дирижабль
13:04   04.07.19 Фото

Когда Киев был легче воздуха

Второй месяц лета подарил истории управляемого воздухоплавания несколько знаменательных дат. 2 июля 1900 года поднялся в воздух первый опытный дирижабль Zeppelin LZ-I, а 8 июля 1838 года родился его изобретатель, генерал-лейтенант граф Фердинанд фон Цеппелин. В июльские же дни 1911 года готовился к своему полету и дирижабль «Киев», построенный талантливым киевским конструктором Федором Фердинандовичем Андерсом.

Luftschiff Zeppelin – 1, предполетная подготовка, 1900 год.
Luftschiff Zeppelin – 1, предполетная подготовка, 1900 год.

Одномоторный дирижабль «Киев» с мягкой конструкцией корпуса стал первым в Российской империи управляемым аэростатом, построенным в качестве гражданского летательного аппарата, а не для нужд военного ведомства.

Небо зовет

загрузка...
загрузка...

Богата талантами земля Киевская. В конце девятнадцатого века на Киевщине особо хорошо уродились воздухоплаватели. Среди плеяды талантливых конструкторов и авиаторов Игоря Сикорского, Сергея Кудашева, Федора Былинкина, Александра Карпеки, Василий Йордана, Александра Фальц-Фейна особое место занимает Федор Андерс. Как и его товарищи по Киевскому обществу воздухоплавателей, Федор Фердинандович всерьез увлекался авиацией и даже напечатал в 1910 году брошюру «Как самому построить аэроплан», но сам мечтал о постройке собственного дирижабля.

Принципиальная схема дирижабля Андерса
Принципиальная схема дирижабля Андерса

Для своего летательного аппарата Федор Андерс выбрал классическую и самую бюджетную конструкцию. Основными ее элементами были: наполненный водородом тканевой веретенообразный баллон и прикрепленная к нему с помощью веревочных строп гондола, в которой размещались приборы управления, силовой агрегат, запас топлива, пилот, пассажиры или груз. В вертикальной плоскости направление полета можно было менять с помощью поворотного руля. Для смены высоты внутри газового баллона размещался так называемый баллонет. Нагнетая в него горячий воздух, пилот направлял аппарат вверх, а стравливая – опускал вниз.

С миру по нитке – Киеву дирижабль

Приступая к постройке своего первого дирижабля, Фердинанд фон Цеппелин создал «Акционерное общество содействия воздухоплаванию». Граф и другие акционеры инвестировали в компанию 800 000 золотых немецких марок, что по курсу соответствовало 250 000 золотых российских рублей. Федор Фердинандович таких амбициозных планов, как  его немецкий коллега, перед собой не ставил, но и его проект был достаточно затратен. Если гондолу планировалось собрать на месте, то двигатель и баллон для дирижабля необходимо было заказывать за границей – в Германии, Англии или Великобритании, что также было недешево. Понятно, что Федор Андерс, работающий в Киевском политехе техническим сотрудником, таких денег не имел. Киевское общество воздухоплавателей, большинство из участников которого также преподавали или учились в Политехническом институте, средств на постройку дирижабля выделить не могло, но на одном из своих совещаний нашло выход, позволивший убить сразу несколько зайцев.

Объявление в газете «Киевлянин»
Объявление в газете «Киевлянин»

В конце 1910 года Киевская городская публичная библиотека получила новое здание. Его  построили по проекту архитектора С. Клаве на деньги киевлян, купивших билеты специального облигационного займа. К началу 1911 года строительство и отделочные работы были закончены, но библиотечные фонды еще не перевезли. Новое, современное, свободное, с большими и светлыми залами здание пустовало. Киевское общество воздухоплавателей, заручившись согласием и поддержкой городских властей, решило организовать выставку своих достижений, показать обществу свои аэропланы и провести бал, доход от которого направить на приобретение  управляемого аэростата. Очевидно, тогда же было принято решение назвать новый дирижабль в честь родного города – «Киев».

Здание Киевской городской публичной библиотеки
Здание Киевской городской публичной библиотеки

Бал удался. На следующий день «Киевлянин» писал:

«4 января в залах нового здания городской публичной библиотеки состоялся оригинальный бал, устроенный Киевским обществом воздухоплавания для приобретения средств на покупку собственного аэростата. На балу присутствовали: супруга генер-губернатора Е. С. Трепова, супруга губернатора Л. А. Гирс, командующий войсками Киевского военного округа Н. И. Иванов, вице-губернатор Б. Д. Кашкарев с супругой, городской голова Н. И. Дьяков с супругой, высшие чины военного и гражданских ведомств, все киевские авиаторы и воздухоплаватели и масса лиц, сочувствующих симпатичной цели бала. Надо отдать должное устроителям – их старания придать балу воздухоплавательный стиль увенчались полным успехом».

Между танцами и концертными номерами гости бала получили возможность рассмотреть и даже потрогать аэропланы Сикорского и Ильницкого, шары-зонды 7-1 воздухоплавательной роты, квартирующей в Киеве, модели и фотографии множества летательных аппаратов.  Одним из самых интересных экспонатов для гостей стал 50-сильный авиационный мотор производства Anzani Moteurs d`Aviation, принадлежащий Игорю Сикорскому. Точно такой двигатель планировал установить на свой дирижабль и Федор Андерс.

Трехцилиндровый авиационный двигатель Anzani на аэроплане «Блерио»
Трехцилиндровый авиационный двигатель Anzani на аэроплане «Блерио»

 «Киев» над Киевом

В июле 1911 года посетители Купеческого сада – разбитого перед зданием Киевского купеческого собрания парка – получили возможность посетить уникальный аттракцион. Сравнительно недорого, за цену, чуть превышающую стоимость трамвайного билета, все желающие могли подняться на  двадцатиметровую высоту в «ладье» дирижабля «Киев». Простой билет стоил всего 50 копеек, а для учащихся гимназий и училищ полет обходился всего в 27 копеек. В первый же день в киевское небо было поднято около 20 пассажиров.

Дирижабль над парком
Дирижабль над парком

Впрочем, удовольствие получили не только попавшие на борт дирижабля, но и остальные горожане, которым посчастливилось его увидеть. «Киев» был небольшим даже по меркам того времени, но выглядел внушительно — длина его баллона была 35 с половиной метра.  Двигатель Anzani мощностью в 25 лошадиных сил раскручивал деревянный двухлопастной винт, позволяя развивать скорость до 40 километров в час.  Воздухоплавательный аппарат мог принимать на борт до трех пассажиров или 180 кг груза, подымаясь на высоту до полутора километров.

В четверть шестого утра 6 августа 1911 года «Киев» отправился в первый свой полет над городом, пролетев над Подолом. 9 октября воздухоплаватели решились на более длительный перелет, проложив маршрут через Куреневку до Вышгорода и обратно. Один их киевских журналистов описывал это событие так:

«Странное рыбообразное существо не летело, а именно плыло по воздуху, и глухой треск мотора казался недовольным ворчанием чудовища. Около 20 минут Федор Андерс производил различные эволюции над Подолом, описывая круги, восьмерки и ломаные линии, затем поднялся на высоту до 200 метров и направил свой аэростат к Вышгороду».

Дирижабль над городом
Дирижабль над городом

За год «Киев» совершил полторы сотни полетов и перевез две сотни пассажиров.  Последний рей состоялся 12 августа 1912 года под управлением Владимира Федоровича Андерса – сына конструктора. Ветреная погода заставила пилота совершить вынужденную посадку,  во время которой была повреждена гондола и, очевидно, газовый баллон. При взлете аппарат воспламенился и полностью сгорел. К счастью, В. Ф. Андерс из катастрофы вышел без повреждений, а полученная после гибели аппарата страховая выплата компенсировала убытки и позволила конструктору приступить к созданию  нового дирижабля «Киев-2».

 Мемориальная доска
Мемориальная доска

30 октября 1970 года память о воздухоплавателе была увековечена установкой на доме, в котором он жил, гранитной мемориальной доски. Федор Фердинандович Андерс – пионер отечественного дирижаблестроения и первый человек, построивший в Российской империи  мирный дирижабль.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com