Вы здесь

Транспорт

Третий не лишний

Чаще всего водители не пускают в салон больше двух пассажиров льготных категорий одновременно. Но если высадить из салона бабушек не составляет труда, то с участниками боевых действий гораздо сложнее: конфликты между водителями маршруток и льготниками  все чаще заканчиваются кровопролитием

«Заступившись за дедушку-пенсионера, которому водитель по-хамски отказал в бесплатном проезде, я получил удар ножом», — рассказывает боец-доброволец Игорь Гемба. Конфликт произошел 12 июня 2017 года в столичном маршрутном такси № 410.

Сначала Игорь указал водителю на висящий в салоне перечень льготных категорий. В ответ он услышал угрозы. Перепалка не затихала всю поездку, а на конечной остановке водитель достал нож и атаковал. «Я успел выставить вперед руку, поэтому травмированной оказалась только она. Никто не знает, чем бы это могло закончиться», — добавляет ветеран.

Лимит на льготы

Водители часто утверждают, что бесплатно могут перевозить не более двух пассажиров. Однако согласно существующему законодательству, ограничений по количеству льготных мест на маршруте не существует. «Есть четкий перечень льготных категорий, юридически вопрос полностью урегулирован», — отмечает руководитель общественной организации «Спілка ветеранів війни з Росією» Александр Войтко.

В статье 37 закона Украины «Об автомобильном транспорте» значится, что льготные перевозки пассажиров обеспечивают автомобильные компании, работающие на автобусных маршрутах общего пользования.

«Частные перевозчики не получают возмещения потерь доходов из государственного бюджета за проезд льготных категорий, и обязательства осуществлять такие перевозки за счет собственной хозяйственной деятельности они взяли добровольно», —  говорится в ответе  коммунальной службы перевозок КГГА на официальный запрос «Большого Киева».

Также в ответе значится, что маршрутки в Киеве — это дополнительный вид услуг и перевозчики не всегда в состоянии обслуживать льготные категории пассажиров в полном объеме.

 «В большинстве случаев, с которыми нам приходилось сталкиваться, это инициатива водителей, а не собственников. Они просто хотят получить дополнительную прибыль», — рассказывает Александр Войтко.

Сам себе хозяин

По словам водителя одного из столичных маршрутных такси Валерия, некоторые его коллеги вообще не хотят возить льготников и сразу отвечают, что два бесплатных места в салоне уже заняты. «Пассажиры обычно не обращают на это внимания. В редких случаях кто-то может указать на нарушения», — уточняет собеседник «Большого Киева».

У самого Валерия в салоне висит табличка о том, что всем участникам боевых действий проезд бесплатный. «Считаю конфликты с военными по поводу проезда аморальными. Никогда даже не проверяю их удостоверения», — добавляет водитель.

Согласно информации коммунальной службы перевозок КГГА, за отказ в льготном проезде предусматриваются штрафы: 170 гривен должен оплатить перевозчик (ч. 1 ст. 60 закона Украины «Об автомобильном транспорте») или же на 136 гривен штрафуется водитель (ч. 7 ст. 133 КУпАП).

Также пассажир имеет право обратиться в Укртрансбезопасность, КГГА или непосредственно в администрацию перевозчика. Контакты должны быть размещены в салоне каждой маршрутки, отсутствие такой информации — тоже нарушение.

«Выходить из маршрутки точно не следует, поскольку право бесплатного проезда гарантировано законом. Если водитель ведет себя агрессивно, вызывайте полицию и пишите заявление», — советует Александр Войтко. «Спілка ветеранів війни з Росією» не раз помогала участникам боевых действий отстоять свои права. Чтобы не было таких конфликтов, по мнению активиста, в первую очередь необходимо повышать общую культуру и информированность людей,  в частности водителей маршруток.

Битва продолжается

Конфликты на почве льготного проезда участников боевых действий заканчиваются по-разному. Например, в пригороде Киева за отказ перевезти мать погибшего воина и словесные оскорбления в ее адрес активисты ветеранских организаций устроили акцию протеста возле офиса компании-перевозчика.

«Наказывают» провинившихся водителей ветераны и флешмобами: группа бойцов собирается вместе и ездит по кругу на одном маршруте. Такой способ, по их словам, очень эффективен, ведь никто не решится высадить десяток бойцов.

По информации Коммунальной службы перевозок КГГА, в будущем в столице планируется ввести систему единого электронного билета для всех видов общественного транспорта. Также в планах создание единого диспетчерского центра мониторинга работы транспорта и сбора информации. «Введение в действие этих двух новаций позволит избежать конфликтов между пассажирами и водителями, избежать случаев необоснованного отказа в бесплатном проезде льготным категориям», — уверен начальник службы Сергей Савтыр.

Кроме того, 14 марта 2018 года Кабинет министров утвердил замену льготного проезда денежной компенсацией. Постановление еще находится на доработке в Министерстве социальной политики. Для большинства льготных категорий компенсация предполагается в размере 30 поездок и более. Точную сумму будут утверждать областные советы.

«Я нахожусь в поиске работы, плюс активная общественная деятельность. В месяц получается гораздо больше, чем 30 поездок. Бесплатный проезд значительно облегчает мне жизнь», — утверждает ветеран русско-украинской войны с позывным «Седой». Он считает, что такая монетизация льгот на проезд не совсем адекватна.

Эксперты же опасаются, что не все местные советы смогут компенсировать проезд в полном объеме из-за ограниченности бюджета. Непонятна еще и процедура подтверждения права льготников на возмещение расходов на проезд. Если она будет слишком сложной, большинство людей попросту не будут ее оформлять. Таким образом, в выигрыше могут остаться только перевозчики.

0

Выбор редакции

Comments