Древний Киев
16:02   19.11.18

778 лет назад, почти день в день, киевляне, стоя на стенах города, могли наблюдать крайне мрачную картину. Киев со всех сторон был окружен врагами, которые деловито готовились к штурму крепости, – пришли монголы.

Это была далеко не первая осада города, однако никогда еще к киевским валам не подступал столь грозный враг. Войско хана Батыя насчитывало, по современным оценкам, 60 000 человек – больше, чем все население Киева, вместе взятое. Кроме того, эта армия в основном состояла из закаленных ветеранов бесконечных походов и специализировалась на взятии укрепленных городов. Киев же, хоть и оставался одним из самых больших городов Восточной Европы, являл собой лишь болезненную тень былой мощной и оживленной столицы огромного государства. Укрепления города обветшали, их давно никто не чинил, не говоря уже о строительстве новых. Гарнизон насчитывал в лучшем случае тысячу дружинников плюс несколько тысяч городского ополчения – вот и все, что мог противопоставить Киев орде. Помощи извне тоже ждать не приходилось. Дело было плохо, и привела к такой ситуации цепь закономерных исторических событий.

Киев. Начало

Древний Киев
Т. Г. Шевченко. «Аскольдова могила». 1846 год. Акварель.

Возникнув в глубине Темных веков, к середине VIII века Киев являлся главным поселением полян – одного из восточно-славянских племен. Затем в конце IX века в город прибывают варяги, то есть скандинавы. Их вожак, Олег, убивает киевских князей Аскольда и Дира (возможно, тоже варягов) и объявляет князем малолетнего Игоря, сына князя Рюрика, правящего в Новгороде. Сам Олег становится при Игоре регентом. С этой поры история Древнего Киева тесно связана с династией Рюриковичей и с варягами в целом, хотя самого Рюрика в городе никогда не видели (да и существовал ли он на самом деле – большой вопрос).

Утвердившись в Киеве, Олег с дружиной обкладывает данью соседние славянские племена и организовывает ряд походов на Константинополь. Начинается подъем Киевского княжества. Князь Игорь вслед за Олегом неустанно усмиряет соседей, которые все время норовят прекратить платить дань. Каждую зиму киевский князь проводит на «полюдье», объезжая с дружиной зависимые от него селения и собирая подать. Весной, когда реки освобождались ото льда, все это добро везли на юг на продажу византийцам. Иногда, правда, ходили туда и с походами, но дело это было хоть и выгоднее торговли, но также гораздо опаснее. Игорю, например, не повезло, и из своего похода на Константинополь он едва вернулся, лишившись почти всего флота. Затем в ходе очередного «полюдья» князь не сошелся с древлянами (одним из славянских племен) в размере подати и те перебили его дружину, а самого Игоря, по одной из версий, разорвали пополам, привязав к согнутым деревьям.

Киевский Ричард Львиное Сердце

Древний Киев
Святослав на коне. Лансере (1886)

Вслед за Игорем на престол восходит его единственный сын Святослав. Этот донельзя воинственный князь почти не бывает дома, проводя все время в походах, – такой себе киевский Ричард Львиное Сердце. Святослав воюет против хазар, болгар, византийцев и прочих народов. В конце концов, его убивают печенеги, а из черепа столь знатного врага делают чашу. После смерти Святослава впервые встает очень важный и, как окажется, роковой для Киевской державы вопрос. Вопрос престолонаследия. Святослав рассадил троих своих сыновей в разные города: Ярополка в Киев, Олега в Овруч, а Владимира в Новгород. Однако стоило Святославу погибнуть, как тут же между его сыновьями вспыхнула борьба за власть.

В ходе этой борьбы Олег и Ярополк были убиты, а Владимир садится княжить в Киеве. Перед новым князем стояла очень сложная задача – удержать и укрепить огромное государство, доставшееся ему в наследство. Ведь Киевская Русь представляла собой довольно пестрый конгломерат славянских племен, в той или иной степени подчиненных Киеву. Владимир без устали укрепляет свою власть, покоряет новые племена и ведет постоянные войны с соседями. Он принимает крещение и женится на сестре византийского императора, вступая в клуб европейских христианских властителей. Вслед за своим князем принимают Христа и его подданные, в Киев из Константинополя прибывает митрополит, строятся церкви, среди них и Десятинная.

Десятинная церковь
Фундаменты Десятинной церкви

Владимир управляет своей страной, рассаживая по примеру отца в городах своих многочисленных сыновей. Трения с ними возникают у него еще при жизни, а после его смерти в 1015 году начинается кровавая борьба за власть. Святополк, один из сыновей Владимира, убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и садится княжить в Киеве. Ему противостоит Ярослав из Новгорода. На стороне Ярослава – варяги, Святополк привлекает к себе на помощь поляков. Братья долго борются за власть, происходит ряд сражений, где верх берет то один, то другой. Киев переходит из рук в руки и впервые горит из-за междоусобиц. В конце концов, побеждает Ярослав, впоследствии получивший прозвище «Мудрый».

Золотой век

Ярослав Мудрый, памятник
Памятник Ярославу Мудрому в Киеве

Несомненно, правление Ярослава – это золотой век Киевской Руси. Князь не только оберегает границы страны (например, он наголову разбил печенегов под Киевом), но и покровительствует церкви и наукам. При нем появляется первый писаный свод законов, строится Софийский собор, заключаются династические браки с влиятельнейшими дворами Европы, Киев поражает иностранцев своими размерами и богатством. Однако каким бы мудрым ни был Ярослав, он тоже не придумал ничего умнее, чем разделить свои владения между сыновьями. Видимо, властители того времени просто не представляли себе другого принципа престолонаследия, а подсказать было некому.

После смерти Ярослава в 1054 году начинается борьба за власть, хоть и не такая кровавая, как в его молодости. Князья теперь сравнительно редко гибнут, чего не скажешь о простых воинах. Это дает предсказуемый эффект – князей становится все больше, а вот вотчин не прибавляется. Следующие двести лет история Киевской Руси представляет собой беспрерывный калейдоскоп походов, сражений, осад, альянсов, предательств, храбрости, трусости и других составляющих феодальных войн. В междоусобных сварах активно участвуют варяги, поляки, венгры, чехи, печенеги, половцы – одним словом все, кого могли призвать на помощь обиженные соотечественниками князья. Особенно поражают воображение отдельные эпизоды этой борьбы. Например, Владимир Мономах как-то пригласил знатных половцев на переговоры, после чего их заперли во дворе и перестреляли из луков с крыши. А в Галицком княжестве бояре, недовольные князем Ярославом, сожгли его любовницу и торжественно вернули ему законную супругу из изгнания в Польше. Вот это я понимаю, игры престолов.

Ярослав Мудрый
Завещание Владимира Мономаха детям, 1125. Литография по рисунку художника Бориса Чорикова для издания «Живописный Карамзин» (Санкт-Петербург, 1836).

Практически беспрерывно все эти Мстиславичи, Ольговичи, Ростиславичи и прочие «… ичи» неистово бились между собой за лучший кусок пирога. А самым лакомым куском был Киев. Это не шло на пользу городу, если в каком-нибудь Чернигове и могло пройти пару десятков лет без потрясений, то Киев постоянно находился в эпицентре событий. Довольно многим князьям удавалось сесть в стольном граде, но практически ни у кого не выходило задержаться там надолго. По подсчетам историков, в период с 1146-го по 1246 год в Киеве правители сменялись 47 раз, причем 35 княжений длилось меньше года каждое. Киевляне иногда вмешивались в престольные игры и поддерживали то одного, то другого претендента, однако часто оставались сторонними зрителями княжеских соревнований.

К середине XII века Киевская Русь представляла собой пестрое сборище фактически независимых княжеств, властители которых хоть номинально и считали Киев центром, но в реальности уже не тяготели к нему. И если поначалу киевским престолом просто хотели обладать, то позже желали скорее, чтобы он не достался конкуренту. В итоге этой борьбы город был сожжен и разграблен князьями в 1169 году и повторно в 1203-м. После этих событий Киев окончательно потерял свой статус и значение. Князья же продолжали яростную борьбу за власть, когда в 1223 году половцы сообщили им о новой неведомой угрозе, надвигающейся из степей.

Новая угроза из степи

Степь всегда играла в жизни наших пращуров огромную роль. Потому что она всегда была рядом. На расстоянии одного конного перехода от Киева начинались владения кочевых племен, которые сменяли там друг друга на протяжении столетий. Поляне платили дань хазарам. Когда Хазарское государство пришло в упадок, ему на смену пришли печенеги, принеся немало горя и страданий жителям Киевской Руси. Окончательно их усмирил только Ярослав. Печенегов потеснили половцы, и с этим народом Киевское государство вело бесконечные войны. Половцы участвовали в огромном количестве междоусобиц, к ним убегали потерпевшие неудачу князья и возвращались с половецкими отрядами вновь попытать счастья.

Киев, история
Картина Васнецова В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Постепенно возникли династические браки между половецкой знатью и княжескими домами, однако это не мешало половцам ходить на Русь, а Руси ходить в ответ на половцев. Так вот, в 1222 году передовые отряды монгольской орды разбили объединенное войско половцев на Кавказе и те обратились за помощью к князьям Руси. Князья решили прислушаться к ним и присоединились к походу на монголов. Объединенное войско Руси возглавили три Мстислава – киевский, черниговский и галицкий. Монголы прислали к ним послов, говоря, что не делали им зла, что зря они послушали половцев и лучше вместе напасть на последних. Но князья к их словам не прислушались, а самих послов убили. Происходит битва на реке Калке, где объединенное войско терпит поражение в основном оттого, что каждый из Мстиславов и половцы воюют по своему разумению. Монголы казнят пленных, пируя на них, а уцелевшие князья возвращаются на Русь и снова погружаются в свою извечную борьбу.

Киев, история

После катастрофы на Калке проходит 14 лет, полных привычных междоусобных хлопот, а осенью 1237 года монголы под предводительством хана Батыя появляются на границах северо-восточных княжеств Руси. В отличие от привычной тактики кочевников, которые пытались брать города либо неожиданным наскоком, либо долгой осадой, монголы эффективно используют стенобитные орудия. Рязань, Москва, Суздаль, Владимир взяты штурмом и разорены, как и большое количество селений поменьше. Через год, весной 1239 года, монголы берут Переяславль, Чернигов и другие города.

Киев в огне

Поздней осенью 1240 года пришел черед Киева. В этот период киевским князем является Даниил Галицкий, но его не было в городе, главным был оставлен воевода Дмитр. Он и возглавил защитников. Монголы предложили киевлянам сдаться, но те отказались. Тогда в дело пошли стенобитные орудия. Пробив брешь у Лядских ворот, монголы пошли на приступ. Защитники встретили их в проломе, было это, кстати, в районе нынешнего Майдана. После упорной рукопашной схватки монголы входят в город. Завязались уличные бои. На следующий день монголы врываются во Владимиров град, последние защитники города запираются внутри Десятинной церкви, здание рушится, погребая всех под обломками. Киев разорен и разграблен, большинство населения погибает. Оправится от этой трагедии город очень нескоро.

монголо-татары

Когда думаешь об этом всем, поневоле приходят мысли: а что, если бы монголы пришли во времена Ярослава или если бы княжества Руси сумели объединиться перед страшной угрозой? Но история не знает сослагательного наклонения, под молот монголов попали тысячи городов от Китая до Хорватии, и киевлянам, как и многим другим, выпал тогда ужасный жребий. И они встретили беду достойно.

Да, наши предки не смогли сохранить целостное государство, но ведь они попросту не имели возможности для этого. Молодое, обширное, по сути, варварское государство не могло не распасться на удельные княжества – это закон истории. Через эту стадию развития прошли без малого все европейские страны. Зато мысль, что пращуры наши были людьми храбрыми и упрямыми, мне нравится. Они неустанно бились за то, что считали своим, и уступать не хотели никому. Возможно, это и есть наша главная национальная черта, к худу или к добру. Да, в конце 1240 года в страшных мучениях окончательно умирал Киев – столица Киевской Руси, и возродиться ему было суждено как столице Руси-Украины. И когда мы проезжаем мимо Майдана, этого, без сомнения, ключевого места украинской истории, или проходим мимо Софии Киевской, смотрящей на нас без малого тысячу лет, стоит иногда вспоминать о том, в каком древнем и славном городе мы живем.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com