12:50   13.05.16

Двухколесное движение

Весной 1869 года на Елизаветинской (ныне улица Пушкинская) случился переполох. Прохожие увидели человека, ехавшего верхом на огромном колесе. Позади к большому колесу было прикреплено второе, маленькое

Нынче в Киеве насчитывается более 3 тысяч велосипедистов. А были времена, когда не было ни одного. Понадобилось четверть столетия, чтобы велосипед из непонятной забавы избранных стал удобным видом транспорта для многих и появился на киевских улицах на законном основании.

Весной 1869 года на Елизаветинской (ныне улица Пушкинская) случился переполох. Прохожие увидели человека, ехавшего верхом на огромном колесе. Позади к большому колесу было прикреплено второе, маленькое.

загрузка...
загрузка...

Незнакомец лихо промчался мимо разбежавшейся с визгом публики, свернул на Кадетскую (теперь ул Богдана Хмельницкого) и, засмотревшись на хорошенькую барышню, наехал на камень. Упал, чертыхнулся по-французски. Хроникер газеты «Друг народа» сделал вывод: странный ездок – француз. Этот случай стал первым упоминанием о киевских велосипедистах.

Велосипед, разъяснил газетчик перепуганным киевлянам, это «вид двухколесной повозочки», на которой «по шоссе без лошадей можно ездить где угодно посредством надавливания пружины ногою». Несмотря на это, по городу поползли слухи о черте, носящемся на колесе по улицам средь бела дня.

На прогулку – с ружьем

К 1887 году в Киеве насчитывалось около 200 велосипедистов. Кататься они могли только за городом, поскольку городские власти запретили им смущать публику (многие, увидев «чертей», истово крестились) и пугать лошадей. Последнее нередко становилось причиной ДТП.

Однако загородные прогулки оказались делом небезопасным – жители пригородов нередко нападали на пионеров нового способа передвижения, находя в них нечто «дьявольское». Драки иногда заканчивались увечьем, но порой доходили до летального исхода. Поэтому многие велосипедисты брали с собой на прогулку ружье.

Многочисленные инциденты заставили городскую думу смягчить правила. Обладателям «двухколесной повозочки» отвели специальные места для катания: сначала верхнее плато Царского сада (ныне Городской), а после многочисленных жалоб отдыхающих там людей – среднюю аллею Мариинского парка. Она тянулась стрелой от дворца до современной станции метро «Арсенальная».

На улицах можно было увидеть забавную сцену: в коляске извозчика сидит человек, а из коляски, не помещаясь в ней, выпирают колесо и руль – это велосипедист едет на Печерск к месту легального катания.

Велосипедисты в законе

Впрочем, велосипедисты не особо придерживались установленных правил. Некоторые бесцеремонно колесили по всему Мариинскому парку, а не только по центральной аллее. Иные ездили по улицам, задевая по пути пешеходов и создавая угрозу для маленьких детей. А полиция… предпочитала не вмешиваться. Ведь в те времена позволить себе велосипед могла разве что состоятельная публика. Ну а кому из блюстителей порядка охота связываться с сильными мира сего?

Велосипед все активнее проникал в повседневную жизнь города. Например, преподаватели 5-й мужской гимназии, находившейся на нынешней площади Славы, в конце 1880-х уже не стеснялись на велосипедах ездить на работу. Естественно, прямо по улицам и пренебрегая запретами.

В конечном итоге городская дума дрогнула. Увидев, что запрет не работает и только компрометирует власть, отцы города попросту отменили всякие ограничения. Так что с 1892 года велосипедисты свободно катались по всему Киеву на законных основаниях.

Нечего шокировать публику голыми коленками!

Все изложенное выше относилось исключительно к мужчинам. А представительниц прекрасного пола городские законодатели несколько десятилетий не подпускали к велосипеду.

Лишь в 1895 году киевлянки получили право седлать «железного коня». При этом были выдвинуты два условия: они должны пользоваться специальными «дамскими велосипедами» и иметь при себе письменное разрешение из канцелярии гражданского губернатора (аналог водительских прав у современных водителей). К мужчинам последнее требование не предъявлялось.

К концу XIX столетия городская дума разработала и утвердила постановление «О порядке езды по городу на велосипедах» – первый в истории Киева свод правил подобного рода.

Во-первых, велосипедистам и велосипедисткам запрещалось появляться на улицах с оголенными руками и ногами. Касалось это преимущественно дам. Поскольку ездить на велосипеде в длинном до щиколоток платье было неудобно, они стали позволять себе вольности – короткие (до колен) юбки, что шокировало добропорядочную публику. Теперь, после запрета, велосипедистки «освоили» штаны-шаровары – и ноги закрыты, и кататься удобно. Так в Киеве появились женщины в брюках.

Во-вторых, на велосипеде запрещалось лихачить – ездить по улицам быстро или наперегонки, а также кататься «без руля и звонка».

В-третьих, при встрече с крестным ходом следовало сойти с велосипеда.

Ну и требование спецслужб, озабоченных борьбой с набиравшим обороты терроризмом: во время пребывания в Киеве «высочайших особ» езда на велосипедах запрещалась.

Циклодром для конкуренций

Между тем оказалось, что велосипед – не только транспортное средство. Искусство вождения достигло таких высот, что велосипедисты начали соревноваться между собой. Но удобных мест для проведения подобных мероприятий в Киеве не было. Поэтому в 1892 году неподалеку от Евбаза (современной площади Победы) появился первый в городе «циклодром» – так называли велотрек. На нем проводились «конкуренции» – спортивные состязания по разным видам велосипедной езды. На скорость, на виртуозность вождения и так далее. Были даже гонки с препятствиями.

Два десятилетия спустя в том же районе (на нынешней улице Вячеслава Липинского, бывшая Чапаева) открылся второй подобный объект – «велосипедный трек с деревянным навесом» (так записано в официальных документах). Здесь имелись трибуны на 500 зрителей, пункт проката и ремонта велосипедов, а также летний театр «Полярная звезда» с оркестром.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com