Вы здесь

А вы какой вуз заканчивали?

Министр образования и науки Лилия Гриневич заявила, что финансирование вузов необходимо привязать к результатам их работы

0

1565

Богдан Яременко, председатель правления благотворительного фонда «Майдан закордонних справ»:

Я є випускником філологічного факультету Київського національного університету імені Тараса Шевченка 1993 року. Думаю, що система не лише вищої, але і освіти назагал в Україні перебуває в такій же системній глибокій кризі, як і решта суспільних сфер. На сьогодні система вищої освіти в переважній більшості випадків виконує лише два завдання – видача дипломів про вищу освіту, можливість заробітку для учасників освітнього процесу. Проте попри велику кількість учасників процесу і власників дипломів про вищу освіту і політична, і суспільна, і технічна, і промислова сфера України перебувають в занепаді і кризі. Звичайно, брак сучасної освіти, відсутність знань та можливості їх практичної реалізації не є єдиною причиною загального складного становища в нашій країні. Тим не менше, це одна з великих і складних проблем, що впливають не лише на поточний стан справ, але і на майбутнє України.

Георгий Коваленко, протоирей Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости:

Вищу освіту я отримував на філософському факультеті Київського національного університеті імені Тараса Шевченка в першій половині 90-х. В 2010-х отримали вищу освіту мої чотири доньки. Тепер маємо математика-аналітика, філософа-релігієзнавця та країнознавця з дипломами того самого Київського університету, а також культуролога з дипломом Могилянки. Усі четверо вже мають досвід роботи, хоч і не безпосередньо за фахом, що в дипломах, але точно із застосуванням знань і навичок, отриманих у вишах. І це плюс. Хоча, звичайно, маємо і мінуси, особливо, якщо порівнювати з найкращими університетами Європи і світу. Наприклад, не вистачає науково-дослідницької роботи самих вишів у вирішенні реальних проблем сьогодення. І, як результат, маємо слабкий зв’язок викладачів, студентів і випускників з реальним ринком праці за фахом. Одночасно, майже відсутній зв’язок між вишами та медіа. В університетах люблять говорити про низький інтелектуальний і фаховий рівень медіапродукту та відсутність науково-популярної тематики в медіа, а медійники, в свою чергу, не можуть знайти фахівців-науковців, які б могли складні і важливі речі пояснювати просто і цікаво. Але, сподіваюся, ці проблеми зможе вирішити нове покоління освітян і студентів, які мають зв’язок з сучасною світовою наукою і мають амбіції щодо майбутнього України і українських університетів.

Аминат Сулейманова, управляющий партнер юридической фирмы AGA Partners:

Я получала образование в Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого. Окончила в 1999 году. Во времена моего обучения это был один из трех самых престижных юридических вузов страны. Конкурс был огромным. Уровень преподавания невероятно высок. Нам преподавали легендарные профессора, многих из которых, к сожалению, больше нет. Эти люди и составляли славу и гордость академии. Но и тогда треть предметов можно было не изучать вовсе, либо иметь возможность выбрать те, которые действительно вам интересны. К сожалению, сейчас уровень моей аlma mater значительно снизился, с чем и связана низкая популярность и недобор даже на бюджетные места. Конечно, я убеждена, что финансирование вуза государством должно напрямую зависеть от качества преподавания в нем, от популярности у студентов. Мы не можем себе позволить просто содержать тысячи людей, именующихся преподавателями, ни дня не практиковавших, написавших диссертации сомнительной актуальности и необходимости, тоскливо диктующих студентам тезисы своих работ. Актуальность множества изучаемых предметов отсутствует вовсе. У государства слишком мало ресурса, чтобы тратить его впустую. За господдержку нужно бороться, как за деньги любого инвестора. И только лучшие достойны победы в этой борьбе.

Андрей Длигач, генеральный директор Advanter Group:

Два диплома о высшем образовании – прикладная математика и промышленный маркетинг – я получил в Киевском политехническом институте, а кандидатскую и докторскую степень – в Киевском Национальном университете имени Тараса Шевченко. Прошел также короткие программы в Польше, США, Великобритании и других странах. И вовсе не считаю образование в Украине таким уж отсталым. Все зависит от преподавателей. Многие из них стажируются за границей. Многие, кроме преподавательства, занимаются наукой, исследованиями, практической деятельностью. Конечно, Украина возродится через образование, когда это станет приоритетом государства. И когда это будет образованием XXI века – на протяжении всей жизни мы должны учиться. Профессиональные стандарты должны быть первичны по отношению к образовательным. А задача учителя – сориентировать в предмете и помочь студенту научиться его познавать. В общем, нужно говорить не столько о повышении качества постсоветской системы, сколько внедрять инновации в образование, делая Украину интересной для студентов, включая иностранных.

Анжелика Рудницкая, певица:

Я закінчила університет Шевченка, журналістику. У нас були різні викладачі, але більшість – шановані метри, цікаві лектори або ж фантастичні практики. З багатьма викладачами ми спілкувалися і поза університетськими аудиторіями. Нинішні виші страждають, як і вся країна. Бо епоха перемін – це нелегкий час. Є плюси і мінуси. Але формат нашого опитування не дає можливості про це подискутувати. Мене непокоїть ситуація із гуманітарною сферою. Неймовірне низьке зацікавлення держави у фахівцях з української мови, літератури, фольклористики, філософії. Якщо ми не будемо займатися гуманітарною освітою, ми вічно будемо воювати. А нам треба перемагати не лише зброєю, а саме у сфері ідеології, культури, освіти і просвітництва!

Алексей Резников, заместитель председателя Киевской городской государственной администрации:

Юридический факультет Львовского государственного университета имени Ивана Франко по специальности «правоведение» закончил с красным дипломом. Считаю, что образование у нас в целом качественное. Конечно, некоторые специальности стали жертвами коммерциализации: юридические факультеты есть даже в водолазном техникуме… Престижных вузов у нас маловато. А ведь академическая школа всегда в цене. Тренд хороший. Деньги могут ходить за студентом. Хороший вуз – больше денег.

Андрей Кокотюха, писатель:

Якість освіти – поняття відносне. Жодна зі шкіл, жоден із вишів не визнає, що в них якість освіти низька. Колись у 1990-му році ми, будучи студентами, виступили проти того, як нам викладають історію України. А викладав її професор, кандидат наук. Ми ще мали довести, що він неякісно викладає. Загалом, будь-яка освіта – це практика. Якщо в нас будуть давати не теорію, а практичні знання, все буде добре.

Владимир Спиваковский, президент международной корпорации «Гранд»:

Привязка финансирования, а точнее – инвестиций государства в вузы, это свидетельство здравого смысла и учет объективных экономических законов. Давно пора. Другое дело, что еще не выработаны такие критерии, по которым можно судить о качестве образования. Этому мешает лаг: интервал между получением знаний и отдачи от них. Это минимум десять лет. Я вижу один выход: жесткую конкуренцию между нашими вузами, в которой должны участвовать и филиалы лучших западных вузов. Тогда наши вузы сразу поймут, чему студентов учить, как и, главное – зачем. Я получил образование в Одесском политехническом институте. Там как раз организовали факультет экономической кибернетики, и у преподавателей был мощный энтузиазм. Тем более, что в очень перспективной специализации. Тем не менее, главные свои знания я получал не на лекциях, а за счет того, что не вылезал из библиотеки. А главные практические навыки я получил, работая на полставки с первого до последнего курса в вузовской компьютерной лаборатории. О том, как должны выглядеть нормальные отели, у нас поняли, когда появился первый Hyatt. О том, что такое комфорт в поездах – у нас поняли, когда появились первые «Интерсити». То же самое с автомобилями, евроремонтом... Теперь пришла очередь западным вузам (их филиалам) показать нам, что значит высшее образование в XXI веке. Тогда не придется туда выезжать, чтобы там учиться. В принципе, все это можно организовать и у нас. Это не так уж сложно. 

Читайте также: 

0

Выбор редакции

Comments