11:03   17.08.18

Кузня войны. Обзор столичного ВПК

После распада СССР столичные заводы военно-промышленного комплекса еле сводили концы с концами. «Ремдизель», ремонтирующий двигатели для судов, превратился в мертвую «промку». «Буревестник» на Здолбуновской, обслуживающий РЛС флота, до сих пор подмигивает выбитыми окнами – его так и не смогли запустить в 2014-м

Десятки заводов были вырезаны и превращены в склады или супермаркеты. Вполне логично: Украине не нужно было содержать три военных округа и создавать мобилизационные запасы для десятков дивизий второй линии СССР, пока люди стоят два года в очереди на телевизор. Рабочие выехали в Россию или Польшу, многие инженерно-технические специалисты, переквалифицировавшись, перешли в сферу торговли или услуг.

С момента аннексии Крыма и начала вторжения на востоке Украины киевская «оборонка» начала потихоньку приходить в себя. И вот чего мы добились за четыре года этого трудного процесса.

Конструкторское бюро «Луч»

Одно из немногих предприятий, которому не пришлось перебиваться с хлеба на воду до 2014 года: контракт с Грузией, поставки в Азербайджан, текущие работы по модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-8. После начала войны предприятие получило обновление станочного парка – станки с ЧПУ, электроника, собирали линию под создание противокорабельных ракет. Набирались люди – и сейчас требуется инженер–конструктор.

Согласно отчету от «Луча» за 2017 год, средняя зарплата по предприятию колебалась в пределах 17-20 тысяч гривен. Естественно, медианная ниже, но даже для Киева это далеко не самое худшее предложение.

Противокорабельная ракета «Нептун» пока, вероятно, находится в стадии бросковых испытаний (судя по оранжевому цвету корпуса). Зато в кооперации с ДАХК «Артем» производится корректируемая ракета «Ольха». Широкая линейка противотанковых управляемых комплексов – «Барьеры» для техники, катеров и вертолетов, с прошлого года «Корсары», активно закупались «Стугны», в танковые войска шли управляемые «Комбаты». Сотни ракет к пусковым юнитам – по 600-800 в год, десятки ракет в Алжир или для белорусского контракта в Ирак в перспективе. В 2017 году чистый доход КБ составил 860 млн грн – в шесть раз больше, чем в 2013-м.

«Артем»

Тут также стабильный рост жиров в масле. В 2016 году компания получила чистого дохода на 1 млрд 400 млн грн, в 2017 – на 472 млн грн. Закупка поляками 40 ракет «воздух – воздух» Р-27 и достаточно масштабный проект по оборудованию авиации устройствами выброса ложных целей «Адрос» в свое время дали возможность рассчитаться с долгами и обновить станочный парк.

У «Артема» было несколько удачных проектов – выпуск неуправляемых 80-мм ракет к штурмовикам и вертолетам, создание одноразовых гранатометов. Вместе с поляками на основе ракеты Р-27 создается мобильная система ПВО малой дальности «Нарва». Государственная акционерная холдинговая компания «Артем» развернула линию по созданию корпусов ракет «Ольха» и закупила прессы под производство снарядов калибра 152 мм для «Гиацинта». Судя по контракту на закупку оборудования, именно на мощностях «Артема» планируется разворачивание линии 155-мм снарядов под калибр НАТО – из предприятия планируют сделать хаб по производству боеприпасов.

Киевский бронетанковый завод

Завод отгружает силовым структурам Украины по 50-60 БТР-3БТР-3 ДА в год. Помимо этого, модернизирует танки Т-72 и расконсервирует их с хранения, делает текущие ремонты техники. Был запущен сварочный цех по производству корпусов, проведена работа по устранению выплывших в результате эксплуатации бронетранспортеров в АТО «детских болезней». В принципе, есть задел для роста производства – предприятие способно выпускать до 12 машин в месяц. Кроме того, назревает большой контракт с поляками на модернизацию их Т-72, закупившими более 500 комплектов украинской динамической защиты. Модернизация Т-72 АМТ как раз под этот проект.

Если учесть потребность ВСУ в замене БМП–12 как 1240 + штук из стоящих в строю, то работы реально непочатый край. Чистый доход за 2017 год – 503 млн долларов, но завод нуждается в масштабной замене станочного парка и модернизации (и в принципе ее проводит, заказав два десятка станков).

«Практика»

Частная фирма, начинавшая с производства сейфов и инкассаторских автомобилей к 2017 году, заняла свою нишу на рынке военных автомобилей. Здесь и специальные авто вроде командно-штабных машин, и лаборатории для разминирования, и бронемашины для перевозки личного состава. Более 64 машин «Казак–2» в разных модификациях сданы заказчикам. С учетом производства 2018 года это достаточно внушительная цифра. Бронирование специальных автомобилей КРАЗ, создание бронированных капсул под различные экспериментальные авто и шасси, переделка «Хамви» с брезентовыми дверями.

На сегодня есть открытые вакансии, от сварщиков и сборщиков до ИТР и кладовщика – в принципе, на средние киевские зарплаты.

Оборонная промышленность выходит из 25-летней комы крайне медленно.  «Антонов» подписывает договор по совместному производству и закупке комплектующих с «Боингом» и локализуют Ан-132 в Саудовской Аравии, но это не значит, что завтра самолеты начнут продаваться как шашлыки.

 «Маяк» освоил серию минометов калибра 60 мм и 120 мм, но для серии снайперских винтовок и пулеметов необходимо производство стволов и инвестиции. Завод «Кузница на Рыбальском» выпускает шесть бронированных катеров и достраивает десантные «Кентавры», но чтобы построить даже патрульный флот для побережья двух морей, понадобится добрый десяток лет. Но другого пути нет: работающие заводы ВПК – это техника для нашей армии, рабочие места для киевлян, налоги в бюджет (например, «Артем» входит в топ-плательщиков налогов в Киеве со своими 135 млн выплат).

Это напоминает спорт. Когда нетренированный человек приходит в зал, он прогрессирует быстро, но позже каждый килограмм и подход будут даваться адским трудом. Прогресс есть, главное не останавливаться.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com