«Король Данило»
10:00   23.11.18

Король Данило: развлечение для избранных

В прокат вышел «Король Данило». Фильм Тараса Химича рассказывает историю, наверное, самого сложного периода в правлении Данила Романовича, более известного как Данило Галицкий. В середине XIII века князь успешно объединил осколок Древней Руси, а именно Галицко-Волынское княжество, под своим правлением и смог как подавить внутренне сопротивление, так и отбить его от посягательств монголов.

Пожалуй, чего меньше всего требует введение к этому фильму, так это урока истории. Идя на него, лучше не знать, что такое, например, Галицко-Волынская летопись, где находится город Холм (теперь Хелм) и когда монголы разрушили Киев. Фильм сразу дает понять, что перед нами кино историческое не более чем недавний «Король Артур» Гая Ричи (или любой другой фильм по мотивам Артурова цикла). Это выгодно отличает его не только от почти всего «исторического» кино советского периода о славных князьях прошлого, но и от череды казацких фильмов уже периода независимости, которые все равно были лубочными и не предлагали зрителю чего-нибудь еще. «Король Данило» не зря позиционирует себя как боевик. Понятно, что любой современный украинский фильм, где хотя бы упали с лошади, уже боевик с невиданной работой каскадеров, но даже по международным меркам «Король Данило» вполне может считаться экшен-фильмом. Просто в миниатюре.

Король Данило
Фото со съемок фильма «Король Данило»

Итак, начинается фильм с того, как Данило во главе отряда галицко-волынских ниндзя захватывает замок тамплиеров и их обитателей, которые только собрались выпить и закусить за столом главного тамплиера по имени Бруно. Но вскоре, сыграв с Бруно в шахматы и померившись прозорливостью видения политической ситуации (бояре бушуют, монголы наступают, Европа выжидающе смотрит), Данило отпускает того, проявив милость и дальновидность. Вступление фильма заканчивается сценами, в которых Данило собирает под свою власть земли. Затем действие переносится в Холм, построенную князем столицу и резиденцию его княжества.

Город был действительно построен для съемок фильма.  Это делает очевидным те бюджетные ограничения, которые скрыть, к сожалению, не удается. Поэтому княжеская резиденция представляет собой деревянную крепость, во внутреннем дворе которой может находиться, не толпясь, человек пятьдесят от силы, но в которой жизнь бьет ключом. И даже рынок с заморскими купцами в виде двух улыбчивых чернокожих молодых людей присутствует, демонстрируя безопасность дорог и налаженные контакты с миром княжества. Но основную территорию крепости занимает тренировочный лагерь, где непрестанно упражняются все десять человек, составляющие дружину князя, потому что он всю свою жизнь воевал и не собирается прекращать.

К этому времени фильм начинает довольно много сюжетных линий. Одна касается внутренних дворцовых интриг (жадная служанка княгини), вторая – комическая (кудрявый юноша-воин, влюбленный в другую служанку). Третья должна показывать внутреннюю борьбу главного героя — его сын-подросток рвется в бой и хочет показать папе свою состоятельность. Наконец, четвертая должна непосредственно касаться основного сюжета, так как речь идет о брате князя Васильке. Именно она и приводит нас к конфликту фильма. По крайней мере, к тому, что какое-то время кажется конфликтом фильма.

«Король Данило»
«Король Данило»

В стране очевидна внутренняя оппозиция. Ее выражают бояре во втором центре княжества — в городе Галиче. В силу ограниченности бюджета и для большей четкости повествования их всего три. Среди них особенно выделяется видный бородатый олигарх и владелец серебряных шахт, которому все время хочется сказать в экран, что у него сползла повязка с головы, но потом становится очевидно, что это повязка на глазу. Итак, олигархи замышляют нехорошее, а именно свергнуть Данилу, договорившись с подступающими монголами, которые уже взяли Киев. Данило перед лицом монгольского вторжения отсылает Василька в Галич и дает ему в помощники своего верного друга, который должен своей умеренностью, опытом и выдержкой удерживать того от горячих поступков, на которые так надеются зловещие олигархи. А сам остается ждать монголов у ворот своей столицы.

Картину «Король Данило» должен спасать прежде всего зритель. Именно на зрителя тут возложены те обязанности, которые недовыполнили сценарист и режиссер. Именно зритель тут связывает огромные и недосказанные куски повествования и сам дополняет прорехи в характеризациях героев. К счастью, это действительно происходит, потому что «Король Данило» ориентируется на западные, прежде всего голливудские образцы, в которых нет недостатка на экранах. Сам он не может толком рассказать, чего хотят герои и зачем они делают что-то.  Вдобавок в первый час картина тащит на себе слишком много второстепенных сюжетных линий, которые взвалила на себя, не понимая, что делать с половиной из них.

«Король Данило»
«Король Данило»

Но после первого часа происходит чудо.  Потому что фильм, некоторым образом, заканчивается. Данило наводит порядки в державе, отбивает татар, всех 30 человек, пришедших посягать на его вотчину, и разбирается с боярами. Поэтому практически все свои второстепенные сюжеты «Король Данило», облегченно выдохнув, забывает, оборвав на полуслове. Но так как до конца фильма все-таки остается еще полчаса, главный герой собирается успеть решить и внешнеполитические вопросы. Данило самолично отправляется в ставку хана Бату, чтобы договориться о мире между монголами и своим княжеством. Поэтому мы не узнаем дальнейшей истории кудрявого юноши-воина и того, зачем нам его показывали в первый час.  Не увидим больше князя Василька. Так что пока князь со своей свитой – в силу бюджетных ограничений это три человека – будет ехать до границ своего княжества, у зрителя есть хороший шанс додумать истории каждого из них так, как ему хочется.

И последние полчаса фильма смотрятся куда более стройно. У этой части практически одна сюжетная линия, для которой мобилизирован даже новый, прежде отсутствующий герой, – буйный викинг, которого наняли недобитые злые силы, чтобы убить князя. И к финалу этот фильм странным образом как будто проецируется на современность. Бунтующие бояре, сидящие на рудниках, напоминают ситуацию с незаконной добычей янтаря (можно подставить любую другую подобную проблему). А хан Бату, олицетворяющий интервенцию с востока, разговаривает с нескрываемым русским акцентом. Европейская политика, наконец, тут тоже находит свои параллели с настоящим, но тут мы касаемся уже финала фильма, о котором упоминать не стоит просто потому, что этого требуют правила уважения к зрителю фильма, который его еще не видел.

В целом, «Король Данило» — это украинский фильм, который несомненно ориентируется на зрительское кино Европы и США, но еще не совсем понимает, как сделать такое же на родном материале. Ему катастрофически не хватает бюджета, что делает эффект от него не совсем таким, на который, по всей видимости, рассчитывали его создатели.  Актерам не хватает минимального разнообразия и опыта – пусть экшен-герой не должен выдавать роли, достойные «Оскара», но даже у Брюса Уиллиса есть целых три выражения лица, а не одно, как у исполнителя роли Данила в этом фильме. Наконец, зрительский фильм не должен настолько полагаться на внутреннюю работу зрителя, который должен вынужденно связывать в цельную картину тот почти случайный набор сцен, показанный ему. Нам действительно отчаянно не хватает развлекательного кино, но не такого, в котором развлекаются пока только те, кто его снимает, а не зрители.

 


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com