Мост Патона
13:01   05.11.18 Видео

Мосты Патона

В Киеве есть два моста, которые знают все: мост влюбленных и мост Патона. Каждый из них по-своему интересный и уникальный, каждый появился в столице благодаря Евгению Оскаровичу Патону. Но в чем же уникальность и ценность технологии, которую изобрел талантливый ученый? И какова судьба его творений?

Не только технология строительства мостов, которую усовершенствовал Евгений Патон, заслуживает внимания. Судьба ученого тоже весьма интересна. В этом человека довольно гармонично соединялось все то, что украинцы сейчас стремятся соединить в себе.

  • Во-первых, Евгений Оскарович родился во Франции (4 марта 1870 года), а первое университетское образование получил в Германии. Европейские ценности и образ жизни, будущий талантливый инженер, знал не понаслышке. Всю жизнь он оставался вежливым в общении и точным в работе.
  • Во-вторых, Патон имел множество возможностей уехать из страны, но не воспользовался ими. Вместе с Киевом и киевлянами он пережил Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Вторую мировую войну (вернулся после эвакуации) и в Киеве же и похоронен (12 августа 1953 года). Действительно патриот, который любил город и сумел сделать его более удобным, красивым и комфортным.

Кроме мостов и новых технологий, Евгений Патон оставил после себя еще и множество талантливых студентов. В 1905 году Патон был зачислен на должность ординарного профессора кафедры строительного искусства и архитектуры в Киевский политехнический институт. В КПИ Евгений Оскарович проработал до 1934 года, затем больше времени стал уделять научно-исследовательской деятельности. В том же 1934 году основал Институт электросварки, который и сейчас еще работает в Киеве и носит имя своего основателя. Интересно то, что директором этого учреждения стал Борис Евгеньевич Патон – сын, ученик и приемник.

Мосты Патона

Было бы не честно говорить о Евгении Патоне в связи только лишь с одним мостом. На счету ученого их довольно много.  В годы Первой мировой войны сформировалось даже устойчивое словосочетание «мосты Патона», так называли уникальные разборные конструкции мостов, которые широко использовались в военном деле.

Парковый мост в народе называют: мост влюбленных, Чертов мост, Поцелуйный мост, мост самоубийц и даже малый мост Патона

Первым киевским мостом Патона стал Парковый мост. Он должен был соединить два киевских парка: Мариинский и Крещатый.   Проект предложили молодому инженеру Евгению Патону. И в 1912 году Киев получил один из самых знаковых своих символов. Интересно, что у этого моста есть невероятное количество названий, несмотря на то, что официально он Парковый мост, но в народе его называют: мост влюбленных, Чертов мост, Поцелуйный мост, мост самоубийц и даже малый мост Патона.

После Первой мировой войны Евгений Оскарович спроектировал еще один киевский мост. На месте Николаевского цепного моста, который взорвали поляки в 1920 году, было принято решение построить новый. Только в 1924 году проектные работы смогли завершить. Сложность заключалась в том, что Патону не хотелось просто возобновить цепной мост, он понимал, что это не самая удачная конструкция для такого длинного моста. Поэтому ученый предложил построить балочный мост. В 1925 году киевляне увидели новый мост им. Евгении Бош. К сожалению, его постигла участь предшественника, в годы Второй мировой войны в 1941 году он тоже был взорван.

Мост имени Е. О. Патона

За свою долгую профессиональную деятельность Евгений Патон стал автором более чем ста сварных мостов, но действительно мировую славу принес ему один.

История знаменитого моста тесно связана с двумя мировыми войнами. Во время первой – был разрушен мост, которой соединял правый и левый берега Киева. Власти города приняли решение построить новый – Наводницкий мост. Сооружение опор шло полным ходом, но помешала Вторая мировая война. После победы, к планам по строительству важного для города моста вернулись вновь, решив строить Киевский мост. На этапе его проектирования и пригласили Евгения Патона.

Мосты Патона

Евгений Оскарович предложил использовать не клепаные соединения, а сварку. На тот момент, технология монтажа моста с применением сварки была инновационной и неиспробованной, многие коллеги инженера высказывали опасения. Однако Патону, который уже был основателем целого Института электросварки, удалось настоять на своем и убедить не только коллег, но и представителей власти.

Прежде чем приступить к строительству моста, надо было удалить старые опоры. Для этого решили применять взрывчатку. Легенда гласит, что взрывчатые вещества упаковывали в презервативы, дабы можно было производить подрыв в воде. При этом было использовано более 5 тысяч резиновых изделий № 2.

За все годы своего существования мост Патона ни разу не закрывали на капитальный ремонт

После того, как пространство было расчищено, можно было приступить к строительству первого в мире цельносварного моста и одновременно самого большого, на тот момент, моста в Европе. Конечно, Киевский мост должен был стать триумфом Патона и его лебединой песней, но ученый так и не увидел завершенный мост.

12 августа 1953 года Евгений Патон скончался и только спустя несколько месяцев строительство моста завершилось. Первые автомобили поехали по мосту имени Е. С. Патона 5 ноября 1953 года. Спустя год, 1 ноября 1954 года по мосту начали курсировать трамваи. Сейчас мост Патона является одной из главных магистральных линий города и предметом гордости Киева. Тот факт, что за все годы своего существования мост ни разу не закрывали на капитальный ремонт, говорит только о том, что Патон был прав и его технология доказала свою прочность и надежность.