12:04   10.09.18

Как финансируются школы и садики

С началом сентября все траты родителей на образование, школьное и дошкольное, должны закончиться. Эта сфера является стратегической, финансирование ее увеличили и учреждения должны быть всем обеспечены, уверяют чиновники высшего уровня. И призывают родителей не собирать деньги, а скорее требовать от руководителей большей расторопности. В свою очередь  кто-то из сотрудников образования вздыхает, кто-то радуется хотя бы новой мебели и молчит о недостающем

Все хорошо, все хорошо

загрузка...
загрузка...

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Финансирование школ и садиков действительно выросло. В Киеве именно образование третий год подряд занимает наибольшую долю в городских расходах: в этом году запланировано потратить почти 30%, или 13 млрд грн из 45 млрд грн общего бюджета.  Деньги идут в первую очередь на новые школы и садики. Руководители разных уровней вплоть до министра образования уверяют, что учреждениям должно всего хватать, а если и нет, то скоро будет, подождите. А если не дождетесь – не спешите сдавать деньги, требуйте обеспечения всем необходимым от директоров и заведующих.

«Столько говорят, как у нас все хорошо, что начинаешь думать: где купить билет в такую страну? Какое турагентство продает билеты в страну, в такой город, которые показывают по телевизору?» — скептически замечает депутат бюджетной комиссии Киевской городской рады Алла Шлапак. У нее на округе в Печерском районе четыре школы и четыре садика и не самые радужные учебные будни.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Школа № 5 первой попала в список учебных заведений для эксперимента «Новая украинская школа», но к 1 сентября там не хватало парт и стульев, предусмотренных Министерством финансов. Этой же школе уже четыре месяца согласовывают бюджет на ремонт, одобренный районной администрацией. Строительство павильонов и благоустройство территорий в детских садах тоже лоббировала депутат, не зря же состоит в комиссии по вопросам бюджета и соцполитики. То есть далеко не все могут получить руководители учреждений образования посредством бюджетного запроса.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что доходит до самих учителей и воспитателей, говорить на диктофон и тем более с указанием фамилии, работники образования просто боятся. В личной беседе отмечают: действительно, последние два-три года получают не только зарплаты и тепло в батареи, стали закупать мебель, какие-то расходные материалы. Но многое выполняется чисто формально: по плану занятий предусмотрена работа с цветными мелками, мел прислали, но… только белый и рассыпающийся в руках. То есть рисовать на самом деле нечем, хотя по документам материалами они обеспечены.

Канцелярка не для всех                             

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как именно формируется финансирование садиков – рассказали экономисты Деснянской районной администрации. «Самое важное: садик – это юридическое лицо без права ведения финансовой деятельности», — поясняет ведущий специалист экономической группы управления образования Деснянской РГА Виктория Ромашова. То есть учреждение само ничего не закупает.

В течение лета руководители садов формируют бюджетный запрос и подают в управление образования. Там эти запросы рассматривают, проверяют, сводят в единый бюджет и направляют в горадминистрацию, следующий этап – голосование в горраде.

Защищенные статьи, которые в любом случае должны быть профинансированы — это оплата энергоносителей, питания (30% из бюджета, 70% — родители) и заработная плата сотрудников детсада. Все остальное — на что хватит денег. В 2017 году в Деснянском районе большое внимание уделили технике: закупали пароконвекторы, холодильное оборудование, снегоуборочную технику.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Отдельная статья расходов – капитальный ремонт. В этом году на 66 садиков района бюджет выделил 18,5 млн грн. Запрос по ремонту подают руководители учреждений, а их потом перепроверяют. «В управлении есть группа хозяйственного обслуживания, — поясняет Виктория Ромашова, — специалисты приходят на объекты, обследуют их и составляют дефектный акт». В результате деньги распределяются по принципу кому нужнее. На следующий год уже есть в планах ремонт навесов, но бюджетный процесс на уровне города только начинается.

Канцтовары и расходные материалы (из которых чаще состоят списки родительских комитетов) относятся к категории «мелочь, предметы и материалы». В целом на 66 садиков Деснянского района в 2018 году было выделено более 14,2 млн грн.  Казалось бы, внушительная сумма. Но вот непосредственно на канцтовары на весь год одно учреждение получает 3000 грн. То есть это буквально на бумагу, краску для принтера и клей для воспитателей. На расходные материалы для занятий с детьми эти деньги не рассчитаны.

Даже эти 3000 грн садик распределяет не сам. Все материалы, как и продукты питания, закупает управление образования через тендеры и распределяет по дошкольным учреждениям. Что касается меню, то оно в садиках может быть разным, но составляется по типовому образцу с учетом возрастных норм питания. Следить за выполнением этого условия должна заведующая и медсестра.

Все садики в районе функционируют нормально, нормы соблюдаются и проверяются, говорят в управлении образования РГА.

Получается, садики могут попросить, их контролируют, но сами они ничем не распоряжаются. У школ этого же района есть другой опыт.

Когда на все хватает

Система финансирования школ практически не отличается от обеспечения садиков. Только в Деснянском районе около 10 лет длится эксперимент: учебные заведения сами распоряжаются своими финансами. В школах есть своя бухгалтерия и тендерный комитет, они являются юридическими лицами. Директора распределяет деньги по первоочередным направлениям: сами решают, что необходимо и срочно, а что может потерпеть.  Результат такого управления в специализированной школе Деснянского района № 322: все три начальных класса по программе НУШ обеспечены новыми партами, интерактивными досками с проекторами, оборудованы учительские рабочие места, есть все дидактические материалы. Есть даже проекционный пол.

Тогда как в одной из школ Борщаговки из трех первых классов новой украинской школы оборудован мебелью и техникой только один. Учителя многих таких необеспеченных классов сами как могут украшают помещения, где-то даже парты распиливают пополам, чтобы сделать индивидуальные места.  «Я, как хозяйка, вижу, что необходимо, отслеживаю цены – по каким стоит купить, чтобы дети были довольны и на все хватило», — поясняет директор специализированной школы № 322 Ирина Ковалевская.

«Финансирование школ в целом достаточное, если им правильно распорядиться», — считает директор.  Капитальный ремонт финансируется постепенно: в один год – замена окон, в следующий – ремонт блока питания. Получается, что при самоуправлении обеспечение материальной базы лучше, чем при руководстве сверху.

Нерешенными остаются только вопросы безопасности и специализированного обучения. Охрана школы за бюджетные средства сегодня – это один сторож-пенсионер. Его и решеток на окнах недостаточно. «В конце учебного года из кабинетов похитили два ноутбука», — говорит директор. Милиция найти их по сей день не смогла. По этой причине есть ограничение для посещения школ взрослыми – пожилой вахтер не в состоянии запомнить всех родителей в лицо и уследить за всеми коридорами. Охрана, хотя бы дневная, а лучше круглосуточная, учебным учреждениям очень необходима. Оставить все как есть или самим финансировать эту потребность – решают в итоге родители.

Второй аспект – школы получают стандартные учебные пособия. Если в учреждении открывается специализированный класс с углубленным изучением и соответствующей программой, то учебники и тетради для нее придется покупать родителям. И даже целая школа с обучением по спецпрограмме соответствующими пособиями не будет обеспечена. Тогда они сами должны выбирать, хотят ли учиться по такой программе или выберут другой класс.

Деваться некуда

Выходит так, что родители детсадовцев спрашивают качество питания и оснащения с заведующих, хотя они финансами не распоряжается и в целом подотчетны управлению образования. Последнее тоже подчинено центру и что получило, то получило. В то время как директора самоуправляющихся школ являются скорее партнерами и чиновников, и родителей, и одновременно реальными управленцами своих учреждений.

Тем не менее перенести эту форму работы на всю систему образования не так просто. «Мы – учителя, я тоже учитель, не бухгалтер, не инженер по образованию. Приходится изучать тендерную документацию, вникать в юридические тонкости – это очень непросто и нагрузка большая», — поясняет директор Ирина Ковалевская.

«Глубокие изменения должны проходить постепенно и с соответствующей экспертной поддержкой директоров», – подтверждает сопредседатель общественной организации «Батьки SOS» Елена Бондаренко.  Например, по ее словам, руководители образовательных учреждений Одесской области заявили, что просто подадут в отставку, если им навяжут такой способ работы. Однако это будет единственно возможный вариант, если программу «деньги ходят за ребенком» примут и для школ.

загрузка...
загрузка...
Афиша Киева

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com