14:08   17.07.18

Что можно требовать от ЖЭКа

Когда Антон покупал квартиру в доме, которому почти тридцать лет, он понимал, что многое в этом жилье придется менять. В частности, батареи отопления. Но он не мог предположить, что простая операция по сливу воды из системы станет почти непреодолимым препятствием и затянется более чем на полгода. Какие услуги входят в стоимость обслуживания дома, за что придется доплатить и что вам не обязаны делать ни за какие деньги. «Большой Киев» разбирался, кто и что обязан делать в доме и за чей счет

Балансодержатель дома обязан следить за исправностью всех домовых систем и порядком на придомовой территории  

Отопительная эпопея

На практике часто бывает все далеко не так, как написано в нормативных актах.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Квартиру я купил в начале зимы, и в ЖЭКе мне сказали, что во время отопительного сезона никто этого делать не будет. А когда пришло лето, внезапно выяснилось, что делать это некому. Вот уже больше месяца я хожу по кабинетам, чтобы найти ответственного», – жалуется владелец квартиры.

Сначала его отправили к тепловикам, и те вроде бы согласились, что это их работа. Правда, смена теплоснабжающей организации (вместо «Киевэнерго» в столице этим будет заниматься коммунальное предприятие «Киевтеплоэнерго») добавила неразберихи. Однако в конечном итоге коммунальщики ответили, что это все-таки компетенция ЖЭКа.

Но там продолжают настаивать, что работами с системой отопления должны заниматься работники теплоснабжающей организации. Не помогли обращения ни в коммунальный концерн «Центр коммунального сервиса», ни в КП «Управляющая компания Дарницкого района г. Киева», ни в Контактный центр города Киева 1551.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Моя заявка расписана на самого директора КП «Киевтеплоэнерго», и ответ должен был быть получен 4 июля. Однако до сих пор мне отвечают: ждите, вам ответят. Единственный совет, который я получил в своем ЖЭКе: пойди к своим сантехникам и договорись», – рассказал Антон.

Получается, что без взятки конкретному сантехнику целая куча коммунальных предприятий, призванных оказывать содействие жильцам в решении их жилищных проблем, совершенно бессильны, а точнее, просто не хотят выполнять свои обязанности.

Распределение обязанностей

По закону организация, на балансе которой находится дом, обязана следить за технической исправностью всех его конструктивных элементов, внутридомовых инженерных сетей, чистотой и порядком на прилегающей территории.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Но здесь есть важный нюанс: специалисты ЖЭКа, ДЭЗ или управляющей компании должны выполнять все работы в доме бесплатно до порога вашей квартиры. Все ремонты, в том числе коммуникаций внутри квартиры, производятся за дополнительную плату.

«Управитель отвечает за все коммуникации до входа в квартиру, все, что внутри, — это собственность жителя. Нет разницы, приватизировано жилье или нет», – рассказала основатель управляющей компании «Затишна оселя» Диана Гранцева.

Водопроводчики, электрики, работающие в ЖЭКах, не обязаны производить работы внутри квартиры: менять краны, прочищать канализацию, чинить розетки и проводку.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как пояснил «Большому Киеву» замдиректора департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Александр Малыхин, в случае со сливом воды из системы отопления владелец квартиры должен обратиться в КП «Киевтеплоэнерго» с соответствующим заявлением, чтобы специалисты компании произвели калькуляцию расходов и провели эти работы. Поэтому заявка и была расписана на эту компанию.

Другое дело – ликвидация аварии в доме. Ее поставщики услуг (газовые, теплоэнерго, водоканалы и т. п.) могут локализировать или ликвидировать. Если авария произошла на междомовом участке, то здесь однозначно зона ответственности поставщиков.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

По словам юристов, замена батарей за счет ЖЭКа возможна в случае их повреждений. Но если замена радиатора отопления делается по желанию собственника на улучшенный вариант, то это считается хоздеятельностью ЖЭКа и оплачивается не по тарифу, а по договорной цене.

«Услуги по монтажу, техобслуживанию и ремонту газовых и других приборов, а также счетчиков газа, воды и света по заявкам потребителей оплачиваются ими по утвержденным тарифам с учетом стоимости оборудования и запчастей», – пояснил адвокат ЮКК «Де-юре» Евгений Ляшук.

Услуга оплачивается отдельно, только если не входит в стоимость тарифа за обслуживание дома.

Что входит в перечень обязанностей ЖЭКа

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Так, ЖЭК обязан самостоятельно поддерживать дворы и технические сооружения в надлежащем состоянии. Перечень услуг, которые могут входить в ежемесячную квартплату, определен в постановлении Кабмина № 529 от 20 мая 2009 года. Всего их примерно полтора десятка:

1. уборка придомовой территории;

2. уборка лестничных клеток;

3. уборка подвалов, технических этажей и кровли;

4. вывоз бытовых отходов;

5. травля крыс (дератизация);

6. травля насекомых (дезинсекция);

7. техобслуживание лифтов и систем диспетчеризации;

8. техобслуживание внутридомовых систем: горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, ливневой канализации (водостоков);

9. ремонт этих систем водоснабжения, канализации, отопления и прочих внутри дома, а также объектов внешнего благоустройства (спортивных и детских площадок); 

10. обслуживание дымовентиляционных каналов;

11. техобслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления;

12. полив дворов, клумб и газонов;

13. уборка и вывоз снега, посыпка проходов и проездов противогололедными смесями;

14. эксплуатация номерных знаков на домах;

15. освещение мест общего пользования, подвалов и подкачка воды

16. энергоснабжение лифтов.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Тариф на обслуживание каждого дома и территории вкруг него устанавливается местными властями, учитывая затраты ЖЭКа на производство каждой оказываемой услуги. Квартплата рассчитывается, исходя из стоимости обслуживания квадратного метра жилья. 

Что еще можно потребовать

Юристы напоминают, что жильцы неприватизированных квартир имеют право требовать от ЖЭКа замены технических средств жилых домов после окончания сроков их эксплуатации. Например, по словам Евгения Ляшука, электроплиту нужно заменить через 20 лет, стальную ванну – через 25, а эмалированную – через 40 лет эксплуатации. Точно также можно заменить деревянные рамы и входные двери в жилище через 40 лет, паркетный пол – через 30 лет, а из линолеума или плитки – через 10 лет.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Дважды в год (весной и осенью) сотрудники ЖЭКа должны проводить сезонные осмотры жилых зданий. В случае необходимости ЖЭК проводит ремонт кровли, фасадов, трубопроводов на чердаках и в подвальных помещениях, систем водоснабжения и центрального отопления (их регулирование и гидравлические испытания), входной двери в подъезд (утепление).

«Все эти, а также некоторые другие работы должны проводиться немедленно, как только неполадки обнаружены. Кроме того, силами и средствами ЖЭКа осуществляется замена труб общего стояка, электрощитка на лестничной площадке и лампочек в подъезде», – говорит юрист.

Но даже многие из обязательных услуг (для каждого дома их набор индивидуален) на практике не оказываются либо работы проводятся от случая к случаю. Например, мытье лестничных клеток должно проводиться два раза в месяц, а площадок на первом этаже перед лифтом и лестничных пролетов с первого по третий этаж – ежедневно. Раз в год должны мыть стекла в подъездах.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Требуйте перерасчета

Всю информацию о доме, установленных тарифах и проведенных или запланированных работах можно найти на муниципальном сайте. Заметив, что какие-то услуги не оказываются или отражены только на бумаге, жильцы имеют право на перерасчет квартплаты.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Но факт нарушения надо зафиксировать документально в акте-претензии. Для его составления, поясняет основатель Investment Development Property (IDP) Игорь Черненко, надо вызвать представителя ЖЭКа или компании, поставляющей услугу, 

Если в ЖЭКе отказываются регистрировать заявление потребителя, то его можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой подачи документа считается день, когда он был вручен работнику ЖЭКа (указывается в уведомлении).

«Работник ЖЭКа обязан засвидетельствовать этот факт, составить акт-претензию и подписать его вместе с потребителем. Если представитель ЖЭКа отказывается подписать акт-претензию или не приходит, то документ считается действительным, если он подписан минимум двумя свидетелями (например, соседями)», – уточнил Евгений Ляшук.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

ЖЭК должен решить вопрос о перерасчете платежей или предоставить потребителю обоснованный отказ. Если вам ответили отказом, можно пожаловаться в городское Управление жилищно-коммунального хозяйства или в райадминистрацию, предоставив местным чиновникам копии решений ЖЭКа.

Наконец, можно оспорить решение ЖЭКа в суде. По словам юриста, одновременно с защитой потребительских прав истец вправе требовать компенсации морального ущерба. Подавая судебный иск, необходимо предоставить: копию договора о предоставлении коммунальных услуг; платежный документ за услуги ЖЭКа; экземпляр акта-претензии (если был составлен); документ, который подтверждает отказ ЖЭКа возместить ущерб; другие документы, предусмотренные законом (например, квитанция оплаты госпошлины).


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com