры на поездки, чем быстро завоевывает расположение клиентов.

Основным преимуществом компании стала инновационная система заказа автомобилей, которая в несколько раз сокращает время вызова и расходы на диспетчеров, что, собственно, делает ее конкурентом и для сегмента рынка, где такси подбирает пассажиров на улице.

Компания внедрила также популярную услугу – car-sharing. Воспользовавшись ею, несколько человек могут планировать свои поездки в одно время и, соответственно, разделить затраты.

Рынок такси Украины

По данным Министерства инфраструктуры на 2015 год, в Украине действовало 15,965 млн лицензированных перевозчиков, которые использовали 23,484 млн такси. В целом же рынок таксомоторных перевозок на 70-80% находится в тени.

При этом в столице, по данным Украинской транспортной инспекции, в режиме такси работают 20-25 тыс. автомобилей при зарегистрированных 3 тыс. То есть на долю нелегальных перевозчиков приходится около 85-90% рынка.

В пояснительной записке к проекту закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб», зарегистрированного в сентябре 2015 года, указывается, что в качестве такси используется 200 тыс. автомобилей.

Из них около 90% работают в тени. Лишь 10% информационно-диспетчерских служб, деятельность которых связана с услугами такси, зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве субъектов хозяйствования. Объем рынка составляет 20 млрд грн в год, из которых городские бюджеты городов недополучают десятки миллионов.

На самом деле точных данных по Киеву и Украине назвать никто не может, так как настоящее регулирование рынка, а не показное, никем не осуществляется. Время от времени проводятся совещания, собираются круглые столы, но реальных действий, кроме периодических рейдов и 100-200 протоколов на камеру, не наблюдается. Действующий закон «Об автомобильном транспорте», который должен регулировать рынок такси, не только не отвечает требованиям времени, но и не выполняется вообще.

«Такси – легковой автомобиль, оборудованный опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля, действующим таксометром, сигнальным фонарем с зеленым и красным светом, расположенным в верхнем правом углу лобового стекла, и имеющий нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на двери автомобиля с левой и правой сторон, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке», – гласит закон «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 N2344-III (с изменениями и дополнениями).

А теперь вспомните, давно ли вы видели такси, отвечающие определениям закона.

Куда ехать будем

Неоспоримый факт: повышение качества рынка такси, как и любого другого вида услуг, повлечет за собой повышение цены как минимум в краткосрочном периоде. Поэтому если говорить о создании принципиально новой модели для Украины, то пока есть смысл ограничиться Киевом. Большинство областей к нововведениям пока не готовo.

Цена включает пятикилометровую поездку в пределах города (вместе с чаевыми).

* Для пересчета взят среднегодовой курс на 2015 год, по данным НБУ – 21,84 грн за доллар

На сегодняшний день в Киеве мы имеем пример Car service, поэтому прежде всего необходимо понять, нужен ли столице полноценный рынок «канонического» такси. А может, перейти к смешанному типу рынка. База для этого уже существует.

При наличии политической и общественной воли можно в быстрые сроки перевести рынок на новую модель функционирования.

Действенные и проверенные практики давно уже внедрены, функционируют и прошли проверку временем во многих странах мира, о чем шла речь выше. Поэтому вопрос разработки законодательной базы не первостепенный.

Основой изменений могут стать принципы, на которых базируется рынок такси в крупнейших столицах мира:

- аттестация. Периодическое прохождение тестов на все виды зависимости, психическое и медицинское освидетельствование;

- лицензии. На несколько порядков дороже, чем сейчас;

- штрафы и конфискации. Большие штрафы и временная конфискация автомобиля за отсутствие лицензии на право предоставления таксомоторных услуг;

- технический осмотр. Необходимость периодических проверок автомобиля;

- унифицированный дизайн.

Кроме этого, существует высокая вероятность того, что если Uber не будут чиниться искусственные препятствия, то, зайдя в Украину, компания вытолкнет неконкурентоспособную часть нелегального рынка, чем облегчит проведение реформы. Как минимум нелегальные фирмы, которые сейчас выступают посредниками между водителями и пассажирами, не смогут предложить более выгодные условия для водителей такси, чем предложит Uber. Компания также возьмет под крыло тех водителей, которые хотят работать в законном поле, но при этом не готовы отдавать львиную долю доходов высоко оценивающим себя легальным диспетчерам.

Рынок такси можно сделать лучшим, и для этого есть все инструменты. Однако со стороны законодательной и исполнительной властей ничего не предпринимается в этом направлении, что наводит на мысль: очень многим этот бизнес выгоден в таком виде, в котором он находится сейчас.

0

Выбор редакции

Comments