Вы здесь

Протесты

Европейские номера и украинская ментальность

Сегодня с самого утра движение возле зданий парламента и правительства, от Европейской площади до площади Славы, было заблокировано водителями машин на еврономерах. Это уже не первая подобная акция активистов общественной организации «АвтоЕвроСила», которые требуют от властей дать возможность растаможить эти автомобили по приемлемым налоговым ставкам

Недовольство владельцев автомобилей на иностранной регистрации вызвало решение Кабмина, позволяющее полиции и таможенникам совместно выявлять и наказывать нарушителей правил временного ввоза машин в Украину.

Скандальное постановление
 
Выполнение полицейскими и таможенниками норм постановления Кабмина № 479  «О реализации экспериментального проекта по созданию условий для предотвращения уклонения от уплаты таможенных платежей» активисты «АвтоЕвроСилы» называют репрессиями. И обещают добиваться отмены незаконных, по их мнению, решений властей.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Напомним, начиная с 21 июня и вплоть до конца 2018 года полицейским разрешено круглосуточно находиться на таможенных пунктах пропуска. Кроме того, правоохранители получили доступ к таможенной базе «Инспектор-2006» для отслеживания нарушителей. Так, машина, которая пересекает границу в режиме «транзит», должна покинуть Украину уже через пять или десять дней, а в режиме временного ввоза – максимум через год.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кроме того, в полиции стали заводить информацию о нарушителях сроков пребывания в Украине в систему «Рубеж». Таким образом, полиция сможет уже внутри страны отлавливать нарушителей, а не пытаться останавливать всех подряд. И наказывать их штрафами. 

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Сейчас по ст. 470 Таможенного кодекса за нарушение сроков транзитного перемещения авто (пять дней в пределах одной таможни и десять дней в пределах Украины) грозит штраф от 170 грн до 8500 грн. А за нарушение сроков временного ввоза (ст. 481, максимум год с правом продления еще на 60 дней) — от 850 грн до 17 тыс. грн.

Чего хотят власти

Свои действия в правительстве поясняют необходимостью прекращения схем ввоза иномарок без уплаты налогов (пошлины, НДС и акциза). Так как вместо иностранцев, для которых и существует режим временного ввоза, машинами пользуются украинцы. По данным ГФС, на конец прошлого года на территории страны незаконно пребывало свыше 200 тыс. авто на иностранных номерах.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Разделение полномочий полиции и таможенников не позволяло до сих пор эффективно выявлять нарушителей. Объединение усилий, по задумке властей, должно искоренить коррупцию на пунктах пропуска (где круглосуточно будет дежурить полиция) и на дорогах в Украине, где таможенники могут помочь полиции в оформлении протоколов. Например, появилась информация об организации спецпостов на Черниговской и Одесской трассах, где уже вовсю отлавливают «евробляхи».

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Если владельцев машин на еврономерах начнут массово вылавливать на дорогах, штрафовать и забирать автомобили на штрафплощадки, активисты готовы к радикальным действиям – перекрывать дороги, устраивать акции и пикеты у Верховной Рады, Кабмина, ГФС, МВД и прочих. 

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Сейчас протестующие намерены стоять у стен парламента до тех пор, пока депутаты не примут хотя бы один из законопроектов № 8487-1 и №8488-1, которые призваны существенно уменьшить акциз при ввозе иномарки и ее легализации в Украине. В зависимости от возраста и объема двигателя ставки акциза снижаются до десять раз. 

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Напомним, это альтернативные законопроекты тем, что были разработаны Комитетом налоговой и таможенной политики ВР под руководством его главы Нины Южаниной (№ 8487 и № 8488).

Чего требуют протестующие

Юристы «АвтоЕвроСилы» считают постановление правительства № 479 антиконституционным и требуют его отмены. А водителям машин на еврономерах советуют, если их остановят, ссылаться на ст. 19 Конституции: никто не может быть принужден выполнять то, что не предусмотрено законодательством. Поскольку закон о полиции не дает права останавливать машины на трассе из-за просроченного срока ввоза. А таможенникам – работать вне пределов таможенных постов.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

По словам митингующих, они выступают за доступные цены на подержанные машины для всех украинцев, а не только тех, кто воспользовался еврономерами. 

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Мы хотим, чтобы в будущем каждая семья могла купить себе автомобиль, заплатив за него акциз в размере 390-400 евро, а не свыше 4 тысяч евро, как сейчас. Когда люди перестанут бояться, что у них эту машину заберут, то станут завозить более новые авто и бюджет только выиграет от этого», – рассказал «Большому Киеву» замглавы Тернопольского отделения «АвтоЕвроСила» Сергей Завидовский.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кроме того, по словам активистов, каждый водитель платит 13 грн налогов с каждого литра топлива, покупает запчасти и ремонтирует машину на СТО, что в итоге тоже приводит к увеличению налоговых поступлений.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Поэтому для решения проблемы машин на еврономерах вместо ужесточения штрафных санкций (например, до 170 тыс. грн по проекту № 8488 Нины Южаниной) они требуют установить низкие ставки акцизного сбора, чтобы дать простым украинцам возможность легально купить подержанный автомобиль. 

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В то же время крупные города Украины и так с трудом справляются с ростом количества авто на дорогах. И упрощение процесса их покупки может только усугубить проблему. Как отмечает эксперт по урбанистике Григорий Мельничук, все крупные города мира столкнулись с этой проблемой и стали ограничивать использование частного автотранспорта.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Другое дело, что рост количества машин происходит в столице все равно и авто на еврономерах – это всего лишь один из второстепенных факторов, которые этому могут способствовать.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Города уже не могут «переваривать» такое количество машин. Но евробляхи здесь не главное. Точно так же росту количества авто еще недавно способствовало активное автокредитование. Если есть спрос, он будет все равно удовлетворен», – считает эксперт.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

По его словам, нужно предлагать людям достойную альтернативу – развитый общественный транспорт. Например, как в Израиле, где вместо новых автомобильных развязок отдают предпочтение развитию трамвайных линий и железнодорожного сообщения.

0

Выбор редакции

Comments