Вы здесь

100 лет назад

Киевские каникулы начала прошлого века

Несмотря на неудержимую тягу к знаниям и неувядающую любовь к учебе, нет для школьников поры желаннее, чем летние каникулы. Оставив на время школьные парты и отложив опостылевшие за учебный год тетради и учебники, гимназисты и гимназистки дореволюционного Киева разъезжались по дачам, загородным имениям, местным и заграничным курортам, отправлялись в скаутские походы и краеведческие экскурсии

В дореволюционном Киеве не было нормативных актов, четко регламентирующих начало и конец учебы в начальных и средних учебных заведениях. Поэтому наступление летних каникул в городе в разных государственных и частных гимназиях, начальных и средних училищах растягивалось на весь июнь – начало июля. Традиции последнего звонка и праздничных линеек в систему народного образования к тому времени добраться еще не успели, и прощание со школой проходило без излишней помпезности и официальности. Так, к примеру, женская гимназия М. И. Левандовской отметила окончание занятий 1912-1913 учебного года скромным торжеством» Все праздничные мероприятия сводились к выступлению председателя педагогического совета Панахиревского, духовного наставника протоирея Липковского и напутственной речи выпускницам от начальницы гимназии Левандовской. Затем выпускницам седьмого класса были выданы свидетельства об окончании гимназии, а гимназистки, окончившие шесть классов, получили аттестаты. Кстати, из 36 выпускниц были награждены золотыми медалями шесть и серебряными три. На этом торжественное собрание было закончено, и для гимназисток начались долгожданные каникулы.

Киевские гимназистки. 1914 год

По местам боевой и трудовой славы

Примерно в таком же ключе заканчивали учебный год и другие киевские школы. Но прощаться с преподавательским составом на все лето школьникам было еще рано – их ожидали организованные Киевским учебным округом и педагогическими комитетами экскурсии. География школьного туризма того времени была плотно привязана к транспортной инфраструктуре. Из-за отсутствия автобусных экскурсионных маршрутов гимназиям приходилось ограничиваться железной дорогой и пароходами, курсирующими по Днепру. Конечно, небольшие группы учащихся от десяти до 15 человек под руководством педагогов-энтузиастов могли позволить себе путешествия в крымские горы или даже в зарубежье. Но для больших экскурсионных групп маршруты выбирались попроще и покороче.

Гимназисты в горах

Так, 13 июля 1913 года на экскурсию к казацким могилам под Берестечком ровно в 10 часов 30 минут выдвинулась группа учащихся киевских мужских гимназий в составе 130 человек. Из них четверо были директорами гимназий, 122 - гимназистами средних и старших классов и четверо - помощниками классных наставников. О последних надо сказать отдельно. Если классные наставники отвечали за обеспечение учебного процесса и «надлежащее воспитание и тщание в учебе», то на их помощников полностью возлагался контроль над дисциплиной. На эти должности обычно назначались отставные военные из числа младшего начальствующего состава – фельдфебели и унтер-офицеры. «Педагогический опыт», полученный в армии, они применяли для работы с гимназистами. Спали они или в тех же помещениях, где проживали учащиеся их классов, или своих комнатах, расположенных возле спален гимназистов. Как показала практика, авторитета четырех директоров и опыта четырех помощников оказалось вполне достаточно, чтобы все 122 шалопая и оболтуса вернулись домой из экскурсионной поездки целыми и невредимыми. Учеников младших классов на подобные мероприятия традиционно не допускали. Их педагоги тактично называли недостаточно дисциплинированными, и ответственность за малышей на себя никто брать не хотел.

1913 год. Киев. Всероссийская выставка

Надо отметить, что сам Киев в июне 1913 года превратился в туристическую Мекку для школьных экскурсий. Дело в том, что в городе проходила Всероссийская аграрно-промышленная выставка, на которой более 24 отдела представляли последние новинки и достижения «капиталистического хозяйства». Под наплывом школьных экскурсий городским властям пришлось создать специальную Экскурсионную комиссию Киевского учебного органа. Она занималась исключительно проблемами прибывающих из других регионов ученических экскурсионных групп – обеспечивала жильем, организовывала питание и предоставление льгот при пользовании городским общественным транспортом. По данным этой комиссии, на 12 июля 1913 года в Киеве гостили 22 группы учащихся. Чтобы всех их расселить, пришлось использовать спальные помещения киевских учебных заведений. Во 2-й Киевской гимназии поселили 90 экскурсантов, в 4-й – 84, в 5-й Печерской - 85, в 6-й Лукьяновской – 50. Больше всего иногородних школьников приняла на постой гимназия Стельмашенко, тут предоставили 150 коек. Еще 150 человек поселили в городских училищах на Ирининской и Столыпинской улицах. Понятно, что и киевские школьники с утра до вечера пропадали среди павильонов и экспонатов выставки. Сначала в составе экскурсий, организованных их гимназиями, а затем уже самостоятельно - вместе с родителями или приятелями. Те же школьники, которых мало интересовали технологические процессы изготовления изделий из каучука или новые модели сеялок и культиваторов, с группами единомышленников уходили в леса.

Будь готов!

Начало XX века ознаменовалось возникновением и стремительным развитием скаутского движения. Первый скаутский лагерь был разбит в 1907 году в Великобритании, но уже на следующий год идея создания подобных детских организаций пересекла Ламанш и Атлантический океан. В Россию она попала благодаря государю-императору, решившему использовать скаутинг как средство для патриотического воспитания и начальной военной подготовки молодежи. Книгу одного из родоначальников скаутского движения Баден-Пауэлла перевели на русский язык и отпечатали в типографии генерального штаба. Но первые попытки создания скаутских организаций оказались неудачными. Подросткам быстро надоедали занятия строевой подготовкой и изучение армейских уставов.

Слет скаутов

Идея прижилась и дала обильные ростки только после того, как избавилась от милитаризма и вернулась к изначальным истокам. К осени 1917 года скаутские дружины были уже в 143 городах и насчитывали в своих рядах более 50 тысяч членов. В Киеве скауты появились благодаря Александру Константиновичу Анохину, окончившему в 1910 году медицинский факультет Киевского университета святого Владимира. Еще будучи студентом, он преподавал гимнастику слушательницам Высших женских курсов и учащимся Реального училища Ф. Альдинера.

Работая с девчонками и мальчишками, Александр Константинович пришел к мысли, что для формирования полноценных, развитых физически и морально личностей, заполнения досуга подростков полезной и познавательной деятельностью одних школьных занятий и спортивных кружков недостаточно. Идея скаутинга, позволяющего в форме игры прививать детям любовь к природе, потребность помогать другим людям, умение работать руками, общаться в коллективе, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, оказалась наиболее подходящей. Летом 1915 года в скаутских лагерях, расположившихся в пригородных лесах, учились разбивать походный лагерь, ставить палатки, разжигать костры, оказывать первую медицинскую помощь, тушить пожары, ходить на гребной лодке и другим полезным и необходимым вещам сотни киевских девчонок и мальчишек. К концу 1915 года в Киеве насчитывалось более 700 «юных разведчиков» и 150 не менее юных «разведчиц».

Хорошо знакомый старшему поколению призыв «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!» тоже появились задолго до октябрьского вооруженного переворота в Петрограде. Этот лозунг, как и многое другое, пропагандисты позаимствовали у скаутов при создании пионерской организации. Кстати, отсюда же происходит термин «пионеринг», обозначающий комплекс работ по обустройству скаутского лагеря – установке и оборудованию навесов, очагов, ворот и флагштоков. А задолго до «Взвейтесь кострами» у скаутских костров звучала другая песня:

Будь готов, разведчик, к делу честному,
Трудный путь лежит перед тобой,
Глянь же смело в очи неизвестному,
Бодрый телом, мыслью и душой!

В мире много горя и мучения,
Наступила страдная пора.
Не забудь святого назначения,
Стой на страже правды и добра.

Тем позор, кто в низкой безучастности
Равнодушно слышит брата стон.
Не страшись работы и опасности,
Твердо помни - с верой ты силен.
 

Помогай больному и несчастному,
К погибающим спеши на зов.
Ко всему большому и прекрасному
Будь готов, разведчик, будь готов!

0

Выбор редакции

Comments