Андреевская церковь
12:01   14.12.18

Киев Врубеля: где можно посмотреть работы художника

Михаила Врубеля можно было бы назвать рыцарем печального образа или даже сумасшедшим гением. В истории его жизни, творчества и помешательства — Киев сыграл важную роль, подарив художнику не только вдохновение и успех, но и много печальных моментов. Прогулка по врубелевским местам – это возможность посмотреть на знакомый город глазами великого художника.

Улица Десятинная, 14

Мемориальная доска
Мемориальная доска М. Врубеля. Автор: Климентий Семенюк

Киев — многоликий город и каждый известный художник, поэт или писатель выбирал в нем свое место силы. Всем известно, что Михаил Булгаков любил Андреевский спуск и красочно описывал его в романе «Белая гвардия». Другой известный писатель Александр Куприн описывал мрачную Ямскую улицу в повести «Яма». Что же касается Михаила Врубеля, то по его киевским маршрутам можно отчасти представить себе жизнь большого Киева в XIX веке.

Во время пребывания Михаила Врубеля в Киеве, его ненадолго пригласил погостить коллега по художественно цеху – Владимир Орловский. Мастерская Орловского располагалась по адресу улица Десятинная, дом 14. Именно эта маленькая улочка и панорама на Днепр, которая открывалась с балкона дома, покорили сердце Врубеля. Интересно, что в этой мастерской Михаил Александрович начинает работу над самой известной своей картиной – «Демон». И в это же время, в 1886 году, пишет еще одну свою знаменитую картину – «Девочка на фоне персидского ковра».

загрузка...
загрузка...

 

Улица Фундуклеевская

Киевская картинная галерея
Национальный музей «Киевская картинная галерея». Автор: Климентий Семенюк

Это полотно приводит нас ко второму врубелевскому адресу – перекресток улиц Крещатик и Фундуклеевская. Здесь сосредоточились зразу два интереса художника. Практический, так как именно по этому адресу располагалась ссудная касса, а художники, как известно, во все времена нуждаются в деньгах.  И художественный, так как вещи, оставленные в залог, имели интересную фактуру и цвет, и могли служить реквизитом для картин.

На стыке этих двух интересов и возникла идея написать портрет Марии Дохнович — девочка была старшей дочкой одного из владельцев ссудной кассы. Писать темноволосую девочку с большими грустными глазами Врубель решил в окружении вещей из ломбарда. Многочисленные платки, кольца, бусы и, конечно же, персидский ковер – вся дешевая чужая роскошь только подчеркивает грусть в глазах ребенка. Возможно, поэтому отец Марии – Георгий Дохнович, вопреки ожиданием художника, решительно отказался покупать картину. Тогда Врубель попытаться продать полотно на аукционах, но и тут картина не пользовалась успехом.

Улица Терещенковская, 9

врубель
Девочка на фоне персидского ковра, М. Врубель (фрагмент). Источник: Википедия

В итоге картину купил самый известный киевский коллекционер и меценат Иван Терещенко. Сейчас одна из центральных киевских улиц называется Терещенковская, дом № 9 — это и есть третьим врубелевским адресом, но не столько по тому, что здесь бывал Михаил Александрович, сколько потому, что здесь можно посмотреть его работы в подлиннике. Как многие другие частные коллекции, после революции 1917 года, картины Ивана Терещенко стали достоянием народа, а в доме № 9 в 1922 году открыли художественную галерею. В наши дни там располагается Национальный музей «Киевская картинная галерея» и выставляется оригинал картины «Девочка на фоне персидского ковра».

Улица Елены Телиги, 12

Кирилловская церковь
Кирилловская церковь. Автор: Климентий Семенюк

Но не только в музее можно увидеть работы Михаила Врубеля, пожалуй, самыми яркими работами художника киевского периода являются росписи Кирилловской церкви. Собственно, именно реставрация Кирилловской церкви и стала поводом для приезда Михаила Александровича в столицу Украины. В 1884 году малоизвестный, но подающий надежды художник по приглашению историка искусства Адриана Прахова приезжает в Киев с целью восстановления фресок.

Врубель работал вдохновлено, но источником этого вдохновения была не только древняя живопись, а и молодая супруга Адриана Прахова – Эмилия. Чувство поглотило художника всецело, и он стал практически одержим молодой женщиной. Прекрасно понимая, что на взаимность ему рассчитывать не приходится, Врубель в прямом смысле слова начал боготворить недоступную возлюбленную. Итогом этого горячего чувства стала одна из самых загадочных, странных и даже пугающих икон – «Богоматерь с младенцем», 1885 год. Современники узнавали в Богородице черты Эмилии Львовны Праховой.

картина врубель
Сошествие Святого Духа на апостолов, М. Врубель. Источник: Википедия

Еще одна интересная работа Врубеля, которую тоже можно посмотреть в Кирилловской церкви – «Сошествие Святого Духа на апостолов». Эта работа также отмечена авторским стилем художника и тоже выглядит непривычно для киевских храмов. Но в противовес грустному лику Богоматери, эта фреска наполнена яркими красками и светом. Дело в том, что она расположена на хорах – это верхняя открытая галерея в церкви на которой размещаются музыканты и певчие хора. Прямо напротив фрески – большое окно, которое в солнечные дни заливает пространство ярким светом. Михаил Александрович прекрасно знал об этом чарующем эффекте, поэтому благостную фреску о Святом Духе он сделал спокойной и радостной. Ни одна репродукция фрески «Сошествие Святого Духа на апостолов» не передает тот оттенок синего, который использовал художник. По-настоящему красоту работ Врубеля можно оценить только лишь увидев их.

Бульвар Тараса Шевченка, 20

Владимирский собор
Владимирский собор. Автор: Климентий Семенюк

Кроме Кирилловской церкви, Врубель работал еще в двух храмах Киева – во Владимирском и Софиевском соборах.  Но, надо признать, что вклад  мастера в отделку этих храмов не столь велик. Владимирский собор Михаил Александрович очень хотел расписывать, но его эскизы не утвердили, посчитав их слишком экстравагантными. Доверили лишь небольшие участки внутренней отделки. Незначительную, на первый взгляд, но важную и кропотливую работу проделал Врубель в Софиевском соборе, где лично восстанавливал знаменитую мозаику купола.

Врубелевский Киев – разнообразен, в нем есть и ссудные кассы, и легендарные храмы. Михаил Александрович прожил в городе пусть не такую долгую, но очень плодотворную жизнь. Киевский период его творчества преисполнен молодым азартом, терзаниями, исканиями и удачными художественными находками. И очень важно, что его работы можно посмотреть в подлиннике не где-нибудь далеко за большие деньги, а дома – в Киеве.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com