школа
фото: Большой Киев
14:03   07.05.19 Фото

Как программистов и инженеров будут готовить со школьной скамьи

Показательная статистика: на ресурсе work.ua на начало мая в Киеве открыто более 620 вакансий программистов и около 170 вакансий юристов. Цифровые профессии  сегодня самые высокооплачиваемые в Украине, самые востребованные в мире и вместе с тем самые игнорируемые образованием. Так считают основатели социального проекта «Броботс», о котором «Большой Киев» уже рассказывал. Они считают, что инженерная и цифровая специализация – то направление, на которое нужно обращать внимание уже в школе, и планируют сами менять сферу образования изнутри.

Востребованная профессия

Осенью в Киеве откроется инжиниринговая школа. Ее основатели Филипп Духлий, Дмитрий Корниенко и Антон Еременко говорят, что в Украине слишком мало уделяют внимания подготовке  будущих специалистов цифровых профессий. В то же время именно эта сфера развивается сейчас наиболее активно и будет на пике еще многие годы.

загрузка...
загрузка...
Броботс, цифровая школа
Большой Киев

Средняя зарплата программиста в Украине составляет 30-60 тысяч гривен. В любой профессии есть эксклюзивные высокие зарплаты, но такого показателя нет ни в одной сфере. Важно, что спрос на специалистов превышает предложение, рассказывает основатель и руководитель конкурса для талантливой молодежи «iTalent», основатель инжиниринговой школы Антон Еременко.

«Практически не остается таких сфер экономики, которые могли бы существовать без IT-решений. Если раньше в фермерстве использовали трактора и лопаты, то сейчас это развитая логистика, которой нужны огромные базы данных, дроны, системы контроля качества воды для поливов, сами комбайны – это мегавысокотехнологические устройства. Чтобы все это поддерживать и придумывать, нужны люди цифровых профессий», — поясняет Антон Еременко.

Растет индустрия игр, международные компании открывают в Украине свои студии. Государственные ресурсы переводят в онлайн, кто-то должен все это  оцифровать.

Броботс, цифровая школа
Большой Киев

Следовательно, потребность в IT-специалистах в Украине будет расти. В то же время в Европе сейчас открыто 150 тысяч вакансий, и это только программистов, ведь сама сфера гораздо обширнее.

Широкое поле

Устоявшейся классификации цифровых профессий нет, но для детей Антон Еременко выделил пять групп.

  • Технические специальности: программисты и системные администраторы.
  • Копьютер-арт: дизайнеры, аниматоры, компьютерные графики. Эти профессии находятся на стыке разных навыков: умение рисовать и художественный вкус сочетаются с владением на высоком уровне IT-инструментами.
  • Работа с людьми: менеджеры проектов и hr-специалисты. Всем им надо хорошо знать индустрию и термины.
  • Наука, big data, искусственный интеллект. Facebook содержит информацию о 3,5 млрд пользователях, и данные каждый день обновляются. Эту информацию кто-то должен собирать, систематизировать и анализировать, чтобы выдать подходящий контент конкретному пользователю. Здесь нужно быть и математиком, и психологом.
  • Цифровой маркетинг в отличие от телевизора и билбордов позволяет найти нужного пользователя и показать ему сообщение в соответствии с его возрастом и видом занятий.
Броботс, цифровая школа
Большой Киев

Главное не талант, а учитель

Спектр профессий очень широк. При этом не стоит считать, что освоить их могут только очень талантливые дети, очень многое зависит от качества преподавания. Яркий тому пример – сам конкурс «iTalent». В Киеве было подано 350 заявок, и только пять из них прошли отбор, тогда как среди 15 заявок из Шепетовки (Хмельницкая область) отобрали девять. В Шепетовке преподаватель программирования – энтузиаст и он на высоком уровне готовит своих учеников, поясняет феномен Антон Еременко.

К сожалению, такие учителя – редкость, чаще школьная программа убивает не просто способности, но и интерес к компьютерным технологиям. Если раньше преподавали собственно программирование, пусть и на устаревших машинах и устаревшим языком, то теперь решили просто обучать пользованию программами, что большинство современных подростков умеют и так. Слишком легкий материал навевает скуку на школьников и отбивает интерес к возможностям IT-индустрии вообще.

Есть очевидный спрос на определенные категории, но за ним не успевает образование, считают основатели броварских курсов «Броботс». В школе учат тому, что многие умеют сами чуть ли не с садика. В университете за неимением проектора преподаватели рисуют интерфейс на доске. При этом в Украину уже зашла компания, которая специализируется на поиске уникальных сотрудников и нанимает их за тысячи долларов. Кризис образовательной системы переживают и развитые страны мира, и Америка, но в Украине для новых профессий он особенно ощутим.

Самому интересно

Занятия от звонка до звонка, задачи с единственно верным решением и разрозненные предметы не готовят человека, способного работать на стыке разных, порой противоположных навыков. Выдача заданий и регулярная их проверка, как это практикуется в школе, далеки от реальных профессиональных задач, с которыми в будущем столкнется ученик, считают в «Броботс». Опыт ведения технических студий показал, что дети охотно сами ищут информацию и запоминают ее, создавая свои собственные проекты от идеи до работающего механизма.

Броботс, цифровая школа
Большой Киев

«Когда брат попросил помочь ему по работе и создать 3D-макеты ручек в цвете, с винтиками и разными деталями, приходилось самому гуглить функции программы, создавать, и в итоге все это отлично запомнилось», — делится один из школьников, посещающий студию «Броботс».

Заинтересованные старшеклассники готовы брать на себя большую ответственность. Андрею Яцуре 13 лет, и он подготовил свой курс лекций о разработке ботов для Telegram. Услышав тему, остальные мальчишки оживились – для них это интересно, и никого не смутило, что обучение будет проводить их же сверстник.

«К лекциям составил план – без него невозможно преподавание, к каждому занятию приготовил текст и презентацию», — добавляет Андрей.

Порой лектор-тинейджер может объяснить сложные темы лучше взрослого, ведь он находится как бы на одном уровне со своими слушателями и понимает, что именно может быть непонятным.

Инжиниринговая школа

Именно эти принципы – проектное обучение и горизонтальное обучение (когда ученик ученикам объясняет) – хотят использовать основатели «Броботс» для школьного образования. Поскольку реформировать среднее образование на государственном уровне – задача почти фантастическая, начнут с создание своей частной школы.

Броботс, цифровая школа
Большой Киев
Броботс, цифровая школа
Большой Киев

«В основном у нас математика изучается ради математики, как некая наука. Для большинства учеников, к примеру, интеграл – это такая закорючка, и нет понимания, как ею пользоваться. Но знания не должны быть оторваны от реальной жизни», — считает основатель и руководитель социальных проектов «Броботс» Филипп Духлий.

Набирать пока планируют шестой и восьмой классы. Обучение будет ориентировано именно на техническую сферу.

Дети нуждаются во внимании старшего, они многое готовы сделать сами, если чувствуют поддержку, уверен один из основателей школы Дмитрий Корниенко. Его ученики броварского клуба особенно любят: он и с проектом поможет, и в «настолки» сыграет, и с бизнес-планом для их подростковых идей поможет.  

Броботс, цифровая школа
Большой Киев

«Мы много говорим о том, как стране нужны Илоны Маски, и ничего не делаем в этом направлении, — отмечает Филипп Духлий. – У нас фактически нет качественного технического образования, а запрос очень велик. У нас, конечно, будут и общеобразовательные предметы, и лекции по искусству, к примеру, чем же так велик Малевич и его «Черный квадрат». Но главное – будет углубленное изучение программирования и принципов инжиниринга».

В школе планируют проходить программу вузов и не считают, что их выпускникам в университете будет скучно. По мнению лоббистов технического образования, механизм «школа — вуз — прихожу на работу, ничего не умея» давно уже устарел.

Броботс, цифровая школа
Большой Киев

загрузка...
загрузка...
Афиша Киева

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com