10:04   15.03.19

Когда боги смеются

Каждая рассказанная история любви является историей уникального помешательства. Свою Дэвид Духовны назвал «Міс Підземка» и поместил в магический мир, где люди почти на равных со сверхъестественными существами. Только забавы и заботы у них разные.

Это в ирландской мифологии Эмер – жена Кухулина, ради которой легендарный герой совершал легендарные подвиги. А в сегодняшнем Нью-Йорке – учительница среднего возраста, ценимая коллегами, но не мужем. Единственная подруга и та считает ее тряпкой. Ну а как иначе? Пока интеллектуал-страдалец Кон тягуче долго ваяет трактат о фольклоре дохристианских времен в Новом Свете, она работает и зарабатывает, подбирает ему материалы, создает уют, равно печется о его свежих носках и душевном спокойствии. И хотя на дворе свирепствует феминизм, Эмер до поры до времени абсолютно счастлива. Или притворяется таковой.

До поры до времени и «Міс Підземка» притворяется реалистическим произведением. Правда, это быстро проходит. Переломный момент – появление кельтской феи под личиной матерящегося карлика. Бен Сид, повелитель смерти и вершитель судеб, предлагает женщине сделку, от которой не отказаться.

загрузка...
загрузка...

В точке невозврата романные события приобретают альтернативные варианты развития и завершения. Не зря центральная метафора здесь – подземка, чьи линии наводят на мысль о соединяющих городской организм в единое целое артериях, щупальцах мифологического чудовища, о разнонаправленных течениях и случайных встречах. О выборе, наконец: добраться ли до пункта ли назначения, заговорить ли с незнакомкой, читать ли депрессивные цитаты на постерах (одна первая фраза «Превращения» Кафки чего стоит) – на все воля пассажиров. Хотя, может, это лишь иллюзия? И кое-кто другой дергает за ниточки?

Духовны не первый киношник, который пошел по кривой писательской дорожке. Однако его преимущество – круче не придумать: учеба в Принстонском университете, аспирантура в Йеле и диссертация на степень доктора философии. Вот только камеры и софиты лет на 30 заморозили филологические интересы.

Обычно актерская проза кинематографична, а то и похожа на переделанный сценарий. «Міс Підземка», напротив, подчас  избыточно литературна. У книги есть сюжетный стержень, притчевая многослойность, выразительные персонажи-двойники. И все же автору мало. Будто другой шанс не представится, он, как мешок Санты, набивает роман побочными темами. Добровольная и принудительная «эмиграция» божеств и демонов в Штаты, где они с удовольствием наблюдают человеческое реалити-шоу, абсурд  нынешней политкорректности, недополитика Трампа, американская поп-культура, социальные сдвиги мегаполисов, психологические сдвиги горожан – в хозяйстве ничего не пропадет.   

Верхний и самый яркий слой – сравнения и отдельные образы, заслуживающие бурных аплодисментов. Мои овации адресованы эпизоду, в котором героиня вспоминает крохоборство матери: сидя за столом «Макдональдса», она располагала сумку так, чтобы незаметно смахивать туда пакетики с кетчупом и майонезом. И они, словно лемминги, летели в темную бездну, а Эмер в ту секунду представляла их предсмертный крик перед самым падением среди ключей, монет и жвачек. Браво!

Девід Духовни. Міс Підземка. – К.: КМ-Букс

загрузка...
загрузка...
Афиша Киева

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com