Киевские гуляния на 1 мая, конец XIX в.
10:03   03.05.19 Фото

Киевский Первомай-1919: суета, встречи, торжества

1 мая 1919-го Киев охватило небывалое по размаху празднование советского праздника «День Интернационала». Накануне горожане пережили настоящую Вальпургиеву ночь с суетой и дикими криками, а в ходе акции получили огромную порцию большевистской пропаганды. В этот же день в киевском кафе произошла встреча, оказавшая важное влияние на литературную жизнь страны

Вальпургиева ночь 1919-го

1 мая 1919 года отметили, наверное, самый грандиозный праздник за время второй советской оккупации Киева, называемый тогда Днем Интернационала. Но для города эта дата была не нова. Гуляния в Киево-Могилянской академии организовывались в первый день мая еще с XVIII в. На Шулявке веселилось киевское студенчество, а жившие здесь иностранцы накануне крепко запирали свои двери – в Европе Вальпургиева ночь считалась временем разгула демонических сил.

загрузка...
загрузка...
Первомай-1917 в Киеве
Первомай-1917 в Киеве

Как день борьбы рабочих за свои права 1 мая было впервые официально отмечено с подачи Центральной Рады в 1917 г. Тогдашний заместитель ее председателя С. Ефремов призвал всех сознательных украинцев включиться в празднование.

Советский агитплакат
Советский агитплакат

В 1919 году новая власть решила организовать акцию небывалого размаха. В мастерских, театрах и клубах шла масштабная подготовка. В ночь накануне действа приступили к монтажу агитационных материалов на местах. «На Софийской площади архитекторы занялись устройством арок, трибун и цоколей… Сотни столяров выполняли план украшений, подготовляли место плакатам», – пишет К. Редько.

 А. А. Экстер
А. А. Экстер

Выставляли свои работы художники мастерской-студии А. А. Экстер, хотя сама она в это время благополучно сбежала из «красного рая» в Одессу. Потом они вспоминали: «У нас были жесткие малярные кисти, мы… размазывали грубыми пятнами невероятные полотнища, которые потом протягивали поперек улицы, чтобы под ними прошла демонстрация».

картина А. А. Экстер «Город ночью»
«…Размазывали грубыми пятнами»: картина А. А. Экстер «Город ночью»

В эту ночь киевским обывателям пришлось изрядно поволноваться. «Художники с домоуправом… врывались в чужие квартиры, распахивали окна и балконные двери и, переругиваясь со стоявшими внизу помощниками, крепко привязывали свое декоративное произведение к балконной решетке… Мальчишки… со смехом рассказывали подружкам, как пугались жители злосчастных квартир, когда орава во главе с управдомом ломилась среди ночи в квартиру», – писали потом участники безобразий.

Кинорежиссер С. И. Юткевич
Кинорежиссер С. И. Юткевич

К утру Киев представлял собой невиданное и причудливое зрелище. По словам очевидца С. Юткевича, «фасады всех зданий Крещатика и фонарные столбы расцветились полотнами, лозунгами и эмблемами. Получилась гигантских масштабов уличная выставка всех направлений в искусстве с преобладанием …футуристических, кубистических, супрематических, конструктивистских и других «авангардистских» тенденций».

Взбудораженный город

Праздничные мероприятия утром 1 мая начались на Софийской площади. Здесь установили временный обелиск в честь Октябрьского переворота. Бросалось в глаза обилие агитационных материалов: картин, плакатов, лозунгов. Старые памятники драпировались красной материей и нелепыми авангардными деревянными конструкциями.

Х. Г. Раковский, Г. Л. Пятаков
Х. Г. Раковский, Г. Л. Пятаков

Вначале под фанерной Триумфальной аркой прошел военный парад. Затем с трибуны на площади выступили представители руководства УССР: Х. Раковский, Г. Пятаков, А. Бубнов, Э. Квиринг и другие. Позже по центральным улицам прошли под музыку военных оркестров колонны рабочих киевских предприятий. Состоялись закладки памятников К. Марксу, К. Либкнехту и Я. Свердлову. Празднование продолжалось в районах. На площадях и в общественных помещениях проходили концерты, выступления лекторов и агитаторов, театрализованные представления.

Э. И. Квиринг, А. С. Бубнов
Э. И. Квиринг, А. С. Бубнов

Торжество собрало массу народа, в том числе и «буржуазию», привлеченную культурной программой. Правда, для многих смысл всего этого грандиозного действа, как и образчики художеств, был непонятен. «Л. рассказывал мне, что 1 мая, когда по городу носили бюсты и портреты К. Маркса, какой-то рабочий с недоумением расспрашивал его и других соседей о том, кто такой Карл Маркс», – пишет киевская студентка.

Они выступали на киевском Первомае в 1919-м: Л. В. Собинов, М. М. Мордкин
Они выступали на киевском Первомае в 1919-м: Л. В. Собинов, М. М. Мордкин

Сама девушка присоединилась к гуляниям, проходившим до позднего вечера, – комендантский час в этот день отменили, а улицы празднично иллюминировали. «Мы пошли компанией в Купеческий сад, где должны были выступать Мордкин и Собинов, но начался спектакль длинной, бездарной речью на тему «о качествах пролетариата и подлости буржуазной сволочи». Болтливый «товарищ» говорил так много и долго, что я не выдержала и удрала», –  вспоминает она.

Театр «Соловцов», в 1919 г. им. Ленина, сейчас Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки, ул. Б. Хмельницкого, 5
Театр «Соловцов», в 1919 г. им. Ленина, сейчас Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки, ул. Б. Хмельницкого, 5

Апофеозом торжеств, по свидетельству очевидцев, стала премьера авангардной постановки пьесы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), подготовленной труппой А. Л. Загарова в театре им. Ленина (бывший «Соловцов»). Постановщиком выступил К. Марджанов (Котэ Марджанишвили); играли В. Юренева, Н. Светловидов, Н. Соснин и другие.

Режиссер К. Марджанишвили, актриса В. Л. Юренева (Шадурская)
Режиссер К. Марджанишвили, актриса В. Л. Юренева (Шадурская)

Вот что происходило на сцене: «деревня взбунтовалась против сеньора… Народ побеждает, …актеры кричат хором: «Вся власть советам»». Последней фразы не было в сценарии, но эта эмоциональная отсебятина привела зал в восторг. Закончился вечер коллективным пением «Интернационала», а позже постановка вызвала одобрение Киевского губкома КП(б)У.

Н. Н. Соснин, Н. А. Светловидов (Седых)
Н. Н. Соснин, Н. А. Светловидов (Седых)

Впечатление на зрителей произвели декорации: «художник Исаак Рабинович придумал неслыханное изобилие: через всю сцену протягивалась гирлянда бутафорских фруктов, овощей, рыбьих и птичьих тушек».

 Сцена из спектакля «Овечий источник»
Сцена из спектакля «Овечий источник»

Именно здесь, в театре, а потом на праздновании успеха премьеры произошло событие, оказавшее большое влияние на развитие и сохранение до наших дней наследия Серебряного века.

Театральный художник И. М. Рабинович за кулисами
Театральный художник И. М. Рабинович за кулисами

Жена для заезжего акмеиста

 Эскизы сценических костюмов И. М. Рабиновича
Эскизы сценических костюмов И. М. Рабиновича

Когда занавес в театре опустился, декоратор вывел на сцену двух своих юных помощниц и представил их публике. Одной из них была Н. Я. Хазина. Выпускница женской гимназии А. В. Жекулиной, она в связи с революционными событиями не доучилась на юридическом факультете университета св. Владимира.

Гимназия А. В. Жекулиной на ул. Львовской, сейчас Сечевых Стрельцов, 27
Гимназия А. В. Жекулиной на ул. Львовской, сейчас Сечевых Стрельцов, 27

В 1919 году Н. Хазина жила с родителями в доме Попова на углу ул. Крещатик и Институтской. Она поступила в студию при мастерской декоративного искусства А. А. Экстер. «В мастерской… занимались будущие жены Эренбурга, Бабеля, Вишневского. Вокруг студии – И. Рабинович, Шифрин, Чекрыгин, Челищев, Редько. Параллельно еврейская студия – Тышлер, Минчин», – вспоминала Надежда Яковлевна позже.

Киевская богема: еврейские художники и литераторы Киева в 1919 г.
Киевская богема: еврейские художники и литераторы Киева в 1919-м

Вот как она описывала тогдашнее свое состояние: «Началась жизнь совершенно феерическая, возможная только в ту, ставшую теперь легендарной эпоху… Художники объединились вокруг Экстер и под ее эгидой превратили город в… карнавальное зрелище…  

 Н. Я. Хазина
Н. Я. Хазина

Нас занимали то театральными постановками, то плакатами… Мы проедали деньги в кофейнях и в кондитерских… Мы переживали период романа наших хозяев с левым искусством, а мой табунок был левее левого…

По вечерам мы собирались в «Хламе» – ночном клубе художников, литераторов, артистов, музыкантов».

л. Николаевская, сейчас Городецкого. Справа гостиница «Континентал», в которой работало богемное кафе «ХЛАМ»
л. Николаевская, сейчас Городецкого. Справа гостиница «Континентал», в которой работало богемное кафе «ХЛАМ»

 Именно сюда, в «ХЛАМ», в подвал гостиницы «Континенталь», шумной толпой ввалились участники представления – актеры, художники; их друзья. Здесь же отмечал день рождения А. И. Дейч,  сотрудник Всеукраинского театрального комитета. Начался «пир горой», со сцены зазвучали стихи. В этот момент внимание публики необычной, отстраненной и несвоевременной манерой исполнения привлек невысокий неряшливо одетый мужчина.

О. Э. Мандельштам в 1919 г.
О. Э. Мандельштам в 1919 году

Скромный совслужащий, заведующий секцией поэзии Всеукраинского литературного комитета О. Э. Мандельштам прибыл в Киев из Харькова в апреле и поселился в «Континентале». Приглашенный на торжество, он разительно выделялся среди остальной публики.

Ул. Крещатик, 15/2, угол Институтской - дом, в котором жило семейство Хазиных. Не сохранился
Ул. Крещатик, 15/2, угол Институтской — дом, в котором жило семейство Хазиных. Не сохранился

Между юной девушкой и 28-летним поэтом завязался роман. Они гуляли по городу, просиживали вечера в «ХЛАМе», а после его закрытия в греческой кофейне на Софийской площади. Когда его изгнали из «Континенталя», О. Мандельштам поселился у Нади, в кабинете ее отца, присяжного поверенного Я. А. Хазина.

Я. А. Хазин
Я. А. Хазин

Здесь же, в кофейне на Софийской, произошло их «символическое венчание», организованное  поэтом В. Н. Маккавейским. Официально брак зарегистрировали в 1922 г., но в своих воспоминаниях Н. Я. Мандельштам писала, что они всегда считали днем свадьбы 1 мая 1919-го.

А пока взрослые ходили колоннами по городу, кутили в кофейнях, читали стихи, знакомились и женились – маленькие киевляне тоже получали свою порцию коммунистической пропаганды.   

Архиважный детский вопрос

Беспризорники
Беспризорники

К 1919 г. число безнадзорных детей в Киеве вследствие военных и революционных потрясений ужасающе выросло, вызвав следом всплеск детской преступности. Рост этот наблюдался еще до революции, и с ним по мере сил пыталась бороться старая система сиротских домов, приютов и т. п.

 Беспризорники в ночлежном приюте
Беспризорники в ночлежном приюте

Большевики безжалостно сломали ее, выстроив взамен свою, коммунистическую. Вводился единый порядок государственных детских домов, делившихся на категории в соответствии с контингентом воспитанников: для обычных детей, дефективных, слабых и больных и т. п.

Воспитанники советского детского дома
Воспитанники советского детского дома

Здесь новая система была всесильна – воспитанники находились под наблюдением всегда. Но и упускать возможность влиять на детей, имевших семью, новые хозяева не стали. Первомай 1919 г. был использован сполна. Пока взрослых занимали на митингах, парадах и концертах – «был такого же рода спектакль для детей – воспитанников народных школ, приютов и т. п. учебных заведений. Вообще, к детям большевики относятся очень хорошо. Они их даже чрезмерно балуют, дают им совершенно нелепое воспитание. Очень легко покорить детские сердца еженедельными спектаклями, грудами конфет и бездельем», – пишет киевская студентка.

Воспитанники детского дома на прогулке
Воспитанники детского дома на прогулке

Подобные мероприятия организовывались по малейшему поводу, часто взамен привычных церковных праздников – с гуляниями в киевских парках, раздачей лакомств и игрушек, представлениями. Сюда приглашались все дети без различия происхождения. Родительские комитеты и Всеукраинский совет защиты детей обязывали старших не препятствовать в их посещении.

Подготовки к такой акции описывает К. Редько: «Мы с Челищевым приглашены работать по устройству грандиозного детского праздника… Дают ли себе дети отчет, кто такой адмирал Колчак и генерал Деникин…

Произошел перелом, и вместо «Царю небесный» или «Боже царя храни» они стали петь «Вставай, проклятьем заклейменный». Для детей мобилизованы лучшие актеры и музыканты… Главный центр праздника будет в Купеческом саду… Художникам предстоит показать значение Советской власти для детей…

Иллюстрация к советской книге для детей 1919 г. «Кошечка»
Иллюстрация к советской книге для детей 1919 г. «Кошечка»

Для них мы беремся сделать иллюстрации к произведениям знаменитых писателей… Они представляют книги-колоссы из листов фанеры. Каждую такую книгу, …перелистывая, будет декламировать актер.

Наша работа закипает… Произведение Блока иллюстрирую я. Зайчик на первом же листе получился похожим на откормленного поросенка. Зато он радует цветами красок и технически выполнен… слишком хорошо. Глядя на него, дети скажут, что все же это зайчик, и он грызет лист капусты. И надо надеяться, с ним примирятся…

Изображение зайчика и других зверей кисти киевского художника-авангардиста А. К. Богомазова
Изображение зайчика и других зверей кисти киевского художника-авангардиста А. К. Богомазова

В заключение написал на последнем листе лицо, похожее на паутину, изображающую скупую, злую старуху… При взгляде на эту… рожу у всех проходил по коже мороз… Многие принимали мою старуху за символизированную монархию».

Так, зайчиками-поросятами странных цветов, уродливыми старухами-монархиями и книгами-гигантами из фанеры власть занимала досуг подрастающего поколения. Однако учебный процесс в городе тоже шел.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com