12:03   23.08.19

Одной крови

Женщины и волки: что общего? Вопрос странный. Но для Клариссы Пинколы Эстес он полон глубокого смысла, который писательница раскрывает в книге «Жінки, що біжать з вовками».

Философ, кризисный аналитик, правозащитница, автор работ по психологии, Эстес – многолика, будто богиня Геката. Ее профессиональные навыки формировались в период, когда специалисты по душевным недугам толковали проблемы пациентов через энергию либо сексуальную, либо психическую. Американка пошла вторым путем, и как верная сторонница Юнга занялась коллективным бессознательным, выбрав в качестве объекта исследования феминное начало, а в качестве инструмента – древние сказания.

На идею, которую она развивала и потом опиралась в своей практике, ее натолкнуло наблюдение за социальными животными, и особенно – волками. У здоровых особей она отметила любопытство, храбрость, игривый дух, преданность близким, осознание своей территории. Черты, присущие и женщинам, вот только общество делает все, чтобы погасить этот потенциал и получить взамен свободной, гордой и сильной личности покорную самку.

загрузка...
загрузка...

Хотя книга была впервые опубликована лишь в 1992 году, Эстес тянула эту генеральную параллель еще с конца 1960-х. Вроде бы равноправие в тренде, возможностей больше, однако приличные дочери по-прежнему принадлежат своим родителям, супруги – мужьям и детям, дамы – церковным приходам. Если душевные терзания опутанных веригами обязательств и условностей бедняжек вырываются вовне – это пренебрежительно называют истериками. Если не вырываются, тогда самих пленниц именуют «милыми». Милая блузочка, милая песенка, милая девушка.

Понять, что связь со своей естественной силой (в терминологии автора – дикостью) утеряна, легко. Типичные симптомы – усталость, слабость, депрессия, постоянный страх, хроническая злость, нестабильность, зажатость – говорят о том, женщина утратила свою натуру. Потому и жизнь ей кажется серой, пресной, вялой.

Исправить ситуацию можно преданиями. Главный рецепт: взять историю-сырец, прочесть вдумчиво и разъять на детали, которые обладают терапевтическим эффектом. Как из архаических текстов добыть исцеляющие подсказки, Эстес показывает на примерах и хрестоматийных («Василиса Премудрая», «Гадкий утенок»), и малоизвестных («Тюленья шкура», «Безрукая дева»).

Скажем, под ее скальпелем «Синяя Борода» из сказки о неофите, сующем нос, куда не просят, превращается в гимн человеческому познанию. Обладающая инстинктом разведчика, жена центрального персонажа – воплощение природной, еще ничем не скованной жажды нового. Ее грозный избранник олицетворяет сразу несколько сущностей. Это и зверь, умело маскирующийся под эксцентрика. И темная сторона души доверчивой простушки – некий внутренний голос, беспрерывно нашептывающий: «Не влезай – убьет!» И давление культурных предрассудков – безотчетной тревоге героини противостоит небезопасный тезис: «А борода не такая уж и синяя».

Методика в целом несложная, но следует помнить, что помимо прочего, Эстес еще и поэтесса. Книга «Жінки, що біжать з вовками» равно удалена от академической скуки и популяризаторской графомании, зато образна. Даже если речь идет о сугубо научных явлениях, писательница в соответствии с собственной теорией не сдерживается. Она скажет: «Когда мы впускаем в себя интуицию, то становимся похожи на звездную ночь: всматриваемся в мир тысячью глаз», вместо: «На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности, интеллекта и логического мышления». И тут уж ничего не поделать – с авторским стилем изложения нужно смириться.

Клариса Пінкола Естес. Жінки, що біжать з вовками. Архетип Дикої жінки у міфах та легендах. – К.: Yakaboo Publishing

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com