Вы здесь

Права человека

Возить безвозмездно – ездить безнаказанно

Согласно статистике, только каждый третий пассажир общественного транспорта в Киеве покупает билет для оплаты проезда (за исключением метро, электрички и фуникулера). При этот не имеет значения вид наземного транспорта. КП «Киевпастранс» держит в секрете сумму сборов по штрафам за безбилетный проезд. Но после того как «Большой Киев» расспросил юристов, как себя вести при отсутствии билета, а контролер требует оплатить штраф, перестала быть секретом возможность бесплатного и безнаказанного передвижения по городу автобусом, трамваем и троллейбусом 

0

579

Передаем за проезд

В 2015 году КП «Киевпастранс» перевезло в трамваях, троллейбусах и автобусах 380,8 млн пассажиров, продав 139,3 млн билетов. За пять месяцев текущего года – 157,9 млн пассажиров и 56,7 млн билетов. Муниципальный перевозчик отказывается называть суммы штрафов, взысканные с безбилетных пассажиров. На соответствующий запрос «Большого Киева» исполняющий обязанности директора по транспорту «Киевпастранса» Сергей Литвинов ответил, что «сведения, разглашение которых может нанести вред предприятию, вызвать материальные убытки и привести к ущербу его деловой репутации, отнесены к конфиденциальной информации».

                                Перевозки пассажиров в общественном транспорте                                                                

Вид общественного транспорта

Количество перевезенных пассажиров, млн

Количество проданных разовых проездных документов (талонов), млн шт.

                                                                        2015 год

Троллейбус

163,2

59,3

Трамвай

112

40,6

Автобус

105,6

39,4

                                                      Пять месяцев 2016 года

Троллейбус

  68

24,1

Трамвай

46,2

16,5

Автобус

43,7

16,1

Данные: Коммунальное предприятие «Киевпастранс»

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте регламентируются двумя подзаконными актами Кабинета министров – о правилах предоставления услуг пассажирского транспорта и правилах пользования трамваем и троллейбусом. Кроме этого, на стороне пассажира закон о защите прав потребителя. Ответственность за их нарушение предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. Член правления всеукраинской общественной организации «Ассоциация потребителей «Пульс» Андрей Лыга отмечает, что киевляне практически не обращаются с жалобами на услуги городского транспорта. Это относится как к коммунальному предприятию, так и к коммерческим перевозчикам.

«У людей нет желания ходить по всем инстанциям, расходы на дорогу могут быть выше, чем итоговая компенсация. Кроме того, у нас несовершенна законодательная база в этих вопросах. И последний фактор – отсутствие билета у пассажира, без которого вообще сложно хоть что-то доказать», – объясняет эксперт.

Все, что разрешено

Право на проезд в любом виде транспорта дает билет, который пассажир обязан получить после оплаты услуги. У коммерческих перевозчиков, например в маршрутных такси, это правило действует не всегда. В первую очередь сами пассажиры не требуют выдать им проездной документ. Но его у перевозчика часто просто нет.

Эксперты по вопросам прав потребителей настоятельно рекомендуют не лениться и спрашивать о наличии билетов. А при их отсутствии жаловаться в органы местной власти, которые выдали разрешение перевозчику на маршрут. «Во-первых, в случае нарушения прав пассажир сможет обратиться за их защитой. Во-вторых, если произойдет ДТП, билет является документом, по которому страховая компания обязана выплатить помощь», – перечисляет Лыга.

В разговоре с «Большим Киевом» он напоминает, что водитель маршрутки не имеет права отказать пассажиру в проезде или высадить его.

«Бывает, маршруточникам не нравится внешний вид пассажира или то, что он выпивший. Как правило, за этим следует отказ в проезде, даже если пассажир готов оплатить его. В данном случае перевозчик может ссылаться на правила перевозок и будет неправ. В законе о защите прав потребителей указано, что поставщик услуги не может отказать в ее предоставлении. При этом закон имеет большую юридическую силу, чем правила, они являются подзаконным актом», – разъясняет собеседник.

Предъявите билет

У коммерческих перевозчиков действует простое правило: не заплатил – не поехал. В коммунальном транспорте ситуация иная – пассажир добровольно покупает разовый проездной документ на остановке, у кондуктора или водителя (если в салоне отсутствует кондуктор). Но только закомпостированный билет дает правовое основание для проезда.  

«Это уже традиция: утром едем на пары в институт, через две остановки после общежития в троллейбус заходят два здоровых дядьки. Если у тебя нет проездного, будь готов к испорченному настроению. На следующей остановке тебя высадят и будут прессовать штрафом», – жалуется «Большому Киеву» студентка одного из столичных вузов Елена Пархоменко. По ее словам, зачастую утренние троллейбусы переполнены пассажирами, купить билет и прокомпостировать его порой не представляется возможным.

Опрошенные «Большим Киевом» юристы отмечают, что пассажиры не знают своих прав и обязанностей контролеров. Юрист адвокатской конторы «Кравец и партнеры» Карина Василевская уточняет, что безбилетный проезд – это административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа согласно закону. В данном случае в двадцатикратном размере от стоимости проезда. 

Во время проверки билетов контролер обязан иметь служебное удостоверение, нагрудный знак с личным номером, прикрепленный на верхней одежде, квитанции для оплаты штрафа установленного образца. По первому требованию пассажира он обязан предъявить все знаки отличия, а также сообщить о месте работы, телефон и местонахождение предприятия.

По словам Василевской, у безбилетного пассажира есть выбор: заплатить штраф или быть высаженным на следующей остановке. Любые другие действия контролера незаконны.

«Приказом Министерства регионального развития и ЖКХ предусмотрено, что контролер имеет право взимать штраф. При этом выдавая квитанцию об оплате установленного образца, бланки которых относятся к документам строгой отчетности. Но важно помнить: тем же пунктом правил предусмотрено, что, отказавшись оплачивать штраф, пассажир может выйти из транспорта на ближайшей остановке. Другими словами, пассажир действует на свое усмотрение: с чистой совестью признает вину и оплачивает штраф, получая документальное подтверждение в виде квитанции, или отказывается платить и выходит на следующей остановке. И только в случае злостного неповиновения он будете доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия соответствующих мер», – рассказывает Василевская.

Если контролер продолжает требовать оплаты штрафа на остановке, не будет лишним напомнить, что его действия можно квалифицировать как злоупотребление служебным положением. Можно сообщить ему, что вы готовы заявить о его поведении в компетентные органы (по месту работы или в полицию). Не стоит вступать в конфликт и поддаваться на провокации. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, злостное неповиновение требованиям сотрудника транспортного средства, который осуществляет контроль за перевозкой пассажиров, связанное с физическим сопротивлением или оскорблением, влечет взыскание штрафа (от одного до трех необлагаемых налогом минимумов) или исправительные работы от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка.

0

Выбор редакции

Comments