продукты
фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
19:12   20.12.18 Фото

Как не ошибиться в выборе продуктов. Что изменится в надписях на этикетках после вступления в силу новых правил маркировки

На этой неделе президенту направили на подпись закон «Об информации для потребителей о пищевых продуктах», который вводит европейские принципы маркировки продуктов питания. Если глава государства его подпишет, то уже через полгода надписи на этикетках должны четко соответствовать содержимому и не вводить потребителя в заблуждение.

У производителей есть максимум три года, чтобы переделать упаковку, но уже в новом году они не смогут выпускать товар на незарегистрированных мощностях.

Что должно быть на упаковке

Фактически парламент утвердил новый порядок предоставления информации потребителям о составе, свойствах и характеристиках пищевых продуктов. Чтобы наши нормы совпадали с правилами, установленными в Европе, как того требует подписанное Украиной Соглашение об ассоциации с ЕС. За правильность маркировки отвечает компания-производитель или импортер.

Этот документ, по словам главы Госпродпотребслужбы Владимира Лапы, повышает уровень уважения к потребителю.

маркировка продуктов
Потребитель должен знать, что он ест. Фото: Константин Ильянок

Так, на любой этикетке должно быть указано:

  • название продукта;
  • перечень ингредиентов;
  • информация о содержании пищевых добавок и вспомогательных веществ, которые, как свидетельствуют данные проведенных научных исследований, вызывают аллергические реакции или непереносимость. Эти вещества должны быть выделены цветом, шрифтом или стилем написания;
  • количество продукта в установленных единицах измерения (литры, граммы и т. п.);
  • минимальный срок годности или дата «употребить до»;
  • особые условия хранения (если они есть) или употребления продукта (например, надпись «приготовить перед употреблением»);
  • наименование и адрес компании, которая отвечает за правильность маркировки;
  • отдельно указывается страна происхождения или место происхождения товара.

Также может указываться в случае необходимости наличие ГМО (если доля генетически модифицированных продуктов в любом из ингредиентов товара превышает 0,9%). Питательную ценность пищевого продукта указывать не обязательно, если он не подвергался переработке или данные о килокалориях не являются определяющим фактором для потребителя при решении о покупке.

маркировка продуктов
Любая тара должна нести информацию потребителю, чтобы его уважить. Фото: Константин Ильянок

В целом производителей и импортеров  обязали указывать на этикетках понятную и доступную информацию о составе продукта, чтобы не вводить в заблуждение потребителя. При этом размер обязательной информации на этикетке (высота шрифта) должен быть не менее 1,2 мм для стандартных упаковок (сейчас 0,8 мм).

Мало того, документ обязывает производителей делать надписи на упаковках читабельными. Например, обязательная информация не должна быть скрыта или искажена другой текстовой или графической информацией. Сейчас, например, нередко можно встретить мелкие надписи черным шрифтом по темно-красному или коричневому фону рисунка упаковки.

Продукты, которые продаются на развес или поставляются в столовые кафе и рестораны, производитель или импортер обязан снабдить всей необходимой информацией. Она должна представляться по первому требованию клиента этих заведений или покупателя развесных продуктов.

Особые требования

Если речь идет о продуктах в жидкости (например, в маринаде, рассоле и т. п.) или ледяной глазури в замороженной рыбе – обязательно надо будет указывать вес продукта и количество «воды».

Отдельно стоит отметить требование о предоставлении потребителю информации о том, подвергался ли пищевой продукт размораживанию. Так, замороженные продукты, которые потом разморозили и продаются, должны содержать указание, что они замораживались. То есть нельзя выдавать размороженную рыбу за охлажденную и т. п.

При этом некоторые эксперты говорят о том, что теперь нужно будет указывать, сколько раз продукт замораживался, хотя в законе нет формулировок, связанных с повторной заморозкой. Ведь, как известно, большинство мясных и рыбных продуктов как раз содержат предупреждение об опасности повторной заморозки.

мед в банках
Мед кому-то полезен, а у кого-то на него аллергия. Фото: Константин Ильянок

Закон прямо запрещает использование информации, которая может ввести потребителя в заблуждение, особенно в части свойств и характеристик пищевых продуктов и последствий их потребления, а также в части приписывания пищевым продуктам лечебных свойств. Указанный запрет распространяется также на рекламу и любое представление пищевых продуктов потребителю.

Так, запрещается сообщать о полезных профилактических или лечебных свойствах продуктов, кроме тех, что были разработаны для специальных медицинских целей, а также минеральных вод. Нельзя рисовать на продукте то, чего в нем на самом деле нет, или этот ингредиент заменен более дешевым аналогом. Например, рисовать клубнику на йогурте, где используется искусственный заменитель клубники.

Также запрещено обращать внимание потребителя на ингредиенты, которые и так есть в любом похожем продукте. Например, писать на кефире «содержит живые микроорганизмы».

творог
Контролю молочных продуктов закон уделяет особое внимание. Фото: Константин Ильянок

Производитель может написать на молочных продуктах «натуральный», если в них нет веществ искусственного происхождения (ароматизаторов, добавок, красителей и т. п.). Также натуральным будет считаться продукт, сделанный без применения ГМО-технологий. В то же время молочные продукты не могут считаться натуральными, если в них частично или полностью заменены молочный белок, лактоза или молочный  жир. Например, вместо молочного жира – растительные жиры.

Например, по данным начальника ГУ Госпродпотребслужбы в Киеве Олега Рубана, за год в Киеве фиксируется около 6 тыс. обращений граждан. Примерно половина этих жалоб – на некачественный и опасный товар. Чаще всего это касается масла, мясных изделий, не соответствующих регламенту производства.

Место и время производства

Чтобы отследить движение и оперативно изымать некачественный продукт из оборота, обязательным станет указание партии продукции. Мало того, в отличие от других норм, которые вступают в силу через полгода, практически сразу, после подписания закона президентом, будет запрещено не только производство продуктов на незарегистрированных мощностях, но и использование в них ингредиентов, сделанных на не прошедших госрегистрацию в Госпродпотребслужбе мощностях.

сладости
Шоколад без этикетки – повод для проверки. Фото: Константин Ильянок

Правда, в самой службе признают, что проследить незарегистрированные мощности крайне сложно, поскольку работают они, как правило, в тени. Проверить такое предприятие инспектор может только, по жалобе потребителя и если адрес на упаковке окажется правдивым.

Также закон требует указывать место происхождения продукта, которое может не совпадать со страной происхождения. При этом указание места, где находится завод, выпустивший продукт, в понимании закона не может считаться местом происхождения продукта.

Это важно по двум причинам. Во-первых, производители порою скрывают источник происхождения того, что они упаковали. Например, на многих банках с красной икрой можно увидеть только адрес завода, где продукт закатали в банку. Но всем понятно, что в Киевской области лосось не ловят, а на сайте производителя можно лишь прочитать, что продукт «контролируется в местах промысла».

Во-вторых, это позволит избежать манипуляций со страной происхождения, например, заметанием «русского следа» продукта. Как известно, с 10 января 2016 года в Украину полностью запрещен импорт российских мяса, рыбы, круп, зерна, хлебобулочных изделий, водки, пива, сигарет, кондитерских изделий и др. Чтобы обойти эти ограничения, на упаковках стали указывать украинский офис российской компании или офис в иностранной юрисдикции, не подпадающей под санкции.

Так, весной прошлого года СБУ раскрыла в Васильковском и Броварском районах Киевской области противоправную схему ввоза в Украину чая и кофе из РФ. Чтобы скрыть факт принадлежности к русской бизнес-структуре, злоумышленники перерегистрировали свои компании на зарубежный офшор.

мясо, колбаса
Производители мяса и колбас обязаны будут указывать место, где взяли сырье. Фото: Константин Ильянок

Изменится и требование к маркировке срока годности. Так, для скоропортящихся продуктов будет обязательно указание срока годности «употребить до» с конкретной датой, после которой продукт может считаться опасным для здоровья человека. При этом может указываться только дата и месяц (так как считается, что, например, прошлогодней молочки не может быть на полках).

Для остальных товаров указывается так называемый минимальный срок годности, то есть даты, до которой все характеристики пищевого продукта должны оставаться неизменными (при условиях хранения, указанных производителем). В таком случае на упаковке будет надпись «лучше употребить до…» и дата-месяц (можно без года) для товаров, срок хранения которых не больше трех месяцев.

Месяц и год (без даты) приемлем для продукции, которая может лежать от 3 до 18 месяцев. Наконец, может указываться только год, когда продукт испортится для продуктов со сроком хранения больше 18 месяцев.

хлеб
Хлебобулочным изделиям срок годности можно не ставить. Фото: Константин Ильянок

А для продукции с неограниченным сроком и вовсе не нужно будет на упаковке писать такие фразы. Не указывать срок годности можно будет на фруктах и ​​овощах, спиртных напитках, ряде хлебобулочных и кондитерских изделий, а также на соли, сахаре и уксусе.

При этом у производителей есть три года переходного периода, чтобы не спеша подготовиться к внедрению новаций, а тем временем выпускать товар в старой упаковке. Поэтому исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмеянов считает, что этот закон – пока что простая формальность, пока не будет жестко контролироваться рынок и качество продукции. Так как надеяться на честность производителей пока не приходится.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com

Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (0) in /sata1/home/users/bigkiev/www/www.bigkiev.com.ua/wp-includes/functions.php on line 3813