09:30   17.10.18

Объемная история Киева

Никогда не уставайте ходить по знакомым местам. Даже по хоженому-перехоженному Крещатику можно прогуляться совсем по-новому.  Надо только начать заходить во дворы, арки и обращать внимание на детали. И тогда можно найти маленьких гидов, которые расскажут вам кое-что из истории Киева. Медные скульптурки проекта «Шукай», его создательница Юлия Бевзенко и киевская архитектура будут у нас сегодня в фокусе

Истории в миниатюре

В Киеве на парапетах и полочках, просто на стенах и даже на углу, расположились девять бронзовых мини-скульптур. Рядом с каждой из них – табличка с QR -кодом, перейдя по нему можно прочитать историю самого объекта, воспроизведенного в миниатюре. С начала 2018 года каждый месяц появляется по одной такой фигурке. Такой проект задумала и реализовала Юлия Бевзенко. Девушка с насыщенной биографией вдохновилась подобными скульптурками Ужгорода. Но их не сопровождают рассказы, и они не могут стать гидами для непосвященных.

Поскольку четыре из девяти скульптур расположились в районе Крещатика, не так давно здесь была и пятая,  предлагаем пройтись по улице с архитектурной мини-экскурсией. Читайте и идите смотреть, не забудьте телефон: фотографировать и читать истории по QR –коду.  А о том, как юной девушке удалось воплотить такой проект – в конце нашей истории.  

Гастрономический Киев

Начинаем с Бессарабского рынка. Присмотритесь и увидите, что наверху его стены украшены тематическими барельефами: рыбы, голова быка, молочница. Любопытно, что один из двух авторов – женщина, Татьяна Руденко. Если учесть, что в дореволюционной империи женщины могли передвигаться только с письменного разрешения мужчины – мужа или отца, то участие в городском проекте –  большое преодоление.


Бессарабский рынок. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Через дорогу, в конце Крещатика (потому как нумерация его идет от Европейской площади) на фасаде известного кондитерского магазина еще недавно располагался бронзовый миниатюрный киевский тортик. К сожалению, его пришлось снять из-за покушений вандалов. А зря они так: торт – гастрономический символ Киева.

По легенде он появился из-за ошибки. Кондитеры фабрики им. Карла Маркса забыли убрать в холодильник белковую массу, приготовленную для сменщиков. Она  затвердела – так и появились воздушные коржи. Пришедшая новая смена кондитеров смазала их кремом, чтобы скрыть ошибку.  Однако сейчас на фабрике говорят, что это только легенда и работники целенаправленно трудились над поиском новой рецептуры, которую позже даже запатентовали.  Правда – посередине. Современницы изобретения рассказали, что рецепт был изобретен, но случайность была. Однажды на фабрике на сутки отключили электричество, а когда из выдержанной таким образом белковой массы приготовили очередной киевский торт он оказался лучше предшественников.  

Говорят, что киевский торт открывал любые двери, без него отправляться в командировку не стоило. Дело в том, что в столице Советского союза пекли только квадратные торты и в основном полукилограммовые, а наш красавец был круглый, огромный (то есть в два раза больше) и нарядный – весь в кремовых цветах.

Последняя байка гласит, что, хотя сейчас рецепт хранится в секрете, однажды фабрика делилась рецептурой с другими предприятиями. Но ни у кого выпечь такой торт не вышло, кушать именно этот торт мы сможем до тех пор, пока работают еще те, старые, печи фабрики им. Карла Маркса.

Флигель, каштан и пожар

Чуть дальше по улице с этой же нечетной стороны есть невысокое розовое здание – оно как бы выпадает из общей торжественной более высокой архитектуры Крещатика. Это флигель – дом, который находился когда-то во дворе усадьбы. Фасадное здание находилось на нынешней тротуарной части, и было вроде тех, что можно увидеть с другой, четной стороны улицы.

Просто во время реконструкции после Второй мировой войны Крещатик расширили в два раза, и некогда дворовая постройка стала уличной. А здания через дорогу с лепкой и статуями – дореволюционные доходные дома, пережили взрывы и пожар 1941 года.
Кстати, обратите внимание, идем мы по каштановому бульвару. Здесь эти деревья появились  в послевоенную отстройку улицы. Четная сторона – административная со сплошной застройкой. Нечетная – жилая пунктирная с просветами между домами, чтобы было видно холмистый зеленый ландшафт. А каштановый бульвар должен был отделить жилые дома от проезжей части и слиться с зеленью на заднем плане.

Каштаны так полюбились, что в 1969 году попали на герб Киева, и на самый известный торт.  Этот символ города можно увидеть в бронзовом исполнении. Для этого надо перейти дорогу и подойти к парадному входу  Киевской горгосадминистрации, найти два каштанчика и навести телефон на код, чтобы прочитать историю  символа и заодно сфотографировать.  


Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Идем дальше. За зданием администрации есть темный дом под номером 32. Посмотрите на окна и украшения над ними, и увидите сколы и повреждения – это эхо войны. Следы от страшного пожара 1941 года, когда горела вся улица, а температура была такой высокой, что рушился камень, и вода не могла погасить огонь.


Здание со следами пожара 1941 года. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Перед тем как вернуться на нечетную сторону, повернитесь и полюбуйтесь ею: все эти замечательные цветочно-завитушечные фасады – это керамическая плитка. Авторы зданий любили летом выезжать на пленер в украинские села.

Неожиданные открытия

Переходим обратно на нечетную сторону, нам нужно зайти в Пассаж. Проходя под аркой, обязательно поднимите голову и полюбуйтесь украшенным майоликой сводом. Он отлично сочетается с керамическими украшениями фасадов. Но внутри Пассажа нас ожидает совсем другая архитектура. К серым стенам надо привыкнуть и присмотреться: здесь обитают античные боги. Легко узнать Нептуна, а сможете найти Прометея или Гефеста с Афродитой? Еще там можно увидеть детей и львицу, а также птиц и баранов с ананасами на рогах.

Разглядывая рельефы вверху, не забывайте посматривать и ниже: где-то здесь спрятался миниатюрный киевский самоходный экипаж. Надо сказать, что на рубеже XIX и XX веков конный транспорт в городе был недешевым: с Липок до Бессарабки можно было доехать дороже, чем выпить чашку кофе в кафе. Ну, а самоходным средством поначалу пользовались только обеспеченные и оригинальные горожане. Такие как архитектор Владислав Городецкий и хозяин дома на Андреевском спуске, № 15 тоже архитектор  Василий Листовничий.


Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Выходя из Пассажа, попадаем на улицу Заньковецкой и поворачиваем налево в сторону улицы Городецкой. Здесь есть ресторан Chicken Kyiv – так называют котлету по-киевски иностранцы. Здесь и надо искать ту самую бронзовую котлету.  Котлету де-воляй (cotelette de volaille – котлета из птицы) придумал француз, в Российскую империю ее завезли при любительнице праздников Елизавете Петровне. Позже она приобрела свои местные особенности в Санкт-Петербурге и в Киеве.  Причем киевская теперь хорошо известна за пределами города.


Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Прочитав историю по QR-коду, посмотрите на другую сторону улицы Городецкого и увидите необычное здание – доходный дом Гинзбурга. Он украшен античными персонажами и когда-то был одним из самых фешенебельных. Часто его называют самым высоким зданием Киева той поры. Но куда более высокий дом Гинзбурга стоял на месте нынешней гостиницы Украина. Пойдем к площади Независимости и полюбуемся улицей: она перенесет нас на сто лет назад, до войны, до революции.

Назад в детство

Начиная с Майдана, Крещатик отстраивали по совсем другим правилам, и это заметно по облику зданий. Проходя мимо памятника-фонтана основателям города, можно заглянуть на тыльную сторону монумента –  там изображен древний Киев.


Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Нынешний парк за зданием Национальной филармонии когда-то был Купеческим садом. Там были открытая концертная площадка, ресторан, обзорная площадка с видом на Подол. По вечерам играла музыка, давались театральные представления. Потому вход в парк был платным. Но весь город собирался на прогулки по этому саду. К концу XIX века появилась водонапорная башня для первого в Киеве водопровода, ее видно между деревьями до сих пор. После революции  деревянные строения парка заселили детские кружки и здесь построили фонтаны с соответствующей тематикой. Миниатюру самого известного и любимого из них можно увидеть в районе арки Дружбы Народов.


Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Это только одна прогулка. А еще в проекте «Шукай» есть киевское сухое варенье на Андреевском спуске 2д, киевская плинфа на Дегтярной 6 (Воздвиженка), трамвай на Спортивной площади 1 и фонтан на Владимирской улице 40/2. Впереди – еще три открытия. Как это начиналось и что дальше – рассказала хозяйка проекта.


Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как это происходит

Юлия Бевзенко – гид-экскурсовод с 2014 года.  Сценарист по образованию она перепробовала несколько специальностей, но все в творческой и можно сказать звездной среде, но всегда хотела рассказывать о Киеве. В процессе созревали идеи, как сделать прогулки комфортнее или интереснее. Результатом этого стали скульптурки «Шукай».

«Год я обдумывала саму идею. Написала план на шесть скульптур – это, конечно же, каштан, киевский торт, котлета по-киевски, сухое варенье, фонтан и слон, — рассказывает Юлия Бевзенко. – Начинать со скульптуры слона – рискованно, надо было выбрать символ, который знают все». Это были каштан, киевский торт и котлета по-киевски. Гид решила предложить ресторатору Диме Борисову установить столичный деликатес возле его ресторана. Идея понравилась и все завертелось. Юлия написала на своем Facebook, что к проекту может присоединиться любая компания и подарить городу символ. В этот же день она получила три отклика, и потом продолжали звонить заинтересованные.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Так у Юлии Бевзенко стали появляться новые идеи: после отклика строительной компании возник исторический символ и в тоже время посвященный зодчеству – плинфа, которая уже тысячелетие держит стены золотых ворот. А вот трамвай девушка задумывала с самого начала проекта и была уверена, что на него найдется свой партнер.

Однажды на встречу прихватила фото пластилиновой модели и оказалась права: в компании сами заговорили о трамвае.

Были и сложности. Например, с установкой скульптуры самоходного экипажа в Пассаже. Сначала ни по каким телефонам не отвечал ЖЭК, а потом оказалось, что разрешение на установку надо получать в районной администрации. Зато директор парка  сразу узнал Юлю – был наслышан о проекте «Шукай».  

Все арт-объекты сначала воплощаются в пластилине  скульпторами-керамистами из Galenko Gallery. Потом готовят форму и отливают модель. Над каждой установленной скульптуркой есть видеокамера. Защитить не удается только киевский торт – его перенесут в другое место.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

А совсем скоро – 20 октября в 12:00 новое открытие где-то недалеко от площади Льва Толстого, подробности – за день до открытия на странице Юли Бевзенко. Она уже знает, какие будут фигурки до конца года и таинственно замечает, что это не все. В следующем году история будет в деталях – не так очевидна и не так известна, поэтому еще интересней.