12:04   24.07.19

Конец Петровки и шансы для Почайны

Топоним «Петровка» постепенно исчезает не только с киевских карт, но и из общегородского дискурса. Еще лет 10-15 назад это был едва ли не главный торговый кластер города – книжный и одежный рынки, ключевые компьютерные магазины, первые торговые центры – на Петровку ехали буквально со всего Киева. Конкурировала с Петровкой только Троещина, но только как рынок одежды и обуви.

Переименование Петровки в Почайну – это не только смена названия станции метро и де-факто микрорайона, его ожидает совсем новое, возможно, неожиданное будущее. Совсем скоро Петровка/Почайна может превратиться из транзитного центра в окраину, здесь имеет шансы появится парк, а со временем и жилье, но и розничная торговля имеет возможности побороться за посетителей. «Большой Киев» заглянул в будущее – почему район Почайна будет разительно отличаться от когда-то знаменитой Петровки.

загрузка...
загрузка...

Идентичность Петровки

История развития этого района имеет несколько довольно четких периодов. До конца XIX века здесь, как и на всей Оболони, были заливные луга – и выпас скота был единственной формой здешней экономической активности. Открытие новой Киевской гавани в 1899 году обусловило развитие территорий вокруг нее, в первую очередь для портово-складских нужд. Здесь даже была узкоколейная железная дорога для подвоза в Куреневскую промзону.

Так выглядела территория юга Оболони до устройства гавани в устье Почайны

Усилило это направление открытие в 1917 году движения по Мариинскому железнодорожному мосту, более известному как Петровский. Постепенно здесь выросла огромная товарная станция «Киев-Петровка», обслуживавшая Подол и Гавань, но Петровка продолжала оставаться глухой окраиной. Изменилась ситуация в 1976 году с открытием Московского моста, ныне Северный. Тогда мост планировался для северного объезда города, по сути, как часть окружной дороги.

Испытания Мариинского/Петровского железнодорожного моста
Испытания Северного (Московского) автомобильного моста

Вокруг новой магистрали нынешнего проспекта Бандеры (до этого – Красных Казаков, позже – Московский) начали расти промышленные предприятия, а в конце 1960-х годов севернее на намывных грунтах Оболони началось строительство огромного спального жилого массива, к которому практически сразу тянули вторую линию Киевского метрополитена. К Петровке железнодорожной добавилась «Петровка» метрополитеновская.

Изначально вторая линия метро планировалась на Куреневку

А немного позже, в 1981 году, на левом берегу на месте сел Выгуровщина и Троещина началось строительство еще одного огромного жилмассива, которому со скоростным общественным транспортом не повезло – впоследствии расчет на троллейбусы и автобусы не оправдался, а обещания городских властей построить «#метронатроещину в течение нескольких десятилетий ни к чему так и не привели – разве что в 2014 году удалось по инициативе активистов устроить выделенную полосу общественного транспорта.

Дамба между островами Опечень до прокладки Оболонского проспекта, вид в сторону Петровки

Структурный кризис экономики 1990-х серьезно ударил по здешним высокотехнологическим (по советским меркам) предприятиям, и в опустевших цехах начал развиваться первый в Киеве процесс постиндустриальной ревитализации – как модно называют урбанисты преобразование заводских площадей в супермаркеты. Да, именно Петровка – первый постиндустриальный район Киева, где все круче всего поменялось раньше, чем в других местах.

Нынешние будни Петровки: очереди на маршрутки…

«Высокотехнологичность» производственная трансформировалась в торговую, рынок «Петровка» считался куда престижней ширпотребовской Троещины, набирал обороты книжный рынок – когда свобода уже была, а интернета еще не было. Впрочем, на пиратских дисках здесь можно было купить все что угодно: от новейших фильмов и программ до государственных реестров.

…и хаотичная уличная торговля

Особой ауры добавило развитие букинистического рынка как отделения книжного, со временем сюда переехала барахолка с Куреневки – продавцы старых вещей выставляют свой нехитрый, но подчас интересный скарб на здешних полупромышленных улицах. Такую Петровку мы знаем, любим… помним. Потому как ездить сюда со всего города давно перестали.

Как Почайна окажется на северной Окружной

Как торговый кластер Петровка/Почайна за последние несколько лет довольно существенно утратила в индивидуальности – во многом из-за появления огромных районных ТРЦ и больших сетей розничной торговли. Многие их них, особенно в части бытовой электроники и техники, зарождались здесь, но теперь их магазины по всему городу, в местных ТРЦ. Появление здесь таких якорных гипермаркетов как «Ашан», «Эпицентр», «Метро» вполне оправдано статусом общегородского торгового кластера, но ассортимент их идентичен другим районам.

Торговый кластер Почайна, район ж/д платформы «Зенит», на переднем плане – «Эпицентр»и «Ашан»

Да, здесь есть уникальные магазины и заведения, и это не только условно единственный «Городок Галлери», а тот же якорный шоу-рум «Розетка», переехавший с Подола Музей науки «Экспериментариум», ритейл-парк, фирменные магазины производителей электроники, книжный рынок с открывшимися вокруг сетевыми книжными магазинами. Петровка/Почайна вроде бы и остается уникальной, но конкуренция за покупателя, за посетителя района растет.

Панорама района Почайна: прямо вдали – ж/д станция, зеленый коридор – русло реки Почайна

Пока Петровка/Почайна остается транзитной для Троещины – отток посетителей не так заметен, но так будет не всегда. Открытие Подольского моста – тектоническое событие для Киева, возможные последствия которого еще мало проанализированы. Но очевидно, что одним из результатов станет перераспределение транспортных потоков в первую очередь с Северного моста, а Почайна – вынужденная зона транзита и «преддверие центра» для троещинцев, окажется в стороне, превратится в окраину, поскольку это уже не будет выгодный торговцам формат «места на проходе».

Когда будет запущено автомобильное движение по Подольскому мосту, трафик на Петровке существенно упадет. Это дает шанс организовать коридор для транзитного транспорта на севере города без строительства малой кровью, без строительства эфемерного моста или тоннеля «с севера Оболони на север Троещины». Подобный новый переход через Днепр красив, если смотреть на карту, но рискует оказаться не в первых приоритетах и из-за дороговизны быть отложенным на десятилетия. С одной стороны, а нужен ли переход «севернее северного», а с другой – надо же до этого как-то жить.

Возможная трассировка Северной Окружной через проспект Бандеры и Северный мост

Нет никаких сомнений в необходимости завершения строительства Северной окружной дороги от Минского шоссе до улицы Богатырской – будем надеяться, что этот инфраструктурный проект, наконец, завершат. Но дальше под транзит резонно использовать саму Богатырскую – хорошее шоссе в стороне от жилых районов, с боковыми дорогами для местного транспорта. Здесь только нужно построить хорошие надземные переходы вместо светофоров и развязку на пересечении с улицей Полярной – и будет скоростное шоссе.

Развязку в месте примыкания улицы Богатырской к проспекту Бандеры сложно назвать удачной – здесь уже сейчас стоят светофоры, а это – пригород для развязки. Впрочем, до реконструкции из-за технического износа можно потерпеть, возможно, закрыв некоторые полосы и заузив заезды. Дальше – такой же формат шоссе по проспекту Бандеры аж до Троещины.

Ведь если присмотреться – проспект Бандеры за этой развязкой выглядит как типичная Окружная дорога – без застройки по фасаду, с шопинг-моллами загородного типа SkyMall и Blockbuster Mall, большими автоцентрами, прочими торговыми заведениями большой площади. А Оболонь и Троещина оказываются за Окружной – но в этом нет ничего плохого, Теремки-2 же как-то живут, и довольно неплохо.

Проспекты Бандеры и Шухевича – типичная Окружная с торговыми центрами пригородного формата

Проспект Шухевича выглядит как загородная дорога – на Радужном есть внутренние улицы, правда, не подключенные должным образом к развязкам, но после открытия Подольского моста это станет не таким важным. А Троещина, представьте, как отдельный город-спутник, например, как Бровары. Больше, ближе – но за естественной преградой, и река Днепр между Петровкой и Троещиной куда существенней, чем лес между Лесным и Броварами.

Проспект Шухевича упирается в Троещинский рынок, а дальнейшие пути к выезду на Бровары – через бульвар Перова и улицу Братиславскую, пусть и магистрали, но с городской застройкой. Если заглянуть в генеральные планы, что в устаревший-2020, что в несостоявшийся-2025, мы видим новую магистраль в обход Лесного массива с выходом к Броварам. Эта дорога и должна вывести транзитный поток Северной Окружной на окружную дорогу Броваров – которая уже сейчас соединяется в обход застройки с окружной Борисполя с выходом на Полтаву.

Новая дорога от Троещинского рынка к Броварам в варианте генплана-2020…

Правда, оба варианта не самые лучшие: в варианте-2020 новая дорога выходит за поворотом на Южную броварскую окружную (откуда – выезд на Борисполь и Полтаву), а вариант-2025 предполагает выход на Броварское шоссе перед поворотом на Южную окружную Броваров – перегружая Броварское шоссе на коротком участке, да и две развязки очень близко – неудобно.

…и проекта генплана-2025

Такой проект ставит новые вызовы и задачи, в частности, четко задает планировку развязки Шухевича-Перова (Керченская площадь) – под прямое движение по Шухевича простой эстакадой прямого хода, все остальные маневры – внизу (как на Нивках или Столичном шоссе у проспекта Науки).  Одновременно это и переосмысление рынка Троещина – расположение на Окружной дает новые возможности для здешних торговцев, хотя придется потесниться по земле.

Как ни странно, именно формат Окружной дороги способен «вытянуть» торговый кластер Почайна, избежать его радикального сокращения в части торговли. Быстрый доступ с левого берега, вплоть до Броваров и даже Борисполя, может привлечь новых посетителей, готовых провести здесь полдня или день, но для этого торговая Почайна должна быть уникальной.

Мультифункциональный район для торговли и… для жизни

  1. Подземный переход. Нынешняя торговая Петровка/Почайна проигрывает огромным моллам, в первую очередь, в удобстве пеших перемещений – ведь клиент торгового кластера – это пешеход, который перемещается по району, из одного торгового центра в другой. И самое ужасное, что есть на Петровке (той самой, постсоветской!) – это подземный переход под проспектом Бандеры. Узкий, с хаотичной торговлей, без каких-либо пандусов и лифтов – с одной стороны проспекта на другой уж лучше на троллейбусе или машине переехать, чем спускаться в эту дыру. Такая же «крысиная нора» — дальше, неподалеку «Ашана», только уже без торговли и вечерком здесь страшновато.
Нынешний подземный переход – узкий, неудобный и переполнен торговлей

Приводить в порядок и расширять подземные переходы? Перекапывать проспект? Долго и дорого, куда привлекательней сделать надземные переходы с эскалаторами, конечно же закрытые. Но стоп, а там ведь и смотровая площадка на шоссе (кто не любит смотреть на трафик из-за окна), кафе, какая-то торговля.

В Киеве уже задумывались над зданиями над магистралями для связности городского пространства

О, так это же здание над магистралью, что в общем-то вполне реально. У нас уже начали практиковать строить ТРЦ над конечными общественного транспорта, следующий этап уплотнения застройки – здания над дорогами. Собственно, в Киеве и так есть пару таких примеров: долгострой на Львовской площади над улицей Рейтарской и здание Метростроя над улицей Бориса Гринченка, но речь идет о постройках над широкими шоссе, такими как проспект Бандеры.

  1. Архитектурный магнит. Условный ТРЦ «Бандера-Авеню-Плаза» должен не просто «освоить» воздушное пространство над одноименным проспектом, а связать обе стороны удобными для пешеходов связями. Такой объект может взять на себя функцию архитектурной изюминки, ныне общий внешний вид зданий Петровки, скажем так, тривиален, а для успешной Почайны нужен хороший архитектурный символ.
Здание над дорогой как раз и может стать таким магнитом, Копенгаген

Кроме того, району нужен хороший фуд-корт, если стараться привлечь посетителей в торгово-развлекательный кластер на много часов. Сейчас на Петровке/Почайне слабое предложение общественного питания, заведения разрознены, тогда как в рамках такого якорного ТРЦ могла бы появиться галерея ресторанов с видом на шоссе, а с верхних этажей – на центр города.

Дом над дорогой в Гонконге
  1. Навигация района. Клиент торгового кластера на чем-то приехал: или на общественном транспорте, или на собственном автомобиле. Навигация – очень важный момент организации торгового района. Внутренний транспорт в случае Почайны не нужен, но понимание, на чем можно подъехать одну-две остановки до другого ТРЦ – важно, как и общая планировка района. А для автомобилистов критически важно единое парковочное пространство – информационные табло на въездах в торговый район о наличии свободных мест на парковках торговых центров или отдельных паркингах.
  2. Развлекательное ядро. Если мы говорим о торгово-развлекательном кластере городского или регионального уровня, то нужен зал и/или площадь – ядро района. Концерт-холл на несколько тысяч, пусть и не масштабов Дворца Спорта. То ли в формате постиндастриал, то ли в современном, с ориентацией на «небедные» Оболонь и будущий Рыбальский – и связь этих районов. Киеву давно нужна замена устаревшему Дворцу «Украина» и Почайна может стать локацией для такого объекта. Площадь же понадобится для открытых мероприятий, как место встреч и событий, и может быть ближе к гавани.
На Почайне скоро откроется огромный ТРЦ Blockbuster Mall – однако хорошего концерт-холла не хватает
  1. Открытая зона отдыха. Среди застройщиков ТРЦ можно встретить мысль, что главное – загнать посетителя в «коробку», а там уже создать ему максимально комфортные условия для пребывания, этакий «суррогатный город». Возможно, зимой это и имеет смысл, однако в более теплые сезоны часто приятней пройтись по открытому воздуху, насладится реальным водоемом, а не просто фонтаном в коридоре. Особенно это касается крупных комплексов и торговых кластеров – создавая комфортное открытое пространство между зданиями.
Эскизный проект парка Почайна

Здесь как нельзя кстати появление парка «Почайна» – благодаря активистам не только была защищена от застройки зеленая зона с рекой, но и прошел архитектурный конкурс проекта парка. Набережная, зеленый пешеходный мост-аллея над шоссе к зеленой зоне у Иорданского озера, прогулочные аллеи у воды – все это хорошо интегрируется в существующую застройку. По нынешний задворкам ТРЦ проспекта Бандеры может получиться отличный пешеходный променад у воды и вдали от шоссе – к тому самому ТРЦ Blockbuster Mall , застройщики которого пытались закопать реку Почайну.

Проект-победитель предусматривает зеленый мост к Иорданскому озеру
  1. Индустриальный и офисный парки. Но настоящее устойчивое развитие района обеспечивает разнообразие функций, наличие и офисов, и торговли, и зон отдыха, и жилья. Сейчас даже в центральной части Почайны много слабоиспользуемых территорий, например, огромные цеха завода «Маяк» внутри кварталов (ревитализированые под торговлю в основном фасады), автотранспортное предприятие «Киевэнерго» – автопарк вполне можно вынести из торгового района, ему здесь не место.

Есть здесь земли Киевзеленбуда, какие-то пустыри… Хорошо под торгово-офисный центр был перестроен недострой напротив улицы Иорданской, но возможностей здесь еще много. В то же время активно строятся офисы с другого конца Почайны – в районе станции электрички «Зенит». Здесь важно восстановить сообщение по улице Вербовой к улице Марка Вовчка, а также улицей Куреневской устроить полноценный железнодорожный переезд через пути на Вышгород.

Промышленная зона между Почайной, Оболонью и Куреневкой – отличное место для индустриального парка

В этой промзоне обосновалось несколько сервисных центров крупных компаний бытовой техники и электроники, это хорошее направление для кластера Почайна. Собственно, те самые высокие технологии с которых когда-то начиналась Петровка. Конечно, хорошо здесь может быть ИТ-компаниям – хорошая инфраструктура, близость жилых районов, и в то же время Подола, который все больше развивается как креативный постиндустриальный район.

  1. Жилой комплекс «Почайна Таун»

Несколько месяцев назад появилась информация о планах китайского застройщика выстроить вблизи метро «Почайна» жилой комплекс «Почайна Таун», с использованием технологий 3D-печати и сверхнизкими ценами на квартиры. Предполагалось, что жилой комплекс будет состоять из восьми домов высотой 8-24 этажей, один дом будет строится за месяц, площадка – в пяти минутах ходьбы от выхода из метро, между проспектом Степана Бандеры и улицей Вербной (букинистическим рынком).

Оказалось, что рендеры ЖК «Почайна Таун», на самом деле проект комплекса The Docks, построенный в 2015 году в парижском районе Сент-Оуэн.

Впоследствии оказалось, что это скорее некий тест маркетологов на заинтересованность, хотя никто так и не признался, кто проводил это исследование и каковы были его цели. Но так или иначе, создание полномасштабного парка «Почайна», как ни странно, может стать локомотивом и жилого строительства в районе. Действительно, если помимо торгово-развлекательных центров на Почайне будут рабочие места, хороший парк, снизится нагрузка транзитного транспорта – почему бы в таком хорошем районе не жить?

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com