Вы здесь

Нужно ли с детьми говорить о политике?

Киеврада запретила политическую агитацию в школах. «Большой Киев» попытался выяснить, где проходит грань между агитацией и просвещением

Сергей Штурхецкий, первый заместитель председателя Независимого медиа-профсоюза:

З дітьми потрібно говорити як з дорослими. Тільки ще правдивіше, точніше і відповідальніше. На жаль, доводиться констатувати, що ми запізнилися із введенням уроків медіаграмотності, які учать використовувати критичне мислення для визначення правди і неправди. Тільки зараз заговорили за громадянські компетенції, які слід формувати ще в школі - відповідальність перед суспільством, патріотизм. Звісно, є поки що небезпека, що хороший задум спотвориться виконанням, коли, наприклад, критичне мислення викладатиме колишній випускник Вищої партійної школи, а про патріотизм говоритиме безвідмовний учасник проурядових мітингів. Але ситуація змінюється загалом і цього вже не спинити. Якщо відверто, то мені чомусь здається, що у сучасних старшокласників рівень політичної грамотності вищий від тих, хто їм забороняє про ту політику дізнаватися. Україна, в якій голосують 16-річні - набагато прогресивніша від України, в якій голосують 60-річні....

Михаил Стрельников, президент юридической компании «Николас»:

Конечно, с детьми – школьниками нужно говорить о политике. В нашей заполитизированной стране - это просто неизбежно. Что касается решения Киеврады о запрете политагитации, то ее ведь можно вести «не в лоб», а пригласить экспертов в какой-либо отрасли для чтения полезной лекции, а уже на лекции закинуть аккуратно агитацию. Я думаю, это нереально будет отследить, и запрет носит больше характер пиара!

Олег Попов, основатель и директор школы "Мидгард":

Считаю, что с детьми нужно говорить о выборах: что это? Как изменятся качество жизни в зависимости от выборов? Как сделать свой выбор? Что такое демократия? И другие вопросы из этой плоскости... Одна из основных задач школы - подготовить ответственного избирателя! А насчет агитации в школе, то тут все зависит от формы агитации.

Андрей Золотарев, руководитель аналитического центра «Третий сектор»:

Запрет агитации в школах не отменяет присутствия госпропаганды в них! Причем весьма сомнительного толка. Все дело в том, что совковая матрица теперь переупакована в национальные цвета. Хорошо бы, чтобы и это было сведено к минимуму, ибо у поколения Y - это вызывает острую идиосинкразию.

Алексей Греков, директор по стратегическому развитию частной школы «Афины»:

С детьми надо говорить обо всем, что составляет существенную часть современной жизни: о политике, о глобальной экономике, о личных финансах, о технологической сингулярности, о любви… Но кто сказал, что школьные учителя — лучшие эксперты во всех этих вопросах? И кто сказал, что с детьми нужно только говорить? Разве деятельность, praxis, практика — не лучший способ постижения действительности? В политике как таковой нет ничего грязного или недоступного детскому пониманию. Политика есть искусство достигать желаемого в ситуациях, когда за ресурсы соперничают несколько более-менее равных по статусу групп. Для любого детского коллектива — это обычная картина. Поэтому многие дети — прирожденные политики. Другое дело, что школа сама по себе — территория тотального бесправия, а потому она плохой тренажер для обучения политике. Как, впрочем, и всему остальному. Для демократического образования ключевой принцип — совместное управление взрослых и детей. А значит — здесь появляется пространство для политики. Понятно, что искусству соуправлять тоже надо учиться. Для этого можно использовать обучающие ролевые игры на темы, связанные с политикой, образовательные парламентские дебаты, популярные в студенческой среде, но главный наш тренажер — это выборный Совет школы, который постепенно берет на себя все больший круг решаемых вопросов и оказывает все большее влияние на жизнь школы. Уверен, что дети и взрослые, прошедшие такую школу политики, будут уже невосприимчивы к тем топорным формам агитации, которыми до сих пор пытаются пичкать наших сограждан.

Игорь Найда, лидер платформы "Сходи в Майбутнє":

Про політику, як мистецтво гуртожитку, потрібно говорити з дитинства! Адже поняття політика (за Арістотелем) складається з двох слів: «полі» – множина  та «тіка» - (при)значення  чи інтерес. Отже, «політика» -  є мистецтвом гармонійної взаємодії множин інтересів або множин (при)значень.  Тарас Бебешко говорив, що згідно з таким тлумаченням політиків в Україні нема. В усьому світі зараз їх лічені одиниці. Більшість з так званих політиків є лишень партійці, які відстоюють інтереси лише однієї частини суспільства. Тому вважаю, що не агітувати, а вивчати! Тоді, дай бог, будуть зростати політики. Постає інше питання: плекання педагогів з цивілізованим мисленням. От саме цим і потрібно на першому етапі займатися!

 

0

Выбор редакции

Comments