погода
фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
12:14   19.11.18

Бизнес на погоде. Основные способы заработка

Снег, холод и гололед в середине ноября буквально озолотили киевские шиномонтажи, куда мгновенно выстроились огромные очереди из легкомысленных автовладельцев. Но машины переобувают пару раз в год, а бизнес по использованию метеоданных может  генерировать прибыль круглогодично.

Погодные условия влияют практически на все виды бизнеса: от транспорта и энергетики до финансов и продажи мороженого.

Кто покупает данные о погоде

загрузка...
загрузка...

Пусть прогнозы иногда не совпадают с реальной погодой, но они все равно помогают приносить прибыль. Данными Украинского гидрометеорологического центра пользуются и органы власти, и население, и бизнес. Особенно предприятия энергетики, связи, агропромышленного комплекса, строительства, коммунального и водного хозяйства, транспорта, гражданской авиации, то есть те, чья работа напрямую зависит от погодных условий.

погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Причем каждому из предприятий нужен не общий, а специфический прогноз. Например, пилотам важна фактическая погода в аэропорту приземления и максимально точный прогноз на ближайшие несколько часов. Железным дорогам точные прогнозы погоды нужны, чтобы знать, когда обильный снегопад занесет рельсы и будет грозить обрывом проводов. А судоходным компаниям и портам важно понимать, когда акватория может внезапно обледенеть или, наоборот, освободиться ото льда.

«Для энергетиков прогноз погоды важен, в том числе,  для сохранения сетей. Ведь при похолодании увеличивается энергопотребление, а значит – надо запланировать и быть готовыми для увеличения производства электроэнергии, при существенных снижениях температуры воздуха —  запланировать увеличение потерь теплоносителей при доставке тепла от производителя до потребителя и т. п», – рассказал «Большому Киеву» заместитель директора Украинского гидрометеорологического центра Анатолий Прокопенко.

погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Плохая погода добавляет проблем и страховым компаниям, которые также обращаются за информацией. Аграрии в свою очередь прежде всего интересуются условиями проведения посевной (например, количеством влаги в грунте), оценкой условий и корректировкой начала сбора сельскохозяйственных культур, состоянием озимых и т. д.

Также услугами Украинского гидрометеорологического центра пользуются при съемках кино, рекламных роликов и т. п. Чтобы не гонять группу на съемки зря и не тратить деньги на простой в ожидании хорошей погоды.

Что такое прогноз погоды

Прогноз погоды – это прогноз, в котором приводятся ожидаемые общие характеристики погоды: облачность, осадки, атмосферные явления, скорость и направление ветра, минимальная и максимальная температура. Но бывают случаи, когда клиентам нужна особенная информация, требующая выполнения дополнительной работы. Эта информация называется специализированной. 

погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Скажем, при строительстве завода иногда нужны данные за 30-40 лет об экстремальных изменениях погоды и обычных значениях для тех или иных мест. Это бывает нужно для принятия решения о том, какое оборудование и какие конструкции лучше использовать. Или для транспортников необходим прогноз видимости на автодорогах», – говорит Анатолий Прокопенко.

Метеорологическая информация, как фактическая, так и прогностическая, широко используется при эксплуатации дорог и организации движения на них, в т. ч. и при неблагоприятных погодных условиях, ремонтных работах, планировании сезонных перевозок.

погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Гидрометеорологическое обслуживание, то есть подготовка гидрометеорологической информации по запросу пользователя, независимо от формы собственности, платное. Порядок предоставления платной и бесплатной информации закреплен постановлением Кабмина № 1102 от 26 октября 2011 года.

«Обычные граждане обращаются к нам за официальным подтверждением погодных условий, которые сложились в конкретном месте и в конкретное время. Такое бывает, если нужно доказать наступление форс-мажорных обстоятельств, помешавших куда-то добраться или выполнить определенные бизнес-обязательства»,  – уточняют в Укргидрометеоцентре.

Стоимость информации в зависимости от ее объема может быть от нескольких сот до нескольких тысяч гривен.

Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
Константин Ильянок, «Большой Киев»
погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Погода и маркетинг

Система сбора и обработки метеоданных в мире непрерывно совершенствуется. В среднем каждые 10 лет достоверность предсказаний погоды с точностью в 60% увеличивается на один день. Сейчас более-менее верно синоптики могут предсказать, что будет через 5-7 дней. 

Появление искусственного интеллекта может ускорить этот процесс. Одна из тенденций — целевые гиперлокальные прогнозы для конкретного города или даже нескольких кварталов. В частности, компания IBM три года назад получила доступ к огромной базе метеорологических данных компании The Weather и при помощи суперкомпьютера Watson готовит сверхточные прогнозы. Ее система погодного анализа Deep Thunder оказалась способна предсказывать интенсивность снегопадов и уровень осадков с 90% точностью на несколько суток вперед.

погода
У нас компьютеры попроще. Константин Ильянок, «Большой Киев»

Маркетологи уже взяли на вооружение эти прогнозы, чтобы увеличить продажи определенных товаров. При помощи современных систем рекламодатели могут в реальном времени принимать решения о том, какую рекламу показывать в той или иной местности.

Понятно, что в холода лучше продаются согревающие (и горячительные) напитки, а в жару – мороженое. Но вот понять, насколько должно быть жарко, чтобы продажи мороженого резко пошли вверх, как раз помогает метеорологический анализ. Также, продвигая нужную информацию, например, пугая сильными паводками, прогнозы о которых могут сбыться, а могут – нет, добиваются увеличения реализации резиновых сапог.

Бесплатные прогнозы погоды по радио, телевидению или на специализированных сайтах в интернете обильно сдобрены различной рекламой и приносят хорошие деньги владельцам ресурсов. Например, на сайте gismeteo.ua наценка за узконаправленную рекламу (таргетирование) по погоде составляет 30%.

Понятно, чем больше данных и чем они точнее, тем проще строить прогнозы. Так, российский мобильный оператор «Мегафон» разместил на части своих сотовых вышек метеорологическое оборудование, чтобы создать коммерческий сервис по предоставлению собранных с него данных.

вышка
Метеоборудование на вышках «Мегафона»

Однако через несколько лет, сразу после Сочинской олимпиады, этот проект сошел на нет. Оказалось, что существующие бесплатные онлайн-сервисы предоставляют вполне удовлетворительные для обычных потребителей прогнозы погоды. Повышенная точность нужна только отдельным службам, а не абонентам.

Альтернативные попытки

Надо сказать, что заработать на погоде так же сложно, как и предсказать ее. Некоторые предприимчивые граждане пытались заработать на погоде, так сказать, альтернативным способом. Например, в начале этого года киевляне могли сделать ставки на погоду по аналогии со ставками на результаты спортивных соревнований. Надо было угадать температуру воздуха, которая будет в столице через день или два, по состоянию на 14:00.

погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как пояснял тогда маркетинг-директор Parimatch.com Илья Курочкин, результаты ставок определялись по данным, опубликованным на сайте Украинского гидрометеорологического центра (meteo.gov.ua), чтобы исключить любые манипуляции из-за отличий в показаниях у различных метеослужб.

Впрочем, эта услуга оказалась выгодной лишь временно, на период очень переменчивой погоды. Кроме того, ставки на погоду некоторые представители контролирующих органов считают сродни деятельности казино. То есть в спорте можно изучить игру команды, статистику матчей и прочее, а здесь идет простое угадывание чисел.

Например, известен случай, когда российская финансовая компания с брокерской лицензией торговала бинарными опционами на погоду со сроком исполнения через пять секунд, а по сути, занималась игорным бизнесом. За что и была лишена брокерской лицензии.

Потерпели фиаско и попытки организовать погодную биржу. Британский Met Office (аналог Укргидрометцентра) и брокерская контора Umbrella Brokers попытались организовать торговлю фьючерсами (по сути — прогнозами) на погоду. То есть тот же производитель мороженого смог бы компенсировать убытки от падения продаж, если бы поставил на ухудшение погоды (фактически купил своего рода страховку).

погода
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Все подобные попытки в Европе также терпели неудачу по причине большого разброса климатических условий и отсутствия единого централизованного надежного источника прогнозов.

Продажа страховок на случай ухудшения погоды тоже не взлетела. Два года назад в Киеве появился стартап по страхованию погоды Goodweather. По задумке основателей этот сервис позволял бы абоненту оформить онлайн-страхование погоды за небольшие деньги. В случае осадков оно дает возможность выбрать выплату-подарок в виде похода в ресторан, кино, боулинг или что-то другое. Но этот новый для нашего рынка так называемый фан-сервис (от английского слова fun – забава, веселье), видимо, не нашел достаточного количества клиентов.

Также через несколько лет закрылся в Германии сервис по продаже зонтиков через сеть автоматов на улицах и в общественном транспорте. По задумке двух немок, сервис Dry2go, позволял за 4 евро обзавестись зонтиком, если вас неожиданно застал дождь, например, в автобусе.

Вероятно, количество забывчивых горожан и неожиданных осадков было не так велико, чтобы окупить постоянные затраты на содержание сети автоматов.

Впрочем, все это совсем не значит, что на погоде нельзя заработать. Достаточно вспомнить о службах, которые разгоняют дождевые облака над городами во время важных мероприятий или, наоборот, вызывают дождь для «полива» посевов.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com