троллейбус, депо
фото: Катерина Френч
11:02   01.08.19

История киевского троллейбуса

1 августа 1961 года в Киеве было открыто троллейбусное депо № 2. Именно это учреждение и его директор подарили поезд из троллейбусов, который пользовался большим спросом не только в Киеве, но и по всему миру. Так какая же она история киевского троллейбуса и его соперничества с трамваем?

Что было раньше троллейбус или трамвай?

Можно сказать, что трамваи и троллейбусы возникли практически одновременно, но все же исторически трамвай возник на год раньше в 1881 году. Правда, до Киева трамвай доехал только в 1892-м, тогда запустили первую трамвайную линию во всей империи. А вот с троллейбусом не сложилось.

Идея дать Киеву троллейбус появилась у лондонской фирмы еще в 1914 году. К этому времени уже активно курсировали электрические троллейбусы и по Германии, и по США. Но проект трамвая без рельсов тогдашняя киевская мэрия не одобрила: то ли денег было жаль, то ли передовые технологии им были чужды.

загрузка...
загрузка...

Конкуренция между трамваем и троллейбусом в Киеве продолжилась в 1935 году. Сначала планировали запустить образцовый трамвайный маршрут по центру города: от Крещатика до Владимирского спуска. Но в результате предпочтение отдали троллейбусу, да и маршрут сильно изменили: от Европейской площади (тогда она носила название 3-го Интернационала) до Киевского завода электротранспорта. Первый киевский троллейбусный маршрут состоял из пяти остановок и 3,5 км, вся поездка занимала около 10 минут. Скорость движения трамвая тогда составляла 45 км в час.

троллейбус, депо
Экспонаты выставки музея КП «Киевпастранс». Фото: Катерина Френч

Троллейбусное депо

В 1936 году было открыто троллейбусное депо № 1, в столице было уже три маршрута. Однако во время войны и оккупации города троллейбусы остановились. Движение восстановилось в 1950 году, было создано пять линий. Стало понятно, что троллейбусы в Киеве пользуются очень большим спросом – всего за 10 лет количество маршрутов увеличилось до 20. В 1961-м было создано троллейбусное депо № 2.

троллейбус, депо
Экспонаты выставки музея КП «Киевпастранс». Фото: Катерина Френч

Движение троллейбусного транспорта в начале 70-х годов было осложнено несколькими проблемами. Во-первых, депо, как, впрочем, и сейчас, остро нуждалось в водителях – троллейбусы не было кому водить. А во-вторых, пассажиропоток постоянно возрастал. На линиях пересечения нескольких маршрутов, где люди обычно пересаживались, интервал движения между троллейбусами сократили до 20-30 секунд. Работать в таком интенсивном режиме было просто невозможно.

троллейбус, депо
Экспонаты выставки музея КП «Киевпастранс». Фото: Катерина Френч

Изобретения Владимира Веклича

В 1964 году троллейбусное депо возглавил 26-летний Владимир Веклич. Именно он и задумался над вариантом решения троллейбусной проблемы. Предложение инженера было логичным: надо использовать поезд из троллейбусов – это позволит перевозить большее количество пассажиров и меньше нуждаться в водителях. Но от идеи до реализации прошло два года довольно сложных расчетов. После решения дифференциальных уравнений, которые описывали движение поездов и проведения экспериментов в нормальных и аварийных условиях. Надо было выяснить, какими характеристиками должен обладать троллейбус, чтобы можно было внедрить поезда с управлением по системе многих единиц.

Владимир Веклич
Владимир Веклич

Первый троллейбусный поезд был запущен в депо № 2 в 1966 году на шестом маршруте, экономический эффект был внушительным – за год удавалось сэкономить 160 тысяч рублей. Спустя еще несколько лет Веклич усовершенствовал технологию: теперь за несколько минут можно было отцеплять и прицеплять троллейбусы к поезду. Таким образом, стало возможно выпускать на маршрут поезда троллейбусов в период пиковой нагрузки, а в обычные часы курсировал просто троллейбус.

Поезд из двух троллейбусов Škoda 9Tr соединенных по системе Владимира Веклича в Киеве (1986 год)

Изобретение Владимира Веклича нашло свое применение не только в столице Украины и в Советском Союзе, но и по всему миру. Интересно, что инженер в соавторстве с Василием Дьяконовым подарил Киеву и еще одну новинку – первый в Союзе скоростной трамвай. В 60-х годах активно строился район Борщаговка, пассажиропоток в час составлял 25 тысяч человек, дабы решить транспортный вопрос и была создана скоростная линия.

На счету Владимира Веклича огромное количество научных работ, в независимой Украине ученый ценился, его труды ложились в основу стратегии создания украинского троллейбуса. Как дань почета – мемориальная доска, установленная на фасаде троллейбусного депо № 2, которое на сегодня является самым большим из четырех киевских депо и обслуживает 15 маршрутов.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com