10:30   02.11.18

Экономить по-европейски

Этой зимой киевляне, похоже, приблизятся к европейскому способу жизни, по крайней мере, в плане экономии и быта. Уже устоялся стереотип: одна из самых значимых статей семейного бюджета – коммунальные расходы. И даже зажиточные европейцы экономят тепло, воду и расходы на транспорт. Здесь мы собрали только частные истории, но они хорошо показывают разность наших привычек и приоритетов

Экономят и топят летом

Начнем с того, что оплата коммунальных услуг здесь строится по-другому принципу, чем у нас.  За тепло и воду на квартиру выставляется предварительный счет – некая средняя сумма, на которую, по мнению предприятия, житель обычно потребляет услугу. Житель квартиры ежемесячно оплачивает счет и это считается предоплатой. А потом по итогу года поставщик тепла и воды сверяет оплату с показателями счетчиков. Да-да, на отопительных приборах в Польше тоже стоят счетчики. И по результатам сверки поставщик делает перерасчет: либо доначислит оплату, либо вернет лишнее.

«В Познани 80-90% квартир оборудованы тепловыми счетчиками», — рассказывает Анна. Ее дед был поляком, но некоторое время проживал в Украине. Анна родилась и выросла в Киеве, а потом уехала учиться в Польшу. Здесь живет уже более 15 лет и воспитывает двух дочек.

Самая популярная зарплата в Познани – 2 500 злотых (1 злотый = 7,45 гривен).  Тарифы на тепло и воду здесь разные – зависит от того, где  проживаешь. Дело в том, что подавляющее большинство жилья в частной собственности, но не как у нас: стены в квартире мои, а за подъезд и подвал — город отвечает.  Дома управляются объединениями — вроде нашего общества совладельцев многоэтажных домов (ОСМД). Вот от конкретной ситуации дома и услуг местной теплокомпании цена и зависит. Может в однокомнатной квартире с площадью в 30 кв. м тепло и вода стоит 500 злотых, а может и в трехкомнатной – 400 злотых. Средняя стоимость – это 450 злотых за тепло и воду в двухкомнатной квартире. Плюс за другие услуги по счетчику еще 200 злотых.

Получается из общего семейного дохода в 5 000 злотых (зарплаты двух взрослых человек) коммунальные услуги будут занимать около 15%. «После того, как поставили счетчики на тепло и горячую воду, поляки стали экономить. Уходя на работу, уровень подачи тепла снижают в два раза. Вообще экономно относятся ко всем ресурсам. Здесь в магазинах не найдешь обычных электролампочек – все пользуются энергосберегательными. Стиральные машины выбирают по уровню потребления воды и электричества – это первое, что расскажет консультант в магазине. Даже посудомоечные машины ставят именно ради экономии воды – они у нас не очень дорогие, в половину той самой популярной зарплаты и считается, что быстро окупаются», — рассказывает Анна.

С другой стороны, когда летней ночью температура на улице упала до +15 градусов, в квартирах утром радиаторы были теплыми. Отопление включают не по календарным дням, а по погоде на улице.

Почему грустит поляк

Экономят и на проезде по городу. Весь транспорт – городской, не частный. Действует единый билет на все: 10 минут проезда за 3 злотых; 40 минут поездки с любыми пересадками или один вид транспорта до конца – за 4,60 злотых. Есть билеты на целый день, на три дня и на неделю. А еще есть стоянки городских велосипедов, на которых поездка до 20 минут – бесплатно. Чтобы взять следующий велосипед должны быть 10 минут перерыва. И даже при таком условии, у Анны есть знакомые, которые рассчитывают свой маршрут для бесплатного проезда велосипедами.

Интересно, что 10-15 лет назад ситуация в городском транспорте в Польше была как у нас: пассажиров проверяли широкоплечие мужчины, зайцев было немало и платить не очень хотели. «Сейчас тоже есть контролеры, но уже любого роста и размаха в плечах, — улыбается собеседница. – Оплатить штраф за безбилетный проезд на месте – 170 злотых, через неделю – уже 220 злотых». «И платят? За зайца не заступятся?», — спрашиваю. «А почему он не должен платить, если я за проезд заплатила?», — искренне удивляется Анна. Жители Познани сейчас понимают: билет каждого – это работа транспорта и если кто-то не заплатил – расходы лягут на остальных.

Не тратить денег там, где можно этого не делать — это позиция европейцев вообще и поляков в частности. Здесь ездят в основном на автомобилях с механикой, потому что они дешевле. Крупные машины, вроде паркетников, не в фаворе: дорого и вредно для экологии. При этом в стране популярна шутка: когда ни спросишь у поляка как дела, он всегда ответит плохо, потому что ему на вторую машину не хватает.

Не лей воды

Оплата коммунальных услуг в Германии строится по такому же принципу, как и в Польше. С той только разницей, что здесь данные по счетчикам компании получают автоматически – удаленно. Отопление однокомнатной квартиры стоит около 150 евро, при том что аренда такой квартиры без коммунальных расходов – 400 евро. То есть отопление и горячая вода – это почти 40% от арендной платы. Пожалуй, этой зимой отопление в Киеве будет в такой же пропорции к цене аренды квартиры.

«В общем, коммунальные расходы в Берлине занимают от 10 до 15% от среднего дохода. Если в семье есть дети или зарплаты невысокие, то коммунальные расходы – значительная часть семейного бюджета», — предполагает моя подруга Елена. Она программист и живет в Германии около 10 лет. «Да, здесь не льют воду, как у нас, в Украине. Многие принимают только душ, а не ванну. Стоят экономные краны, которые уменьшают напор воды и расходуют меньший ее объем за единицу времени. Такой образ жизни – это скорее привычка. Но на кафе, например, не экономят, любят посидеть и отдохнуть. По крайней мере, в крупных городах», — говорит девушка.

И мы в Европу

В Киеве семья из двух взрослых и двух детей, проживающая в трехкомнатной квартире площадью 60 кв. м, заплатит около 3 000 грн за отопление и 1 000 грн за другие услуги. В среднем в год получается приблизительно 2 000 грн ежемесячного расхода, посчитали мне друзья. А доход – 12 000 грн заработок жены и 18 000 грн – мужа. То есть расходы по содержанию квартиры меньше 10%.

Правда, этой зимой соотношение может измениться. Еще немаловажный момент: все доходы и соотношения (в том числе европейские) мы указывали без вычета налогов, чтобы упростить восприятие. Но в Европе налог точно выше, так что здесь киевляне в условно выигрышном положении.

Если поляки и немцы ставят экономные краны и ездят на велосипедах, то у нас часто готовы купить авто, пусть и бывшее в употреблении, но зато марки типа Audi, бизнес-класса или вообще кроссовер.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В киевском общественном транспорте контролер может быть только здоровый мужчина. Ну, а поймает зайца, так весь троллейбус начнет стыдить проверяющего и всеми силами защищать непорядочного пассажира, даже драка не исключена. В этом свете представляется очень логичной инициатива властей перевести пенсионеров и льготников на финансовую компенсацию: деньги за проезд – в руки и распоряжайтесь, как хотите. Во-первых, там, где проблема с коммунальным транспортом, пожилой человек сможет подъехать частной маршруткой. Во-вторых, когда каждый пассажир будет доставать деньги из кошелька, а не показывать карточку, начнем воспринимать это как в Польше: если я плачу – почему другой не должен?!