бизнес
10:10   16.11.18

Киев предпринимательский

«Там даже дороги золотом вымощены» — это и о Киеве тоже. И я сейчас не о дорожном ремонте (да, слышу ироничный смех), но о тех возможностях, которые, как и в Большом яблоке, открываются в большом Киеве. Это не просто больше вакансий или выше зарплата — это больше свободы и шире перспективы.

Кот вместо лотерейного билета

В Киеве сосредоточена пятая часть малых и средних предприятий Украины. Количество желающих попробовать — растет. Но начну нетрадиционно – сказкой.

Одному нищему и голодному сироте люди посоветовали идти в самый большой город, потому как там «даже дороги золотом вымощены». Бедный мальчишка поверил буквально и пошел. И хотя камни в городе оказались самые обычные, но работу, кров и еду он нашел.  Спал на чердаке и, чтобы спастись от навязчивых мышей, на первый же заработок купил кота. Вскоре хозяин дома и по совместительству его  наниматель – богатый торговец – собрался в плавание и предложил своим домочадцам принести то, что у кого есть на продажу в далеких землях. У мальчика был только кот – его он и передал купцу. Конечно, все смеялись (кроме купца, кстати).

Дик Уиттингтон
Дик Уиттингтон и его кот

Через какое-то время торговец вернулся домой, раздал подарки, а парню вручил мешок золотых монет. Оказалось, путешественник попал во дворец, который одолевали полчища мышей, а про котов в той стране и не слыхали. Когда привезенный кот начал ловко душить грызунов, местный правитель готов был платить любую цену за чудо-животное.  Эти деньги и привез мальчику бывалый купец. А теперь в реальность: только на этой неделе на фестивале малого и среднего бизнеса я поняла весь глубинный взрослый смысл этой притчи. И да, тот мальчик тоже стал успешным и богатым купцом.

Предпринимательство – это может быть производство, может быть услуга, но всегда — это   обязательно продажа.  По старту собственного дела столица впереди всех и есть на основании чего. Около 60% от общего объема прямых иностранных инвестиций приходится на Киев. Почти треть капитальных инвестиций Украины здесь. Такие данные озвучил первый заместитель городского председателя Николай Поворозник на октябрьском бизнес-форуме в Лондоне. В Киеве же на этой неделе собралось три тысячи предпринимателей поучиться, обменяться и вдохновиться. И здесь немало историй, не менее удивительных, чем старая английская сказка.  

Чтобы костюмчик сидел

 Главное – найти потребность общества и предложить решения. Президент компании по производству гибкой упаковки IMMER Group Ирина Мирошник вспомнила, как в начале 1990-х остановилась отечественная кондитерка, прилавки завалили яркие и красивые зарубежные вафли и батончики. Их упаковка тогда казалась космически красивой.

этикетки
Отечественные обертки
обертки
Обертки импортных конфет

В этот момент и пришло решение: надо «переодеть» наши конфеты. Это же актуально и сегодня. Яркое доказательство тому – недавняя маркетинговая кампания известной орехово-шоколадной пасты. Производитель выпустил партию в семь миллионов банок с оригинальным дизайном этикеток. В партии нет ни одной одинаковой пары, а лозунг выпуска – уникальность. Результат только одного месяца – три миллиона постов в интернете, 10 тысяч видео и вся партия раскуплена. Даже для такой международной компании это небывалый всплеск продаж.

упаковка
Упаковка – 7 млн баночек с оригинальным неповторяющимся дизайном размели подчистую

Идея есть, а как проверить рынок? Аналитики говорят, что если это не крупный бизнес, то можно и своими силами попробовать: статьи в интернете, интервью руководителей компаний этой же индустрии. В качестве покупателя расспросить своих конкурентов (если очень хорошо – хвалиться не станут, а вот если плохо – поделятся неудачами), но негативный опыт – это не повод отказаться от идеи, это информация, что именно надо улучшить. Дальше – пробные партии с небольшими финансовыми затратами, пробные продажи и сбор отзывов. Иногда, правда, предприниматели сами не могут выяснить проблемы и их причины.

базар
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Аналитик консалтинговой компании ProConsulting Андрей Мокряков привел пример: производители детской одежды из натуральных тканей попросили помочь выяснить причину плохих продаж. Участвовали в разных тематических маркетах, детских и «Сделано в Украине», все правильно организовывали, но результаты очень плохие. Первое, что бросилось в глаза консалтерам: простой и скучный дизайн, плюс к этому не самые низкие цены. Посоветовали пересмотреть крой одежды, на тех же киевских маркетах были более стильные детские вещи. «Почему не замечали этого сами предприниматели? Да потому что вдохновлены идеей, погружены в нее и не всегда могут отстраненно посмотреть на ситуацию, сравнить с конкурентами», — поясняет Мокряков.

бизнес
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что точно изменилось – способ продаж. Теперь очень много покупают через интернет, и здесь главное – подробные описания: состав, назначение, способ использования, для чего и как. Нет подробных описаний и общения онлайн – не будет и продаж.

Неисповедимы пути…  

Как в бизнесе без удачи далеко не уехать и сколько она стоит – хорошая история от производителей шпонированных плит. Называть компанию специально не буду – отзывы о ней как о работодателе не самые хорошие. Зато история волшебная. Маленький семейный бизнес. После очередного кризиса понимают, что даже для их бизнеса внутренний рынок не самая лучшая площадка. Загрузили в автомобиль брендированные подарки из своего сырья и поехали в Польшу и дальше. «Везде «радостно» встречали, говорили, как все замечательно и, конечно, им это совершенно не нужно», — делился воспоминаниями один из основателей компании. Говорит, что и сами понимали: нужны склады на территории Европы, быстрая доставка и быстрый расчет. Все это большие вложения и для семейного производства немыслимо. Но стойко всех проехали по намеченному маршруту, подарки раздали, иногда вовсе не директорам и даже не начальникам отделов, а просто менеджерам.

бизнес
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Помог случай. Больше чем через полгода звонят в компанию украинские же партнеры и говорят, что пока их брендированная машина заезжала да разгружалась – ее заметили европейские гости и хотят познакомиться. Оказалось, что у этих самых европейцев в офисе на каком-то столе стоит вазон, шпонированный с таким же логотипом, как на машине. Просто интересно стало. Презентацию послушали, предложение не подходит. Но вместе потом пошли в ресторан украинской кухни, чему иностранцы очень обрадовались – никак не могли разобраться, где поесть.  Так и дружили чисто гостеприимством какое-то время. А потом эти европейцы звонят и предлагают: возьметесь с компанией в Британии сотрудничать? Украинские производители так хотели заработать, что сразу согласились. А уже потом искали себе партнеров в помощь и сделали важный вывод: на Европу надо выходить не по одному, а группой предприятий с готовым комплексным предложением и быть способными выполнять большие заказы.

Оптимизмом дышим  

Предприниматели Киева настроены оптимистично. За первые полгода, по данным КГГА, количество физлиц в бизнесе выросло на 16%. Аналитики ProConsulting говорят, что о деловой активности можно судить по статистике настроений, ожиданий бизнеса.

встреча
Бизнес-встреча

Так называемый индикатор экономических настроений считает Государственная служба статистики по методологии МВФ. В нем учитывается как оценка предпринимателем ситуации на своем предприятии, так и экономики в целом. В течение всего 2018 года доля положительных настроений превалировала над отрицательными.

график
Источник: Данные государственной службы статистики

Спад настроений в четвертом квартале консалтеры списывают на осень и начало предвыборной гонки. Но скоро Новый год, поэтому снова будем надеяться на лучшее, желать друг другу новых достижений и успехов.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com