Вы здесь

Образование

Что ждет столичные вузы и ПТУ

Концепция новой украинской школы уже начала действовать с 1 сентября. Пока изменения коснулись только первоклашек. Но в Министерстве образования уже работают над реформой профессионального технического образования и высшей школы. Что-то появилось уже в виде готовых законопроектов, а что-то существует на уровне идей

Госзаказ могут распространить на частные вузы, а для учеников ПТУ – ввести обязательную отработку после окончания учебного заведения.

Школа – это лишь начало

Отсутствие оценок и домашних заданий, игровой учебный процесс, 12 лет обучения и многое другое уже стало реальностью для тех, кто пошел в этом году в первый класс. Новая редакция закона «Об образовании», принятого год назад, предполагает вместо бездумной зубрежки формирование у учеников навыков общения и обучения. Например, успехи детей будут оцениваться по 51 критерию, среди которых наряду с умением написать диктант есть способность решать конфликты, брать на себя ответственность, высказывать свою мысль и многое другое.

Но самая большая проблема, по словам министра образования и науки Лилии Гриневич, кроется не в начальной школе, а в системе профтехобразования.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Профессиональное образование нуждается в популяризации среди абитуриентов. Сейчас в Украине всего 20% выпускников школ получают профессиональное образование, а остальные ориентируется на высшее. Часто это не выбор самих учеников, а их родителей», – говорит Лилия Гриневич.

С 2014 по 2017 годы количество выпускников системы профтехобразования сократилось с 315,6 тысячи человек до 269,4 тысячи. Сейчас квалифицированных рабочих готовят вдвое меньше, чем  еще десять лет назад.

Этому способствует демографическая яма, в которой находится Украина. Так, в этом году школу закончило рекордно малое количество детей – всего около 185 тысяч. То есть по факту мест в различных вузах больше, чем абитуриентов.

При этом 80% вакансий в стране и в столице – это рабочие специальности, а 80% безработных имеют высшее образование. Вот и выходит, что стране нужны мастера по механической обработке металла, сварочным и электротехническим технологиям, трактористы и т. п. А в очередях на одинокие вакансии толпятся безработные экономисты, юристы и прочие представители модных профессий.

аа

В то же время в Европе примерно 40% выпускников школ получают профессиональное образование, а в Чехии, Хорватии, Австрии, Финляндии и Нидерландах этот показатель достигает 70% и более.

Чтобы изменить ситуацию, МОН утвердило проект концепции реформирования профессионального образования и разработало закон «О профессиональном образовании». Попутно государство инвестирует в модернизацию этой сферы

«Но без участия бизнеса мы не вытянем эту работу», – признает Лилия Гриневич.

Концепция предусматривает многоканальное финансирование учреждений профобразования – за счет государственного и местного бюджетов, а также за средства физических и юридических лиц. Отдельно прописана возможность использования грантов или благотворительной помощи.

Работа и учеба вместе

Для начала в министерстве решили продлить прием абитуриентов по региональному и государственному заказу в ПТУ до 1 октября 2018 года. Кроме того, из госбюджета в этом году выделено 100 млн грн на создание в каждом регионе учебно-практических центров (УПЦ). Деньги пойдут на обеспечение центров современным оборудованием, инструментами, расходными материалами и прочим. Их создают на базе 50 существующих профессиональных учебных заведений, где будут готовить электросварщиков, электромонтеров, токарей, трактористов-машинистов и тому подобное.

ап

В Киеве это государственный Киевский центр профтехобразования и Киевский профессиональный лицей строительства и коммунального хозяйства. В первом будут учить токарей и рабочих-станочников широкого профиля, фрезеровщиков, шлифовальщиков и других специалистов по механической обработке металла. Во втором – сварщиков и электросварщиков различного профиля.

По данным департамента образования и науки, молодежи и спорта КГГА, в столице действует сеть из 24 профессионально-технических учебных заведений. Выпуск квалифицированных работников и специалистов в 2017 году составил 5927 человек.

Но кроме обновления оборудования, важно модернизировать программы обучения под те навыки и умения, которые востребованы на современном производстве.

«Мы сейчас вместе с работодателями готовим программы обучения», – говорят в министерстве.

аа

В идеале чиновники от образования видят так называемую дуальную систему обучения, по которой готовят кадры для бизнеса, например, в Германии. Речь идет о том, что учащиеся только часть времени проводят в классе, а основной процесс обучения организован прямо на производстве. Там молодым людям платят полноценную зарплату за выполнение определенной работы. То есть работник обучается в процессе работы, что значительно повышает его ценность.

«Такие примеры сотрудничества уже есть, но это единичные случаи, а не системная работа. Например, компания Watsons готовит по программе дуального образования продавцов. Метинвест также работает по ряду профессий», – рассказывает глава HR-комитета Европейской бизнес ассоциации Екатерина Ковалевская.

По ее словам, бизнесу приходится доучивать и переучивать кадры, так как появляются новые технологии и профессии, которых не было еще пять лет назад. Например, СММ-специалисты или диджитал-маркетологи.

Контракт на отработку

По словам Лилии Гриневич, работодатели хотят гарантий, что подготовленный специалист тут же не уедет, например, в соседнюю Польшу.

«Сейчас большой дефицит рабочих кадров практически по всем специальностям. Бизнес сталкивается с тем, что даже небольшой объем новых подготовленных работников преимущественно уезжает на заработки за границу», – делится с «Большим Киевом» исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Налоговые стимулы здесь применяться не могут. Так как вопрос предоставления льгот не пройдет ни Минфин, ни парламент. Более реалистичный путь – дать возможность бизнесу относить расходы на подготовку специалистов как на развитие производства.

«Минфин говорит, что такая возможность по нашему законодательству есть, хотя на практике у предприятий часто возникают разные трудности», – поясняют в МОН.

ппп

Новый закон о профтехобразовании должен разделить сферы ответственности центральной и местной власти и урегулировать возможности партнерства бизнеса и ПТУ.

Одной из новаций может стать практика обязательной отработки после окончания ПТУ. По словам министра образования, правительству нужно утвердить типовой договор между учеником, учебным заведением и работодателем. Где четко зафиксировать обязательства отработки на предприятии, которое потратилось на организацию учебного процесса.

Пока предлагается срок в три года, но в процессе общественного обсуждения он может быть сокращен до двух лет или даже одного года. Впрочем, работодатель может разорвать контракт, если квалификация сотрудника оставляет желать лучшего.

аа

«Важно, чтобы был четкий договор. Потому что существовавшая система госзаказа рухнула и никто не смог добиться возврата денег, потраченных государством на обучение», – поясняет Лилия Гриневич.

По ее словам,  главная цель – поощрение развития государственно-частного партнерства и министерство активно ищет пути, каким может быть это поощрение. Например, передача госзаказа в частные вузы.

Деньги идут за студентом

По данным министерства, на киевские вузы выделено 27,7% госзаказа, для Харьковской области — 12,5%, Львовской — 11,2%, Днепропетровской — 6,2%, Одесской — 5,1%.

Однако сейчас, добавляет Гриневич, студенты все чаще выбирают не «престижные» столичные вузы, а те, где они могут больше получить полезных знаний и навыков. Например, набирает популярности Сумской госуниверситет, а выпускники школ с наивысшими баллами по ВНО, которые поступали на IT-специальности, стремятся попасть в Украинский католический университет (УКУ).

«Мы помогали финансово госуниверситетам десять лет, но эффективность такой помощи была под вопросом. Когда УКУ три года назад запускал компьютерные науки, столичные вузы лишь снисходительно улыбались. Но теперь им не до смеха, потому что лучшие ученики едут во Львов», – рассказал представитель американской компании по производству программного обеспечения EPAM Systems.

Поэтому бизнес хотел бы финансово помогать таким вузам, но в то же время чтобы и государство не оставалось в стороне от этого процесса. Действующий закон о высшем образовании гласит, что частные заведения высшего образования могут претендовать на госзаказ, если их выбирают абитуриенты с наивысшими баллами ВНО.

Но для выполнения этой нормы необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс.

«Мы еще в 2014 году заложили эту норму в закон о высшем образовании. Но каждый год Бюджетный кодекс это не предусматривает и не включает. И сейчас мы снова ведем диалог с Министерством финансов», – уточняет Лилия Гриневич.

По ее словам, существует и сопротивление этой новации со стороны государственных вузов, которые опасаются потерять бюджетные деньги, если абитуриенты с высшими баллами выберут частные вузы.

Поэтому в Европейской бизнес ассоциации планируют подготовить соответствующее обращение к правительству, чтобы финансово поддержать лучшие учебные заведения, независимо от их форм собственности.

«Мы можем дать целый ряд требований к частным университетам с конкретными показателями университетов, которым может быть доступен такой государственный заказ», – отмечают в МОН.

По словам Гриневич, принцип «деньги идут за ребенком» заложен в закон об образовании и относительно общеобразовательных школ. По ее мнению, если удастся реализовать его, внеся изменения в Бюджетный кодекс, этот процесс, соответственно, распространится и на дошкольное, и на высшее образование.

0

Выбор редакции

Comments