14:41   25.01.18

Kарусель в тоталитарном аду

Армандо Ианнуччи, режиссер фильма «Смерть Сталина»,  прославился на поприще политической сатиры. Можно развить метафору и сказать, что на этой теме он съел даже не собаку, а целый собачий питомник. Но могло показаться, что обращение к фигуре Иосифа Сталина и наступившей после его смерти борьбе за власть в высших эшелонах власти СССР – тема странная и маргинальная  

И несовременная. Однако Ианнуччи с блеском доказывает, что так считать – большая ошибка. 

Чтобы добавить специй в и без того острое блюдо, следует напомнить, что новый британский фильм «Смерть Сталина» (The Death of Stalin) – экранизация комикса. Да к тому же и французского. Но ведь комикс или графический роман – изумительно подходящая форма для политической сатиры.

Герои этого фильма – совершенные карикатуры. Сталинский клоун Хрущев, мнительный слабак Маленков, абсолютное чудовище Берия, воинствующий генерал Жуков с целым фейерверком армейских шуток –  плоские, но совершенно цельные персонажи. И целая россыпь американских и европейских актеров широкими и точными мазками рисует своих героев с большим удовольствием и явным пониманием того, что они делают.

Здесь нет звезд первой величины, зато практически все лица легко узнаваемы – уроженка Бердянска, «девушка Бонда» Ольга Куриленко, бывший член Monty Python Майкл Палин, специально приглашенный сыграть в фильме верного пса сталинизма Молотова, и Джейсон Айзекс (Жуков), кроме Луциуса Малфоя во франшизе «Гарри Поттер», сыгравший бездну хороших ролей. Наконец, один из самых популярных актеров независимого американского кино Стив Бушеми в роли Никиты Хрущева. Все персонажи вращаются вокруг тела Сталина, которому дадут пожить минут 15 фильма, а вот в виде трупа предоставят ему куда больше экранного времени.

И это совершенно неслучайный прием. Эта комедия ставит в свой центр само явление тоталитаризма – почти абсурдный факт того, что один человек непостижимым образом сосредотачивает в своих руках абсолютную власть и распространяет на всю страну свои собственные правила. Даже мертвый. И кто первый поймет, что в действительности тоталитаризм после смерти диктатора оставляет по себе настоящий хаос, тот и выиграет эту борьбу.

Это комедия про ад тоталитаризма, проводящая зрителя через один из его кругов. «Смерть Сталина» – необыкновенно смешной фильм, точный в том чувстве сюрреализма, который он порождает, но гораздо в большей степени он и страшный. Ианнуччи, снимавший до этого фильмы и сериалы о политической действительности в Великобритании и США, оказался в «Смерти Сталина» готовым не только, собственно, к тому, к чему и должен был – показу глупости, жадности и лицемерия в борьбе за власть. В этой картине он сумел ухватить самую суть жизни, в которой бытовой абсурд, двойные правила, скрывающие отсутствие правил, были нормой.

Новый фильм Ианнуччи – не историческое воспроизведение тех событий. Они драматизированы, сжаты во времени и схематичны, хотя по проработке мелких правдивых деталей режиссер заслуживает самых добрых слов. Главное, что его чувство эпохи и ее настроений оказываются хирургически точными.

Это один из тех фильмов, которые становятся тем смешнее, чем больше дистанция от них. Для нас «Смерть Сталина» все еще болезненный опыт. О том, что мы исторически разделяем опыт тоталитаризма, помимо прочего, напомнит сам фильм, снятый частично в Киеве. Но это же и напоминает о том, что такой фильм, как «Смерть Сталина», в принципе нельзя снять в современной России. Да что там снять – даже показать: 23 января пришла новость, что фильм, несколькими днями ранее получивший прокатное удостоверение, из российского проката изъят. Мы же уже отошли на достаточную дистанцию, чтобы прийти в украинские кинотеатры, начиная с 25 января, и посмеяться над своим прошлым. Это замечательное кино дает тому достаточно поводов.