Вы здесь

Транспорт

Транспорт будущего: на чем поедем в завтра

Если взглянуть на футуристические картинки, которые наперегонки печатали различные издания еще несколько десятилетий назад, а также на всевозможные инженерные эксперименты, как то: трамвай без рельс, гиробус, летающие машины, монорельс, попытки создать ядерный автомобиль, то можно сделать вывод, что транспортная революция откладывается

Разве что гиперлуп Маска еще находится за гранью нынешней реальности, а теми же электромобилями и электробусами уже давно не удивишь, да и появились они даже раньше бензиновых.

Но на самом деле революция в передвижении в самом разгаре. Иные подходы к городскому планированию, новые технологические возможности, рост благосостояния жителей практически перевернули с ног на голову былые транспортные концепции. Самым перспективным видом общественного транспорта вновь стал трамвай, а принципиально новым видом – всевозможные «электротабуретки». Добро пожаловать в завтра городской мобильности.

1. Высокоплотные кварталы с пешеходными зонами. Лучший транспорт – когда он не нужен. Руководствуясь именно таким принципом, архитекторы создают новостройки, называемые город в городе. Это несколько похоже на советские микрорайоны, однако здесь есть рабочие места – а значит, не нужно далеко ездить, почти все потребности можно реализовать в радиусе 1-3 км от дома. А это – пешеходное движение, велосипеды, различные небольшие средства передвижения. Для более дальних поездок – общественный транспорт, с развитыми парковками для микротранспорта на станциях.

Градостроители наконец начинают обращать внимание на огромные маятниковые миграции в больших городах из спальных районов и деловые центры – и мэрии стимулируют децентрализацию, создают локальные центры, как бы дробя огромный мегаполис на несколько самодостаточных районов, где множество функций находятся в пешеходной и велосипедной доступности. Как следствие, снижается потребность в поездках, появился даже термин «излишняя мобильность», характеризующий наше нынешнее состояние.

Добавим сюда рост доли арендованного жилья и снижение привязанности молодого поколения к месту жительства – все больше людей снимают квартиры и меняют их в зависимости от места работы. Открываются торгово-развлекательные центры в жилых районах, развиваются скверы у дома – и далеко ехать в пределах города уже не надо.

Даже в самых автомобилизированных странах проектируют кварталы без автомобилей. Пример из Абу-Даби. Фото.homesoverseas

2. Индивидуальный «транспорт последней мили». Однако какими бы функционально плотными ни были кварталы, пусть короткие, но поездки нужны, за покупками например. Использовать полноценный автомобиль в таких случаях нелогично, но приходится, не нести же все в руках. Развитие «транспорта последней мили» - одна из самых наглядных тенденций в прогрессивных городах. Правда, об этом говорят в разы меньше, чем об электрокарах, которые из всех порожденных автомобилизацией проблем решают только экологическую.

Сигвеи и гироскутеры все чаще используют как транспорт. Фото dropshop24

Давний знакомый «транспорт последней мили» - велосипед. Помимо двухколесных, есть и различные грузовые карго-велосипеды. Новая мода – электробайки, сигвеи, моноколеса, для молодежи это часто куда интереснее автомобиля. Есть и решения для людей постарше – электротележки, на которых можно и по тротуару прокатиться, и в магазин заехать. Все это движется относительно медленно, без вредных выбросов и шума.

Четырехколесные электроскутеры изначально создавали как транспорт для пожилых. Фото oldcare

3. IТ-технологии управления движением. Разные IТ-решения постепенно интегрируются. Скоро это все объединится в интеллектуальную систему управления транспортом. Системы GPS, смартфоны, всевозможные датчики и камеры позволяют не только оперативно принимать решения (в том числе без вмешательства человека), но и проектировать именно такие транспортные системы, какие нужны.

Сервис GPS-навигаторов уже доступен киевлянам. EASYWAY

Транспортное моделирование уже существует, а с подключением разных датчиков и источников данных появится и динамическая транспортная модель. Сюда же – системы диспетчеризации общественного транспорта, проката велосипедов и автомобилей, совместные поездки – многие сервисы уже работают!

Транспортная модель в Киеве также может прогнозировать нагрузки при строительстве новых дорог и маршрутов. Фото: 100realty.ua

4. Общественный транспорт как альтернатива авто. В развитых или просто небедных странах личные автомобили уже давно перестали быть предметами роскоши – условно едва ли не каждая семья может приобрести пусть не «Роллс-Ройс», но подержанную малолитражку точно. Но если все так сделают и выедут – движение остановится в заторах.

Страсбугр - один из самых богатых городов Европы. Здесь сначала убрали трамвай, а после вернули, закрыв центр для авто

Будапешт - город самых длинных в мире трамваев, соразмерных с поездами метро

Собственно, главная задача департамента транспорта в любом городе – пересадить как можно больше людей со своих автомобилей на что угодно, и главная альтернатива здесь – качественный общественный транспорт. Даже когда-то очень автомобилизированные страны вкладывают в большие проекты по общественному транспорту, и это окупается. А инструментов привлечь пассажиров три: скорость, удобство и стоимость. Скорость здесь первая, поэтому и строят выделенные линии трамваев и автобусов: машины стоят в заторе, а общественный транспорт едет.

5. «Зеленные» технологии. Электрификация транспорта уже добралась и до различных скутеров, и до частных автомобилей, так что автобусы постепенно уступят место электробусам. Совсем скоро можно ожидать появления районов с нулевым выхлопом, но движение полноразмерных электрокаров в городах и дальше будут ограничивать. Главное же – это сокращение потребления энергии за счет уменьшения неэффективной работы транспорта, и это обеспечат информационные системы.

Столетие назад в мире уже был бум электромобилей

Электрокары давно не являются чем-то уникальным - в Британии зарядки местами буквально на каждом столбе

А если заглянуть в совсем ближайшее будущее, то можно увидеть примеры интеграции нескольких таких решений. Например, беспилотные электроавтобусы, которые могут быть интегрированы с системами геопозиционирования и мобильными приложениями для заказа поездок. В общественном транспорте уже есть беспилотные проекты – действующие системы автоматического метро без машиниста, так что кибермобили, скорее всего, в первую очередь окажутся вполне мирными городскими автобусами «на батарейках» и старыми добрыми трамваями.

Испытания беспилотного мини-автобуса в Таллинне

… и в Хельсинки

…А как может быть иначе? Технологические революции часто случаются эволюционно. Да, иногда происходит быстрый бум, но и его предпосылки зачастую можно увидеть заранее. «Будущее – рядом», ведь города, как и люди, зачастую устроены почти одинаково. Конечно, всегда могут быть какие-то неожиданности, но пусть они будут позитивними для людей и для транспорта.

0

Выбор редакции

Comments