11:05   27.07.18

Как устроен магазин

Все любят праздники. Вот и работники торговли отмечают свой день в последнее воскресенье июля. Как устроена эта сфера изнутри и что нужно знать покупателю – разбирался «Большой Киев»

Столица активно растет, а вместе с ней – и торговые сети. По подсчетам аналитиков, в прошлом году в Киеве открылось более 60 продуктовых сетевых магазинов. У хорошо известных «Форы» и АТБ появляются конкуренты. Выход на рынок новых игроков часто обусловлен увеличением количества новостроек: новым жильцам необходимы продукты под боком, а застройщики уже заранее планируют на первом этаже торговые помещения по всем правилам современного бизнеса. С этого и начнем.

Что, где, почем

загрузка...
загрузка...

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Возможно, вы замечали, что когда заходишь в современный продуктовый магазин, всегда попадаешь на фрукты-овощи и хорошо просматриваются сразу несколько товарных стеллажей. Планировка торгового зала – хитрая наука: с одной стороны, все должно быть выставлено в логической последовательности, с другой – так, чтобы зал был хорошо виден покупателю, рассказывает заместитель операционного директора сети «Пчелка маркет» Елена Староверова. Задача состоит в том, чтобы покупки можно было совершать легко и быстро. Овощи берут чаще всего, свежий товар надо распродать быстро, и его желательно держать подальше от предметов быта, вот они и стоят на первом месте – у входа. Сами ряды расположены к нему как бы под углом – для лучшего обзора.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Почти все покупатели краем глаза замечали, как сотрудники магазина быстро-быстро заполняют пустые места на полках. Кажется, проще простого. Однако новички в этом деле с тестовым заданием не справляются. Для каждой полки существует карта раскладки, у каждой булочки с маком – свое место. В одной простой, казалось бы, хлебной корзине может лежать несколько десятков наименований сдобы, и все это надо разложить быстро и ничего не перепутать. Полки продуктов сродни меню в смартфоне – пользователь находит нужное ему интуитивно.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кроме как удобно, все должно быть еще и красиво. Можно размещать продукты по брендам, можно по категориям (персиковые соки, яблочные, томатные), можно просто по сочетаемости цветов. Дизайнеры в офисах на компьютерах рисуют витрины с конкретными товарами. Потом тестируют такие варианты на практике: сотрудники офиса торговой сети сами пробуют выбрать товар, и если всем понравилось – тогда утвержденная карта переходит в магазины.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Самая удобная и красивая раскладка, по мнению Елены Староверовой, вертикально-горизонтальная. Это когда на одном стеллаже торговые марки располагаются по вертикали, а группы товаров – по горизонтали. То есть на одной полке оказываются все яблочные соки разных фирм, в тоже время просмотреть напитки конкретного бренда можно на одной вертикали. Удобно для выбора и красиво одновременно.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Таки почем?

Без известных брендов нельзя – покупатели идут в магазин за ними. Цены на товар – это результат усилий и стратегии переговорщиков в работе с поставщиками. Это всегда тайна, и едва ли не здесь главные победы торговых сетей. Но что действительно выгодно посетителям – так это продукция собственных торговых марок. «Все производится на тех же линиях, что и популярные ТМ, — поясняет Елена Староверова. – Только меньше затраты на яркую упаковку, нет рекламы и себестоимость в результате меньше». Производства тоже в выигрыше: цеха загружены работой, дополнительный доход.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В зависимости от того, где расположен магазин и кто его покупатели, сеть формирует ассортимент. В магазинах спальных районов больше кулинарии, в помощь загруженным работой хозяйкам. В студенческом районе – фастфуд для спешащей молодежи, которая не может жевать кашу или салат на ходу.

Нестандартный ассортимент

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кстати, о собственном производстве. У «Пчелки маркет» есть мясной цех и отдел готовой еды. Магазину это на самом деле финансово невыгодно. Мясо покупают тушами, в своем цехе разделывают, ночью развозят, чтобы к открытию была свежая поставка. Дешевле было бы купить на фабриках уже готовое к реализации. Но так больше выбор, легче контролировать качество и как результат – больше посетителей. А уже к мясу и другие продукты возьмут. Ну а без кулинарии в районах, где живут занятые работой и преуспевающие киевляне, вообще никак не обойтись. Хлопотно для сети, зато больший трафик.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В сети, которая только развивается и должна конкурировать с масштабными игроками рынка, борьба идет за каждого покупателя. Прямо в торговом зале посетителей спрашивают, что ищут и чего бы еще хотели, и совершают чудеса оперативности – на следующий день товар появляется на полке. Мир быстро меняется, и здесь тоже отходят от жестких стандартов: по просьбе покупателей сначала в одном магазине появляется и горький шоколад, и экопродукты, и молочные товары без лактозы. Если спрос на них есть – завозят на все точки сети. Стимулирует и конкуренция: в одном доме с магазином открыта лавка эко-продуктов – значит, таких покупателей немало.

Кто за кадром

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кто же будет отмечать день работника торговли? Это продавцы, кассиры, грузчики, приемщики товаров, бухгалтеры, экономисты, сотрудники IT-отдела. Есть даже специальный персонал для проверки срока годности товара на полках, несмотря на то что эти данные занесены в компьютер и система должна предупреждать о часе Х. Контроль качества в магазинах многоуровневый. Даже приемщик товара проверяет дату его производства – она должна быть недавней, для каждой группы это свой срок.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Выкладывая покупки перед кассой, посетитель даже не догадывается, что может получить чек из рук директора магазина. По внутренней инструкции, если в зале много покупателей и собирается очередь, за кассу может сесть начальник охраны, старший продавец и руководитель магазина.

Одно из главных правил торговой сферы – умение общаться независимо от ранга и жизненных позиций. Люди приходят разные: невыспавшиеся утром и уставшие после работы, поэтому недоразумения неизбежны. Главное – найти мирные пути решения. Хотя все мы за последние 20 лет привыкли оценивать магазин с точки зрения экономии, но добиваются успехов в этой профессии в первую очередь те, кто умеет быть гостеприимным.

Стремительная карьера

Чем прекрасны новые бизнесы и проекты – так это массой возможностей для экспериментов и широкой карьерной лестницей. Сотрудник пресс-службы сети «Пчелка маркет» Ольга Пилипчук рассказала «Большому Киеву» историю грузчика, ставшего директором. Правда, парень имел экономическое образование, но не по профилю. Грузчиком устроился целенаправленно, чтобы с чего-то начать. Работая рядом с приемщиком товаров, активно интересовался документацией и правилами этой профессии. Так должность за должностью работяга стал руководителем, подтвердив тезис, что если ты целеустремлен, и отдаешься работе на все сто, у тебя есть все перспективы карьерного роста.

загрузка...
загрузка...
Афиша Киева

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com